На главную
На главную

«Проектное управление» - в поисках смысла и понимания

«Проектное управление» - в поисках смысла и понимания

В 2018 году Правительством Российской Федерации были утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 года (далее - ОНДП). В документе фактически представлено будущее нашей страны как в части экономики, так и в сфере труда. Согласно документу, национальные цели развития страны обеспечиваются реализацией национальных проектов и программ, охватывающими практически все отрасли. С применением механизмов государственно-частного партнерства предполагается реализовывать комплексные инвестиционные проекты по всей стране.

Слово «проект» встречается в тексте документа более 100 раз. Не менее популярно в тексте документа и словосочетание «проектное управление» или «управление проектами». Проектное управление можно еще назвать «проектным менеджментом» - так, как оно переведено и прописано в стандартах.

Для реализации основных направлений деятельности Правительства утверждено уже большое количество стандартов по проектному управлению (менеджменту), как понимаю, они и должны стать нашими «проводниками» в наше светлое будущее. Перечислю некоторые утвержденные стандарты и распорядительные документы по теме:

  1. ГОСТ Р ИСО 21500-2014 Руководство по проектному менеджменту.
  2. ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом.
  3. ГОСТ Р 54870-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов.
  4. ГОСТ Р 54871-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению программой.
  5. ГОСТ Р 52806-2007 Менеджмент рисков проектов. Общие положения.
  6. ГОСТ Р 56275-2014 Менеджмент рисков. Руководство по надлежащей практике менеджмента рисков проектов.
  7. ГОСТ Р 56714.1-2015 Мультипроектный менеджмент. Управление проектом, портфелем проектов, программой.
  8. Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти (Распоряжение Министерства экономического развития от 14.04.2014 №26Р-АУ)

Охрана труда в ОНДП тоже прописана, но почему-то в разделе о политике в области занятости. Отмечено, что реализация развития системы охраны труда осуществляется через выявление профессиональных рисков и совершенствование госнадзора за соблюдением трудового законодательства.

Все бы хорошо - только есть проблемы непонимания. При детальном рассмотрении терминологии, представленной в вышеуказанных стандартах и распорядительном документе и сравнении ее с терминологией системы охраны труда – оптимизм исчезает. Говоря прямо – терминологические совпадения отсутствуют.

Есть и еще ряд особенностей, прописанных в стандартах.

Проектный менеджмент – смысловые особенности.

Согласно п.2.1 ГОСТ Р ИСО 21500-2014 по проектному менеджменту термин «работа/операция (activity)» — это выявленный фрагмент деятельности в рамках календарного графика, выполнение которого необходимо для завершения проекта.

Согласно п. 3.7 ГОСТ Р ИСО 21500-2014 «проектный менеджмент согласуется с общими принципами ведения бизнеса и управления, но отличается от управления производственной деятельностью вследствие временного характера и уникальности природы проектов».

По смыслу стандарта проекты выполняются временными командами, не являются повторяющимися и направлены на постоянное получение уникальных результатов. Каждый проект имеет определенное начало и окончание. В отличии от операционной деятельности организации, которая носит постоянный и повторяющийся характер.

Как понять такие определения стандарта нашим специалистам? И как все это собирается проверять наш усовершенствованный госнадзор?

Ниже - популярные рисунки из открытых источников сети интернет, поясняющие и сравнивающие эти важные смысловые особенности «операций» и «проектов», прописанных в стандарте. Рисунки, как задачка «найти отличия» – для думающих специалистов и переводчиков стандартов.

проектное-управление-2.jpg.png                   проектное-управление-2-2.jpg

 

В поисках понимания смыслов «проектного управления» обратимся и к его истории.

История и эволюция проектного управления в СССР и России.

проектное-управление-3.jpgПроектное управление (управление проектами) в СССР было и есть в России. В сети интернет можно найти большое количество информации (книг, презентаций) по истории возникновения и развития управления проектами в нашей стране. В качестве примера могу рекомендовать книгу В.И. Воропаева «Управление проектами в России»


В практическом плане управление проектом особенно хорошо знакомо строителям. Возьмем, к примеру, ГОСТ Р 57363-2016 Управление проектом в строительстве. Деятельность управляющего проектом (технического заказчика).

На рисунках А.1 и А.2 стандарта указаны этапы реализации строительства и схема взаимосвязей и взаимодействия между подразделениями внутри предприятия и внешних организаций (подрядчиков, поставщиков). Эти схемы хорошо понятны и знакомы каждому специалисту, работающему в строительстве. Как говорится - «ничего нового».

