Уважаемый господин Райдер! Уважаемый господин Конколевски!Товарищи, Лихачев, Топилин, Шохин! Уважаемые участники форума, дорогие дорогие друзья и коллеги. Я специально употребил это слово: товарищи - по отношению к нашим социальным партнерам, потому что только вместе, решая важные вопросы охраны труда, мы можем действительно поднять дело охраны труда в нашей стране на должный уровень. Поэтому мы, в этом смысле - товарищи!
В этом году Всероссийская неделя охраны труда проходит под знаком столетия Международной организации труда. Тема: “будущее охраны труда” - является одной из семи инициатив выдвинутых в ознаменование этого события генеральным исполнительным директором МОТ Гаем Райдером, который присутствует здесь и выступил со своим посланием к нам, к нашему форуму.
Именно сфера труда определит, насколько устойчивым и поступательным будет развитие человечества. Именно от неё зависит, насколько это развитие станет достойным человека будущего. В понятие достойный труд профсоюзы включают: устойчивый экономический рост, который должен гарантировать каждому человеку: достойную заработную плату, справедливый уровень социальной защиты и в не последнюю очередь безопасные условия труда.
Всего через несколько дней будет отмечается еще одна важная дата - 28 апреля - это день охраны труда, всемирный день охраны труда. В этот, официально установленный всемирный день охраны труда, во всем мире пройдут торжественные мероприятия. В этом году их темой объявлена: “Охрана труда и будущее сферы труда”. В этот день мы также вспоминаем трудящихся, погибших или получивших травмы на производстве. На нашем форуме будут затронуты и подняты многие актуальные вопросы, касающиеся будущего охраны труда и социальной защиты работников. Необходимость формирования эффективных механизмов защиты работников является весьма актуальной проблемой для России. Это связано с тем, что в промышленности страны каждый третий работник трудится в условиях повышенного профессионального риска, получая при этом незначительные по стоимости компенсации, что экономически не стимулирует работодателя создавать рабочие места с безопасными условиями труда, или, по крайней мере, не настолько мотивирует ряд работодателей.
На сегодняшний день механизмы социальной защиты в области условий охраны труда определены в законодательстве об охране труда, об обязательном социальном страховании и о пенсионном страховании. В основу общего механизма социальной защиты положены компенсационные выплаты за работу во вредных и опасных условиях труда. Следует отметить, что используемые нормы компенсационных выплат, определенных в упомянутых законах, базируются на различных концепциях и подходах в части социальной защиты работников.
Так повышение размера оплаты труда и предоставление дополнительного отпуска за работу во вредных и опасных условиях вменяется в обязанности работодателя. А компенсационные механизмы устанавливаются на основе субъективных мнений, без научно обоснованной методологии, в чем нам еще надо продвигаться, безусловно. Логически обоснованный и аргументированный характер имеют только компенсационные выплаты в связи с временной и стойкой утратой трудоспособности из-за несчастных случаев и профзаболеваний, которые начисляются с учетом медико-социальной экспертизы. Повышенная доплата к заработной плате, дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенный рабочий день до недавнего времени играли определенную защитную роль и компенсации устанавливались в зависимости от превышения факторов производственной среды, санитарно допустимых концентраций и на основании Типового положения об оценке условий оценки условий труда и применения отраслевых перечней. В случае высоких и сверхвысоких превышений негативных факторов производственной среды доплата к заработной плате доходила до ста процентов тарифной ставки, а дополнительный отпуск до шести недель.
Сегодня со стороны работодателя и государства наблюдается тенденция к снижению компенсаций, к переходу к минимальным условиям доплат и сокращению продолжительности дополнительного отпуска. И вот в условиях “регуляторной гильотины” не отрубить бы нам важные части тела общей нашей защиты, так сказать, в погоне за результатами эффективности действия гильотины.
В настоящее время ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет семь календарных дней, а повышенная доплата к заработной плате - 4% тарифной ставки. Эта норма представляет собой минимальную гарантию государства и не является адекватной уровню профессионального риска, которому подвергается работник, занятый во вредных и опасных условиях труда, что нарушает его трудовые права. Исходя из этих условий, сегодня роль компенсационных надбавков за вредные и тяжелые условия труда должна возрастать, а также должна учитываться стоимость затрат рабочей силы исходя из стоимости жизни работника. Так условно, это показатель, конечно, это только расчет.
В этой связи, нам необходимо разработать нормативный, правовой акт, в котором будет установлен порядок, размеры и виды компенсаций в зависимости от класса условий труда и уровня профессионального риска. Вместе с тем, для защиты работников не менее, если не более, важны компенсации за профессиональную утрату трудоспособности.
