Сокрытие несчастных случаев на производстве остается весьма распространенным явлением. Нередко в этом содействуют и пострадавшие работники. Эксперты отрасли выявили основные причины, почему работодатели пытаются уклониться от расследования несчастного случая, происшедшего на их предприятиях.
Чаще всего работодатели опасаются штрафных санкций со стороны надзорных органов, прежде всего, Государственной инспекции труда. При тяжелом или смертельном случае на производстве в комиссию по расследованию необходимо включать инспектора ГИТ, который может не только оштрафовать за выявленные нарушения, но и выдать предписания по устранению, а эти мероприятия могут оказаться довольно затратными.
Также должностные лица опасаются попасть под уголовную ответственность. Судебная практика складывается не в их пользу, количество обвинительных приговоров по ст. 143 УК РФ «Нарушение требований охраны труда» с каждым годом увеличивается. Но справедливости ради отметим, что под уголовное преследование редко попадают руководители предприятий, чаще всего обвиняются специалисты среднего руководящего звена. В тоже время, попытка скрыть факт гибели работника или получения им тяжелых травм, наоборот увеличивает внимание правоохранителей к руководству предприятия, а значит и увеличивает риск их обвинения в нарушении требований охраны труда.
Многих работодателей от проведения расследования останавливает необходимость сбора большого числа документов. Часто они либо отсутствуют, либо находятся в разрозненных подразделениях. Руководство предприятий считает необоснованными затраты временных и человеческих ресурсов на оформление всех необходимых бумаг. Многих от проведения расследования останавливает необходимость передачи документов в Фонд социального страхования, т.к. данная процедура нередко забюрократизирована и не всегда удается подготовить всё в соответствии с требованиями фонда. Кроме того, нередки ситуации, когда даже наличие всех бумаг может не гарантировать положительное решение о выплате компенсации в ФСС.
Во многих случаях сами пострадавшие поддерживают работодателей в их желании скрыть происшествие. Особенно это касается работников, получающих минимальное пособие по временной нетрудоспособности вследствие небольшого стажа работы или маленькой официальной заработной платы. Как правило, работники плохо разбираются в порядке назначения и осуществления выплат по несчастным случаям, а также надеются на получение неофициальной компенсации от работодателя. Поэтому они соглашаются с предложением руководства не афишировать происшествие и не сообщать в уполномоченные органы.
Однако, такие договоренности часто оборачиваются большими неприятностями и для работника, и для его работодателя. Многие травмы, в том числе небольшой тяжести, могут привести в дальнейшем к серьезному ухудшению здоровья. Для лечения может потребоваться значительная денежная сумма, но ФСС не может её покрыть т.к. в свое время несчастный случай не был оформлен должным образом. Таким образом, социальные гарантии работника нарушены. Результатом этого – многочисленные обращения пострадавшего в различные инстанции, которые становятся поводом для проведения проверок, результат которых практически всегда один – штрафы.
В некоторых случаях даже выплата «неофициальной» компенсации не является гарантией, что работник не потребует проведения расследования происшедшего с ним несчастного случая. Это может произойти в любой момент т.к. срока давности по данной категории дел нет. Подобные прецеденты уже есть – работники подавали иски в суд с требованием провести расследование несчастного случая, десятилетней давности. И работодатели были вынуждены не только провести расследование, но и возместить бывшему работнику все расходы на лечение и реабилитацию.
Некоторые работодатели умышленно уничтожают документы, считая, что их отсутствие не позволит выявить несчастный случай или установить его причины. Но такие документы должны храниться 45 лет, поэтому их отсутствие уже повод привлечь предприятие к ответственности. Расследование же может проводиться ГИТ и по свидетельским показаниям, с использованием документов других ведомств, например, медицинских учреждений, куда обращался пострадавший.
Еще одним вариантом избежать необходимости расследования НС становится игнорирование обязанности передать сообщение о происшествии в ГИТ. Работодатели забывают, что если к пострадавшему вызывалась скорая помощь, то информация будет передана не только в трудовую инспекцию, но и в правоохранительные органы. Поэтому такая попытка скрыть происшествие оборачивается дополнительным вниманием к предприятию со стороны надзорных ведомств, причем штрафные санкции уже гарантированы за сам факт неисполнения обязанностей при несчастном случае.
Практика показывает, что большинство попыток скрыть несчастный случай на производстве, в надежде избежать лишних проблем, дает прямо противоположный эффект. Работодатель несет еще большую ответственность за свои неправомерные действия, причем даже в ситуациях, где виноват в происшествии только сам работник. Государственная инспекция труда и прокуратура имеют достаточно эффективные механизмы по выявлению подобных нарушений и в сочетании с повышением общей правовой грамотности работников – это ставит работодателей перед необходимостью выполнять все требования трудового законодательства по расследованию производственного травматизма.
Комментарии
какие документы должны хранится 45 лет если расследование не проводилось
- Один труп (пьяный кочегар свалился ночью в котёл)
- И два небольшие НС (скрыл)
Если НС не скрывать, а делать по нему что положено, то:
1. Придется заполнить 100500 бумажек, включая Акт, протоколы опроса свидетелей, осмотра места происшествия и т.д. А потом еще сделать копии документов толщиной в пачку бумаги (или больше). Вы таки когда-нибудь занимались этой фигней? То еще удовольствие.
2. Государство в лице ГИТ припрется на производства с целью... Нет, не проверить условия труда и не для того, чтобы способствовать их улучшению. Они припрутся, чтобы найти виновных и наказать их, причем не важно, действительно ли виновен кто-то кроме пострадавшего. Они будут копаться в околосвязанных бумажках и искать повод для новых штрафов. И в результате не изменится на производстве ничего, кроме номинального улучшения по месту НС (если оно возможно) и снижения благосостояния мелких руководителей.
Знаю сие по прошлому месту работы. Скрыть - дело 1 дня, доложить - адская каторга за которую тебе отплатят штрафами. Когда расследовался НС, произошедший целиком и полностью по вине работника (где пострадал он и еще 1 человек), руководителю службы впаяли штраф. За что?
Причем это все уже и в работников вросло. Теперь работаю на заводе с иностранным капиталом, этика работы европейская не приживается. Мы должны фиксировать все микротравмы, но как это сделать, если работники сами же их от меня скрывают? Узнаю только если они ходили в здравпункт - фельдшер сообщает. Иду к работнику, расспрашиваю - отпирается. Сообщаю, что в здравпункте запись и т.д., сознается и спрашивает "А что мне за это будет?", моим заверениям, что ничего - не верит. 3 раза то же самое. Они боятся, что вместо докупки инструмента, которого не хватало, или доп.обучения по ОТ (которое, видимо, не усвоилось) будет лишение премии или что-то вроде этого. Никто не ждет улучшений или чего-то хорошего от контролирующего органа, только кары. Потому что у нас спешат наказывать, не потрудившись сначала даже попытаться улучшить что-то.
Так и живем.
про какую компенсацию пишет автор?
выплаты согласно 125-фз
Реальная причина сокрытия НС - бюрократия и репрессивность всей системы ОТ в нашей стране.