проектное-управление-4.jpg.png    проектное-управление-5.jpg.png

Советские и российские инженеры, работающие в строительном производстве, хорошо знают и понимают фундаментальные основы управления проектами. В силу специфики строительных работ, постоянных внутренних и внешних изменений на стройплощадке, взаимодействия, мобильности персонала - для строительства всегда была важна гибкость и динамика процессов с фокусом на цели проекта.

В тоже время требования трудового законодательства и СНиПы по безопасности в строительстве всегда были ориентированы на цели выполнения работниками трудовых функций по профессиям. Отсюда, вероятно, и различия в терминологии «проектного управления» и системы охраны труда. Различная целевая направленность.

В настоящее время фундаментальные основы управления проектами, которые были ранее только в сфере производства, перенесены и на непроизводственную сферу: социальную, культурную, образовательную, экономическую. Проектами стали не только строительство (к примеру, жилого дома) или запуск космического корабля, но и выпуск новой театральной постановки или разработка новой образовательной программы. В любом случае именно взаимодействие между участниками является ключевым фактором в успешности завершения проекта.

История и эволюция проектного управления (менеджмента) в развитых странах.

История и эволюция «проектного управления» в развитых странах прописана во множестве книг и статей, которые можно прочитать в сети интернет.

Многими писателями утверждается, что управление проектами возникло с тех пор, как появилось человечество. К примеру, в статье специалиста по управлению проектами Ифры Лайк ( Ifrah Laiq ) утверждается, что история управления проектами — это история гигантских проектов последних 4500 лет, которые включают Парфенон, Трансконтинентальные железные дороги, Пирамиду Гизы, Тадж-Махал, Колизей, готические соборы Европы. Как утверждает автор, это были именно проекты, так как имели характеристики, напоминающие современные проекты.

Автор выделяет в своей статье 4-е периода «проектного управления»:

Первый период – до 1958 года. В период между 1900 -ым и 1950 -ым годом появилась концепция управления проектами. В эти годы появилось планирование, распределение ресурсов, управление задачами. Генри Гантт (Henry Gantt) изобрел диаграмму Гантта, которая является ключевым элементом всех современных программ управления проектами.

Второй период – 1958 – 1979 годы. В этот период произошли большие инновации. Появилось автоматическое копировальное устройство Xerox. Представлены концепции CPM/PERT и планирование потребности в материалах. Планирование работ осуществлялось через сетевые методы. Появились крупномасштабные проекты в строительной, аэрокосмической, оборонной промышленности и необходимость в найме менеджера проекта.

В 1960 -х годах были созданы две профессиональные организации по управлению проектами: международная ассоциация управления проектами IPMA , которая была создана в 1965 году и является европейской организацией, а также институт управления проектами PMI, который был создан в 1969 году в Северной Америке. Подробную историю эволюции проектного управления по версии специализированного института PMI можно найти в статье по следующей ссылке.

Необходимо отметить, что в настоящее время институт управления проектами PMI, которому исполнилось в прошлом году 50 лет с момента создания, управляет техническим комитетом ISO/ТС 258 и помогает в разработке международных современных стандартов по проектному менеджменту.

Третий период – 1980 – 1994 годы. Этот период ознаменовался появлением подразделений информационных систем IT/IS и появлением многозадачных компьютеров. Подходы и процедуры управления проектами стали легко доступны компаниям благодаря разработке программного обеспечения в середине 1970 -х и 1980 – х годов.

Основными достижениями, по мнению Ифры Лайк ( Ifrah Laiq ), стали изменения организационных подходов управления проектами. В функции проекта вводились объем проекта, риск, закупки, коммуникации между сотрудниками, качество, учет человеческих ресурсов с учетом времени, стоимости, жизненного цикла проекта и продукта. Стали уделять большое внимание окружающей среде и людям (или группам людей), заинтересованным в проекте.

Дополню к тексту статьи, что именно в этот период в развитых странах стали объединять проблемы управления проектом (организационно -технические вопросы) и обеспечение проектов финансами и ресурсами. Методы управления получили ориентацию на заказчика. В практику вошли методы управления изменениями и качеством. Управление риском стало выделяться в отдельную самостоятельную дисциплину в сфере управления проектами. В системе безопасности производства стал развиваться междисциплинарный системный подход. Владельцы бизнеса стали осознавать роль партнерства и слаженность команды с ориентацией на цели проекта.

Четвертый период – с 1995 -ого года по настоящее время. В середине 1990-х годов произошли различные изменения в деловых процедурах и практиках в связи с развитием интернет-технологий. Стало возможным передавать знания и опыт в управлении проектами в развивающие страны, развивать международные проекты, в том числе и в непроизводственных сферах. Новые возможности позволяют предприятиям быть более эффективными в своих задачах. Современные методологии были приняты в большей степени из-за революции в области информационных технологий.

