Министр труда Максим Топилин на открытии Недели охраны труда в рамках стратегической пленарной сессии ВНОТ сообщил об изменениях в Трудовом кодексе РФ, а также о цели перейти к электронному надзору за охраной труда.
Предлагаем Вашему вниманию стенограмму выступления.
Всем добрый день!
Хотел бы всех поприветствовать на действительно традиционном мероприятии. Казалось бы, только что вот недавно мы собирались здесь в Сочи, но после этого произошло много событий, изменений. Я хотел бы начиная свое короткое выступление поблагодарить, прежде всего, господина Райдера генерального директора Международной организации труда. Мы достаточно долго обсуждали возможность посещения нашего традиционного мероприятия - Всероссийской недели охраны труда господином директором, в связи с тем, что в этом году организация труда отмечает столетие. Действительно для организации труда, для Российской Федерации это событие является очень важным. В России относятся к теме связанной с охраной труда, с социальным миром, диалогом между партнерами по поводу различных вопросов достойного труда, оплаты труда и охраны труда, и других направлений, которые являются компетенцией социальных партнеров. Именно в этой связи я хотел бы поблагодарить ещё раз и присоединиться к тем словам которые были уже сказаны в адрес господина Райдера и поприветствовать его на нашем мероприятии.
Спасибо большое!
Я хотел бы также сказать о том, что господин Конколевски, который сказал в мой адрес хорошие слова, являлся инициатором, будучи руководителем международной ассоциации, Международной организации социального обеспечения, являлся организатором, драйвером продвижения идеологии нулевого травматизма. И именно эта организация, вместе с Международной организацией труда начинала работать над принципами безопасного труда, безопасного, безопасной организации труда. Как я уже сказал идеологии нулевого травматизма. Поэтому тоже хотел, что мы все вместе поприветствовали господина Конколевского.
Конечно же большое спасибо моим социальным партнерам - Михаилу Викторовичу Шмакову, Александру Николаевичу Шохину. Они всегда активно принимают участие в этом мероприятии. Мы сегодня уже с утра обсуждали перспективы сотрудничества в этой сфере. Я думаю, сегодня и работодатели, и профсоюзы на протяжении предстоящих рабочих дней, выработают согласованную позицию, как нам двигаться дальше, потому что с одной стороны много чего сделано, но с другой стороны - всегда есть резервы. Как мне представляется, сфера охраны труда и сфера безопасного труда как раз является ключевым, ключевым элементом, когда стороны как раз обеспечивают, как раз, взаимные интересы. Мы должны сохранять здоровье и жизни людей на производстве и это является ключевым направлением, и ключевым интересом работодателей и профсоюзов. Поэтому хотел, чтобы вы тоже поприветствовали моих коллег.
Конечно же господин Лихачев, Алексей Лихачев, мой давний товарищ, который сейчас возглавляет компанию Росатом. Мы, как вы знаете, постоянно сотрудничаем и с крупными компаниями, и надеюсь на то, что компании, которые не являются такими большими, основополагающими тоже будут перенимать опыт наших лидеров в этой сфере. Алексей сегодня тоже с нами на этом пленарном заседании. Он тоже является одним из организаторов этой выставки, недели охраны труда, поэтому тоже давайте поблагодарим компанию Росатом, и её руководителя.
Уважаемые коллеги, я несколько слов скажу о том, каким образом мы предполагаем рассматривать системные вопросы в сфере охраны труда.
Вы знаете, что президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным поставлена очень серьезная задача по улучшению ситуации с охраной труда, охраной здоровья на производстве, с тем чтобы, прежде всего, достичь высоких стандартов продолжительности жизни. Задача поставлена к тридцатому году увеличить продолжительность жизни до 80 лет и к двадцать четвертому году до 78 лет. Это достаточно амбициозные цели. Они требуют всеобщего такого напряжения, напряженной работы с тем, чтобы вместе с нашими коллегами, которые занимаются системами здравоохранения, Министерства Здравоохранения, прежде всего, создать условия на производстве для того, чтобы внести свой посильный и, как мне кажется, понятный вклад в эту, в реализацию этой задачи.
Конечно же всё, что связано с сохранением здоровья людей на производстве, это всё, безусловно, как я уже сказал, является общей задачей, общим интересом. В зависимости от того насколько будет безопасное производство, насколько будут вложения, в том числе и работодателей, в эту сферу. На самом деле выигрывают все, в том числе работодатели, профсоюзы. Это сохранение жизни и возможность трудиться более плодотворно, кто-то говорит: с большей производительностью труда, но мне больше нравится когда мы говорим, о нормальном, плодотворном активным, активной трудовой деятельности, это, как мне представляется, является также всеобщим интересом.
На протяжении последних лет мы наблюдаем устойчивое снижение количества и несчастных случаев на производстве, и других негативных ситуаций. За последние 12 лет с седьмого года по восемнадцатый год включительно количество ежегодных несчастных случаев с работниками снизилось более чем два раза, с четырех с половиной до полутора фактически тысяч случаев. И, безусловно, это является очень серьезным прогрессом. Мы сегодня тоже с утра обсуждали. Вот эта динамика, она говорит о многом, она говорит о том, что на протяжении последних десяти-пятнадцати лет, действительно с точки зрения и, конечно же, возможностей работодателей, и возможностей организационного процесса, мы действительно смогли резко сократить количество и несчастных случаев, и случаев травматизма на производстве.