Сегодня в России существует три формы таких компенсаций. Первая - пенсионное обеспечение по трудовому увечью и профессиональной заболеваемости. Второе - институт индивидуального возмещения ущерба, утраты трудоспособности на производстве. И третье - досрочное пенсионное обеспечение. Все три формы компенсации - три большие темы для изложения имеющихся проблем. Они взаимосвязаны и в полной мере влияют на уровень охраны труда. Коротко остановлюсь только на последней форме - досрочном пенсионном обеспечении.
Право на досрочное пять, десять и более лет пенсионное обеспечение с юридической точки зрения означает факт законодательного признания более ранней утраты трудоспособности. Особенность механизма досрочного пенсионного обеспечения состоит в том, что это право предоставляется без относительно состояния условий труда и фактической трудоспособности работников. Конкретные предприятия не несут в полном объеме экономической ответственности за фактически ущерб от утраты профессиональной трудоспособности их работников. Эта система не позволяет объективно оценить затраты на воспроизводство рабочей силы на уровне предприятия, не стимулирует работодателей создавать безопасные рабочие места и потребность в объективной информации о состоянии производственной сферы и здоровья работников. Действующая система досрочных пенсий пока не выполняет главную функцию - оценку и предупреждение досрочной профессиональной утраты трудоспособности, её возможности ограничены. По этой причине отсутствует необходимая статистика рисков повреждения здоровья и утраты трудоспособности работников на производстве с вредными и опасными условиями труда. Ситуация, когда предприятие, причиняющее на своих рабочих местах вред здоровью не несут в полном объеме не несут экономических издержек, а перекладывают их основную часть на общество, не совместима с действующим характером экономических отношений. В условиях рыночной экономики требуется смена доктрины Безопасность труда, хотя общее понимание необходимости изменения подхода в этой области социальными партнерами достигнуто, об этом уже говорил Максим Анатольевич Топилин.
В настоящее время подготовлены изменения и дополнения в раздел “Охрана труда” Трудового кодекса, что позволяет сделать шаги, которые обозначат вектор движения по переходу охраны труда от политики абсолютной безопасности к разработке государственной политике по защите работников от профессиональных рисков. Нам нужно ускорить процесс реформы досрочного пенсионного обеспечения. Я подчеркиваю, я говорю о досрочном пенсионном обеспечении, а не о повышении пенсионного возраста. Для этого необходимо признание факта невозможности полного исключения профессионального риска в процессе трудовой деятельности, что потребует: с одной стороны - оценки и определенных уровней приемлемого риска, а с другой - принятие мер по недопустимости чрезмерного или недопустимого риска. На этом должна строится новая система охраны труда. В последующем можно будет приступить к формированию системы управления профессиональными рисками, которая станет возможной на основе применении трех институтов страхования: обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых пенсий по инвалидности в связи с трудовым увечьем и профессиональной заболеваемостью, страхованием от досрочной профессиональной утраты трудоспособности. При этом необходимо одновременно начать работу по формированию методов оценки профессиональных рисков для страхования досрочных пенсий. К этим целям можно отнести специальную оценку условий труда, которая требует тщательной доработки. Такая спецоценка должна дополняться методами оценки здоровья и оценки трудоспособности работника, установления взаимосвязи между состоянием условий труда и вероятностью возникновения повреждающих эффектов.
В заключение хочу сказать, что переход от системы компенсаций за работу на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда к системе снижения профессионального риска и его страхования, безусловно, задача весьма сложная. Как в социальном, экономическом, так и в техническом и организационном планах. Тем не менее нам придется решать эти вопросы, эти задачи и встать на путь по которому сегодня следует большинство государств и мы здесь не на последних местах. Мы можем быть даже в лидерах, тех, кто продвигает именно такие системы, подходы к оценке профессиональных рисков.
Ну и еще два слова. О здоровом образе жизни. Для того, чтобы реально работник, семья имела возможность действительно вести здоровый образ жизни. Должен быть определенный доход этой семьи, доход этого работника. Потому что, если нет дохода, если у человека остается только три рубля после выплаты всех обязательных платежей и, так сказать, затрат на свою жизнь, на продукты питания и так далее. То тогда остается из здорового образа жизни только пиво и домино. Поэтому повышение заработной платы - это путь к здоровому образу жизни!
Комментарии
"Пусть Жираф был неправ,
Но виновен не Жираф,
А тот, кто крикнул из ветвей:
- Жираф большой - ему видней!"