На главную
На главную

Непонимание и безопасность

Непонимание и безопасность

С непониманием в житейских ситуациях в семье мы сталкиваемся постоянно. Непонимание на работе между коллегами и работниками – тоже важно. Непонимание в безопасности производства, охране труда, безопасности труда – не просто важно, но и дорогого стоит. Нет понимания – нет и взаимодействия. Эта статья о непонимании между специалистами, а также о модели - метафоре, которая поможет нам это непонимание понять и, соответственно, преодолеть.

Говоря о непонимании, можно, конечно, вспомнить много замечательных цитат из наших кинофильмов, художественной литературы, пословиц, поговорок. Как пример, цитаты из басен дедушки Крылова про «лебедя, щуку и рака» или «квартет музыкантов», которые «в музыканты не годятся». Менее вероятно, что мы под «непониманием» вспомним разъяснение чего-либо физико-математического или технического. Но, именно, непонимание технических вопросов создает проблемы производству, бизнесу и, в конечном итоге, потребителю. Вот некоторые примеры технического непонимания.

Непонимание по безопасности труда и законотворчеству.

По стройке ходит рабочий, обвязанный страховочной привязью. Раньше на поясе он носил предохранительный пояс типа «кушак», теперь новое изделие – страховочная привязь. Изменения и прогресс по безопасности – налицо? Он – молодец? Он понимает?

Да, его проинструктировали, и сказали, что вышли новые правила, что на высоте теперь пояс от падения не применяется и, соответственно, нужна страховочная привязь. Замечательно. Но, находясь в опасной зоне неогражденного края, рабочий выглядит также – в привязи и не пристёгнутым. Он не понимает - за что и как можно зацепиться? Он не понимает, как обустроить анкерную точку. Он не понимает, что привязь – это всего лишь один из 3-х компонентов системы безопасности, состоящей из анкерного устройства, соединительного компонента и привязи, которая на нем. Более того - как работает система их 3-х компонентов не понимает не только сам рабочий, но и руководитель, который его на эту высоту послал.

Может понимают наши ведущие конструкторские НИИ? Когда в их современных руководствах читаешь о том, что «привязь испытывается работодателем в лабораториях и допускается в работу после испытаний» - делаешь вывод о том, что и в этих кругах понимания тоже нет. Не понимают наши разработчики руководств, что текстильные части СИЗ после испытаний под нагрузкой , не снижают риски применения СИЗ на высоте, а, напротив, их создают, так как при нагружении меняется структура ткани.

Впрочем, о каких рисках я упоминаю, о чем это я? В правилах по охране труда на высоте поясняющей терминологии нет, пояснений по оценке рисков нет. Получается разработчики правил тоже не понимали, если «слона не приметили» - оценку рисков. Или понимали, но делали «как всегда»?

Непонимание по качеству и безопасности.

Человек купил квартиру в каркасно-монолитном доме. На потолке в углу одой из комнат стала выделяться влага.

Влага на потолке в помещении приводит к повышенной влажности воздушной среды (до 80%) и возникновению болезнетворного плесневелого грибка. Болезнетворный грибок на потолке и стенах – это биологическая потенциальная опасность заболевания для проживающих. Особенно уязвимы дети.

На техническом языке причина образования влаги выглядит таким образом. Стена промерзает, образуя «мостик холода». При этом чем больше разница между наружным воздухом и температурой внутри помещения, тем больше образуется конденсата. Инженер -теплотехник, зная толщину наружной стены, может даже рассчитать расстояние от поверхности потолка до точки конденсации.

Почему возникла такая ситуация, если дом – новостройка? Ответ - техническое непонимание. Сложившаяся ситуация — это техническая проектная ошибка и вопросы технического надзора при строительстве. Одна из специалистов обрисовала ситуацию таким образом.

«Застройщик имеет в виду одно, проектировщик – другое, на практике получается – третье, а в результате все решается в суде».

Кто сможет исправить положение образования влаги и возникновения плесени, если здание многоэтажное, высотное? Догадайтесь!

Это или промышленные альпинисты, или рабочие люльки, имеющие навыки по устройству теплоизоляции. Обе профессии можно назвать по-своему опасными. Так и связываются между собой системно: качество строительства и безопасность труда.

Непонимание можно нарисовать.

Карикатура или модель «Tree swing pictures» неизвестного автора, которую вы видите ниже на рисунке, была создана приблизительно в 70-х годах в Америке. На рисунке ниже - первоначальная версия. С течением времени карикатура стала суперпопулярна во многих странах, дорабатывалась разными художниками, а в наше время уже стала юмористической графической метафорой.

Описанию модели даже посвящена целая статья в Википедии, которую можно найти по ссылке.

Знаменитая карикатура иллюстрирует непонимание и отсутствие взаимодействия между специалистами. Модель о том - как по-разному видят техническое задание «качения шины на дереве» специалисты: спонсор проекта, проектировщик, аналитик, программист, исполнитель на площадке.