Если говорить о семнадцатом годе, о восемнадцатом, извините, прошедшем, у нас количество несчастных случаев сократилось с тридцати семи с половиной до тридцати семи и двух десятых тысяч единиц. И соответственно, с 1722 до 1618 случаев сократилось количество случаев со смертельным исходом. С одной стороны, это является достаточно серьезной проблемой, но все-таки динамика в этом соотношении все же сохраняется.
Мы также пытаемся оперировать данными по сокращению затрат работодателей в потерях рабочего времени. И, безусловно, эти показатели тоже снижаются, безусловно это снижение расходов на выплату больничных листов, на различные компенсации по несчастным случаям на производстве. Такая динамика тоже есть, и это нам позволяет дальше обсуждать и принимать стратегические решение по совершенствованию данных видов страхования.
Но хотел бы сказать о том, что в принципе вот те резервы, которые мы использовали на протяжении последних нескольких лет, представляются они уже себя исчерпали. Мы видим, что нам необходимо перейти от подхода реагирования на несчастные случаи, на различные ситуации с производственным травматизмом перейти на проактивный подход, на попытку заранее, заблаговременно выстраивать технологии выявления рисков для работников.
И хотел бы сказать, что в принципе мы завершили работу с социальными партнерами, с министерствами и ведомствами по подготовке изменений в Трудовой кодекс. Такие изменения, предусматривающие обязанности работодателя, с одной стороны, безусловно по согласованию, с их представителем. Поправки предложены в Трудовой кодекс, они внесены в Правительство Российской Федерации. Мы очень надеемся, что механизм превентивного выявления и фиксации различных рисков, выстраивания соответствующей политики защиты работника на производстве этот законопроект, как я уже сказал готов, мы надеемся, что он ближайшее время будет внесен, по крайней мере мы исходим из того что весной, начале лета данный законопроект должен быть внесен правительством в Государственную Думу. И мы уже на площадке законодательных органов власти продолжим этот диалог, думаю, что будет много различных вопросов, предложений. Но как я уже сказал, стороны социального партнерства этот законопроект согласовали, одобрили и у нас здесь нет никаких разногласий.
Безусловно, также мы продолжаем работу по внедрению новых технологии, это всё что связано с надзором, с нашей работой по контролю за соблюдением условий труда на рабочем месте, на предприятии. Вы знаете, что сейчас много инициатив связано с реформированием надзорной работы, так называемой «регуляторной гильотине». Мы эту работу также очень плотно ведем с нашими партнерами. Осовремениваем правила по охране труда, совершенствуем законодательство о специальной оценке условий труда. Сейчас в Правительство тоже внесли проект закона, который предусматривает изменения в процедуре специальной оценки условий труда, с тем чтобы фиксировались прозрачно результаты специальной оценки, с тем чтобы фактически невозможно было проявлять какие-либо нарушения в процедурах.
Мы видим на протяжении пяти лет работы этого института, что все же есть возможность, есть такие сюжеты, при которых компании, которые проводят спецоценку зачастую неправильно интерпретируют результаты, это ведет к различным нарушениям. К сожалению, таких случаев немного, но они есть. Поэтому мы вынуждены всё это переводить фактически в электронный формат, фиксацию данных о спецоценки исключительно в информационных системах.
А также Федеральная служба по труду и занятости будет продолжать работу по совершенствованию надзорной деятельности, по проверкам в понятном режиме с использованием проверочных листов. Мы также планируем в последующем вообще перейти на бесконтактный способ проверки, ждём проверки в удаленном режиме с использованием электронных технологий. Безусловно, для этого нужно чтобы созрели условия для ведения всего делопроизводства, кадрового делопроизводства в электронном виде. Для этого потребуется ещё, конечно, серьезное время.
И конечно, все, что связано с проектами по повышению, укреплению общественного здоровья. Я об этом должен сказать, в национальном проекте “Демография”, целый блок, целый проект по укреплению общественного здоровья на производстве. Это не только охрана труда, не только вопросы связанные с организацией производства, и организацией процессов сохранения здоровья работников. Но и элементарные вещи, связанные с здоровым образом жизни с участием работодателей, профсоюзов, государства в том, чтобы работники, прежде всего, уделяли большое внимание сохранению своего здоровья, с использованием возможности заниматься физической культурой, спортом. Это очень важно, нам кажется, что необходимо в течение достаточно короткого времени тоже найти точки соприкосновения, где здесь государство должно помочь работодателям и профсоюзам с тем, чтобы, создать стимулы. Ни для кого ни секрет, что многие компании, крупные компании действительно этим занимаются. Но у них есть для этого серьезные финансовые возможности. Эти серьезные финансовые возможности есть далеко не у всех, поэтому нам нужно подумать, каким образом, эти программы активно внедрять в деятельность всех работодателей, потому что, как я уже сказал, цель, которая перед нами стоит - продолжительность жизни 80 лет, тридцатый год. На самом деле тридцатый год не такая уж далекая перспектива, а 80 лет, достаточно амбициозная цель. Поэтому, я очень надеюсь, что вы все вместе за эту неделю выработаете предложения, которые мы потом сможем внедрять в жизнь, сможем положить на бумагу, оформить как различные документы, различные законодательные инициативы. Это будет нашим общим вкладом, согласованным вкладом в реализацию задач, поставленных президентом Российской Федерации.