Таким образом современное состояние управления проектами представляет собой огромные усилия, предпринятые в прошлом.

Визуализация в управлении проектами в современный период.

Для современных менеджеров по управлению проектами открываются самые широкие возможности с появлением новых современных компьютеров и программ. Историю и эволюцию управления проектами можно не только прочитать, но и увидеть на следующем сайте по ссылке.

На странице специального сайта - практические инструменты в виде диаграмм, которые применяются менеджерами по управлению проектами в работе.

проектное-управление-6.jpg.png

 

Практика использования иллюстраций и диаграмм помогает организациям и сотрудникам наглядно представлять сложные данные и упрощать процессы, чтобы предприятиям и их сотрудникам было легче планировать, выполнять и контролировать проекты.

Проектное управление и обучение.

Управление проектами требует специальных знаний и навыков. В результате эволюции и развития «проектного управления» в мире возникла целая сфера образовательных услуг (обучающие программы, курсы, тренинги). Руководители проектов и программ проходят постоянное обучение по использованию инструментов и методов управления проектами.

В развитых странах возникло даже отдельное направление «talent management» по управлению талантами. Разрабатываются и вводятся в действие программы по сертификации менеджеров проекта. Считается, что, инвестируя в персонал, организации со временем повысят эффективность своих проектов и снизят финансовые риски.

В сети можно найти также доступный для всех обучающий материал по проектному управлению. Рекомендую образовательный ресурс для учащихся на английском языке, который можно найти по ссылке.

https://aims.education/study-online/what-is-project-management-definition/

На ресурсе много доступных лекций и видео по теме «проектного менеджмента». Информация подается в простом, наглядном виде и полностью соответствует содержанию международных стандартов.

Какой же вывод можно сделать из всего вышесказанного? Скорее возникает вопрос - выполнима ли миссия, намечаемая правительством, при существующем положении законодательства?

Можно пожелать только удачи современным инженерам и специалистам в понимании «проектного управления».

Вера Надеждина
1 633 2 3
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

0 Мне нравится
Сергей
По моему, проектное управление - очень муторное занятие. Даже статья сложно воспринимается. Все должно быть проще. PDCA - Планируй, Делай, Контролируй, Анализируй (Исправляй). Чем короче приказ, тем яснее работа. Перечень нормативов, перечень документов, шаблоны, документы, чек-листы, отчеты по чек-листам и все. Остальное за нами. Процессами управляют люди, управлять - это управлять людьми.
0 Мне нравится
Есть два варианта подхода к управлению.

Первый. Приведу популярную английскую фразу, которой более 50 лет.
One size fits all - "один размер подходит для всех". Это описание продукта, для всех случаев.

https://en.wikipedia.org/wiki/One_size_fits_all

К примеру, бейсбольная кепка как товар, "продукт". Подойдет почти любому.

Пример управления по такому подходу у нас - капремонт жилых домов по Федеральной программе Фонда содействия и реформирования ЖКХ.
Сначала меняют стояки холодной воды, через год - горячей воды, через 10 лет - лифты, а подвал отремонтируют - вообще не понятно когда. При этом деньги на капремонт вы оплачиваете ежемесячно. Это и есть пример единообразного, универсального, непроектного управления.
Второй вариант. Популярная английская фраза - Not everyone fits the mold. Переводится как "не все подходит к форме".
Это если по -русски сказать "один размер не подходит всем" или "не нужно мерить всех одной меркой".

К примеру, обувь как продукт. Подойдет не каждому человеку (по размеру, ширине, цвету, качеству).
Проектное управление, это когда по региональной программе жилой дом ремонтируется комплексно, цельно, одновременно (и фасады, и стояки, и подвалы, и лифты). То есть делают технически "по-уму", идут от проекта, от дома, а не от "есть деньги - нет денег".


Приведу цитату из Распоряжения МЭР 14.04.2014 №26Р-АУ.
п.1.4 Основные принципы проектного управления.
Целостность - внедряемые решения интегрированы между собой и усиливают эффективность друг друга;
Простота - внедряемые решения упрощены и типизированы до уровня, позволяющего использовать их без потери эффективности с минимальными трудозатратами;
Гибкость - внедряемые решения могут адаптироваться к деятельности органа исполнительной власти в минимальные сроки с учетом происходящих процессных, организационных и технологических изменений.
То есть в проектном управлении "типизация" не исключается, но без "потери эффективности".
0 Мне нравится
Май Абрикосов
Ещё один отличный синоним имитации бурной деятельности. Для поклонников красивых бессмысленных презентаций. Когда на российских предприятиях, где даже по государственным требованиям по ОТ всё неважно, начинают внедрять "кайзен", "проект менеджмент", "ABC метод", "Near miss" - это просто смешно.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.