Выполняя задание, специалисты попадают в техническую «ловушку» и вместо «качения шины на ветке дерева» (последний нижний рисунок справа), то есть то что хотел видеть клиент, получают «качающееся дерево на подпорках».

 

деревокачаетсятеория2.JPG

 

Модель во многих вариантах активно представлялась в книгах по управлению, обучению и программированию. Смешные рисунки были понятны всем – люди видели в этих незамысловатых картинках свои проблемы и свою работу, а руководители - организационные проблемы взаимодействия. В результате непонимания по сюжету модели - крайними оказывались пользователи и клиенты.

Полагаю, эта модель, как метафора, актуальна как никогда и в наше время. Системное комплексное мышление не является синонимом проектному мышлению, но и не противоречит ему.

Только системный подход и связи взаимодействия между людьми, коммуникации между специалистами позволяют качественно, надежно и безопасно выполнять свою работу, чтобы достигнуть цели.

Технические специалисты, юристы, финансисты, социальные работники, профессионалы по безопасности должны говорить на одном языке и понимать друг друга. Другого варианта достичь единства в стране нет.

Вера Надеждина
1 783 10 13
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

0 Мне нравится
ПромтехтруднадзорЪ
Хорошая годная статья! Начнем думать и в эту сторону...
4 Мне нравится
Шико
Больше нравиться это

4 Мне нравится
Андрей Литвинов
Шико,
- данная схематичная система управления применима для любого министерства РФ, которые "взаимодействуют" друг с другом. Будет это Минбред с Минвредом или Минстрой с Минфином, не важно!..
2 Мне нравится
Попова Светлана
Много картинок в современном варианте и большом масштабе можно найти на сайте по ссылке ниже.

https://www.businessballs.com/amusement-stress-relief/tree-swing-cartoons-new-versions/

Одна из картинок под названием "What health and safety permitted" - это современный взгляд на задание специалиста по безопасности труда.
0 Мне нравится
Павел
Цитата
Попова Светлана написал:
Одна из картинок под названием "What health and safety permitted" - это современный взгляд на задание специалиста по безопасности труда.
0 Мне нравится
Шико
Цитата
Павел пишет:

Да тут же нарушение.

Почему:

1. ствол дерева не обмотан подушками для защиты?

2. на решетках отсутствуют ударопоглощающее покрытие?

Где защита от падения?
0 Мне нравится
mari_sharm
Цитата
Шико пишет: Да тут же нарушение.
Так там же написано: "не входить!." Просто экспонат такой "дерево-качели" :)
0 Мне нравится
Шико
Цитата
mari_sharm пишет:

Так там же написано: "не входить!."
Там ещё написано:

What health and safety permitted - То, что разрешено для здоровья и безопасности.

:D
0 Мне нравится
Странник
Цитата
Шико пишет:
Где защита от падения?
а подстилка - не защита?
0 Мне нравится
Странник
Не понятна суть статьи: да, нет должного взаимодействия и понимания. Но я и здесь не понимаю: к чему переливать из пустого в порожнее, без продолжения? поговорить ни о чем?
0 Мне нравится
Aziat
Ну вообще-то непонимание заложено в самой статье, поскольку понятия "качЕние" колеса и "раскАчивание" или "качАние" колеса на дереве имеют совершенно разный смысл...
0 Мне нравится
Попова Светлана
Значение слова "качEние" в теории машин и механизмов можно посмотреть по ссылке.

https://mechanism_machine.academic.ru/110/%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

Синонимом слова "качEние" является слово "качка".

Значение слова "качка" можно посмотреть по этой ссылке.

https://dic.academic.ru/synonyms/%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B0

Колебание при движении, качание при движении, процесс действия по глаголу "качать", качаться.

Поэтому относительно точки крепления на дереве проектировщик видим процесс именно "качEния" шины.

Относительно наблюдателя , который видит шину со стороны, шина "раскачивается" или "качается". В этом случае можно назвать процесс - "качAние" шины.

Смотря какую систему отчета и какое движение вы рассматриваете.
0 Мне нравится
Aziat
Поскольку на приведенном рисунке мы видим физический маятник в виде подвешенного колеса, а не материальную точку, то естественно термины рассматриваем применительно к колесу, а не к материальной точке.
качение колеса — Вращение колеса, находящегося в контакте с опорной поверхностью, при наличии перемещения центра колеса в продольной плоскости. [ГОСТ 17697 72] Тематики автомобили, качение колеса Обобщающие термины кинематические характеристики и параметры … Справочник технического переводчика

Но поскольку маятник хоть с материальной точкой, хоть с колесом остается быть маятником, то

https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/250927/%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F

Поскольку в начале статьи никаких допущений не задано, то считаю, что термины применены неверно...

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.