Спасибо.
Комментарии
Гай Райдер упоминает ЦУР (цели устойчивого развития), включая ЦУР 3 и ЦУР 8 по сфере труда. Как известно эти задачи в части исполнения ссылаются на взаимосвязанные стандарты ИСО, включая ISO 45001 по безопасности труда. Наш министр труда ЦУР даже не замечает.
Гай Райдер упоминает 40 стандартов МОТ и 40 практических пособий (Codes of Practice) по разным отраслям промышленности. При всем желании эти пособия нам понять сложно. Они основаны на системе выявления и управления рисками.
Гай Райдер ссылается на 2 интересных документа : опубликованный доклад МОТ " Охрана труда - важнейший вопрос будущего сферы труда" (перевод на русский язык не нашла) и доклад Глобальной комиссии о будущем сферы труда (перевод на русский язык есть).
И доклад (отчет) МОТ и доклад Глобальной комиссии показались достаточно критичными документами, соответствующими реальностям нашей непростой жизни.
Трехстороннее представительство в докладе - это правительство, работники (workers) и работодатели. Участия профсоюзов я в докладе не нашла. Под работниками они понимают любого рабочего, включая подрядчиков, временно трудоустроенных и т.д.
По смыслу доклада. Мир труда меняется на наших глазах. Это не только возможности, но и проблемы. Мы не можем предсказать тип технологий будущего. Оно может быть как положительным так и отрицательным для охраны труда. Доклад (отчет) предупреждает о новых рисках, возникающих в результате цифровизации, искусственного интеллекта, био- и нанотехнологий, привлекает внимание к психическому здоровью, психосоциальным рискам, вызванным стрессами и появлению неинфекционных заболеваний. У нас эти технологии чиновники видят только с положительной стороны.
Термин NCDs (non - communicable diseases) или в переводе "неинфекционные заболевания" это имеется в виду : диабет, онкология, остеопороз, хронические заболевания легких, инсульты, болезнь сердца. Таким образом МОТ учитывает все, а не только "код 4".
Согласно докладу ответы на неизвестную трансформацию должны развиваться инклюзивным способом, быть ориентированы на человека, где подчеркивается важность обучения (lifelong learning) с непрерывным цикл навыков, начиная от школы. Таким образом имеется в виду обучение на протяжение всей жизни (learning).
Термин "инклюзивный" означает: учиться жить вместе, иметь равный доступ и возможности, устранять дискриминации (по полу, расе, возрасту, инвалидности), создавать и делится инструментами и практиками.
Вообще во всех документах МОТ - системный или междисплинарный подход к охране труда. Объединяется многие дисциплины : право (госполитика и трудовое право), инженерное дело, включая проектирование, эргономика, программное обеспечение и автоматизация, окружающая среда, общественное здоровье, питание, физическая активность, демография, природа человека (психология, социология, экономика), медицина, неврология. Организация работы по охране труда является дополнением к проектированию и человеческим ресурсам.
Как мы все хорошо знаем в нашей сфере труда социальные отношения и техрегулирование разделены.
Сравнив доклады можно делать выводы и о наших задачах и о наших перспективах.
"За что кукушка хвалит петуха? - За то, что он хвалит кукушку!" (с)
устранять дискриминации (по полу, расе, возрасту, инвалидности)
1. бла бла бла в СМИ. За примерами далеко ходить не надо.
2. Сохранение основы системы ОТ в РФ - сталинского (1936 г.) подхода: не регистрация подавляющего большинства профзаболеваний и травм без летального исхода.
3. Никакого давления на работодателей, которые согласно 426-ФЗ мониторят ухудшение условий труда у себя в организациях, слегка повышая (незначительные налоговые) отчисления.
4. Стимулирование работодателя закупать СИЗ (нередко не соответствующих условиям труда по защитным свойствам) вместо стимулирования улучшать условия труда (как на западе. и как написано в 148 конвенции МОТ, как написано в ТК РФ И Конституции).
5. Ноль внимания к повышению охвата работников медосмотрами, и повышению качества медосмотров. В Ростовской обл., выявляемость профзаболеваний во время медосмотров не в центре профпатологии, а в коммерческих медучреждениях, ниже. НА ДВА ПОРЯДКА....
Насчёт роста продолжительности жизни, и других обещаний - есть статья с возможным объяснением этих добрых обещаний: эйч ти ти пи эс двоеточие две черты
rospisatel.ru/chetverikova-proryv.htm
Пустые ежегодные мероприятия, ничего не дающие ни трудовому народу, ни производству, ни самим работодателям