Научение и обучение. Есть ли разница? - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Сфера
Велко
НАОТ
Новатика - обучение для СОТ

Научение и обучение. Есть ли разница?

Научение и обучение. Есть ли разница?

Про наше обучение все понятно. Требования к наличию обучения у работников зафиксировано в Трудовом Кодексе РФ. За отсутствие обучения по охране труда государственный надзор по труду при проверках предприятия штрафует. Про обучение говорят почти на каждой конференции по охране труда. Но так ли все просто в международной терминологии и нашем понимании международных стандартов по обучению?

Если мы посмотрим описание слова «обучение» в Википедии, то поймем, что не так все однозначно, как кажется. Мы увидим 11 высказываний об обучении: как процесса, как деятельности, как вида деятельности, как явления, как взаимодействия между обучающим и обучаемым.

В конце страницы про обучение, очень скромненько, Википедия дает нам ссылку на малопонятное для нас понятие «научение».

Заранее отмечу, что именно это понятие, которое в Википедии почему-то даже не имеет перевода на английский язык, используют психологи и иностранные корпорации. Научение (learning – анг.) также активно прописывается в стандартах ИСО.

Страница про «научение» следующая -  https://ru.wikipedia.org/wiki/Научение

Научение, согласно Википедии, это относительно постоянные изменения в поведении, происходящие в результате практики - взаимодействия организма со средой.

Если сравнить с понятием «обучение», то совершенно другой смысл получается.

Это и есть различие. Взаимодействия разные: в нашем понимании обучения прописывается взаимодействие учителя и ученика, а в научении – взаимодействие организма и среды.

Самое важное в том, что в описании механизма «научения» гиперссылки Википедии выводят нас на научные труды русского ученого И.П. Павлова, американского психолога Б.Ф. Скиннера, на социальную теорию канадского и американского психолога Альберта Бандуру и других ученых. Много ли мы знаем об этих теориях, имеющих мировое значение и лежащих в основе обучения? А ведь, к примеру, страх людей перед нахождением на высоте, боязнь закрытых пространств, страх перед темнотой, боязнь толпы и т.д. (так называемые фобии), а также поощрения людей, наказания, мотивация, - все это было исследовано именно в трудах этих ученых, и напрямую связано с безопасностью.

На английский язык слово «обучение» переводится как «education», слово «научение» как «learning». А еще популярны и часто используются в корпоративном процессе управления «training» и «development».

В чем же принципиальные смысловые отличия этих терминов?

Так как электронные переводчики бессильны в этом вопросе (все одинаково переводится как обучение) - остается одно – искать истину в открытых иностранных источниках в сети интернет.

Основатель и президент Института будущих талантов (США), авторитетный консультант по корпоративному обучению Kevin Wheeler отвечает на этот вопрос следующим образом -  https://futureoftalent.org/whats-difference-training-education-development-learning/

Kevin Wheeler рассматривает различия между «научением», «образованием», «развитием» и «тренингом», предоставив нам различные научные определения каждого термина. На рисунке к статье – подсказки.

TRAINING (тренинг)
  • Обучение определенному навыку, особенно на практике (Оксфордский справочник-справочник, стр. 1528)
  • Систематическое обучение и тренировка (Webster)
  • Если конечным результатом является конкретный вид работ, например сварка двух металлов, то тренинг является обоснованием для повышения эффективности организации, в которой работает сварщик…, предприятие обучает. (Учебный план на рабочем месте, стр. 13)
  • Тренинг: Специальная передача одних и тех же навыков в аналогичные учебные заведения с целью устранения пробелов в обучении навыкам или знаниям. (Dr. Simon Priest)

EDUCATION (образование)

Знания и навыки, полученные в результате инструктажа и тренинга (Webster)
...систематическая инструкция. (Оксфордский справочный словарь, стр.448)
Образование фокусируется на изучении новых навыков, знаний и установок, которые позволят человеку принять новую работу или выполнить другую задачу в определенное время в будущем. (Nadler, стр.6)
Когда поведение в конце опыта научения неизвестно, потому что оно непостижимо, оправдание для обучения состоит в том, чтобы улучшить самочувствие человека, а не обязательно улучшение производительности, которое легко переводится на повышение эффективности организации (хотя что может случиться), предприятие называется образованием. (Учебный план на рабочем месте, стр. 13)

DEVELOPMENT (развитие)

Деятельность по развитию не связана с работой, но ориентирована как на личностный, так и на организационный рост. Основное внимание в таких мероприятиях уделяется расширению концептуальной основы и основы, относящейся к восприятию учащегося в областях, ранее не изученных или не испытанных человеком. (Nadler, стр.7)
РАЗВИТИЕ: Общая передача схожих навыков в совершенно разных условиях в целях улучшения того, как люди чувствуют, думают, ведут себя или сопротивляются обучению. (Dr. Simon Priest)

LEARNING (научение)
Акт приобретения знаний или навыков (Webster)
Знания, полученные в результате исследования (Оксфордский справочный словарь, стр. 814)
Постоянные изменения в человеке, связанные с прошлым опытом и возможностью приобрести навыки и знания.

Таков обоснованный ответ профессионала - научный ответ.

По этой ссылке  https://community.articulate.com/discussions/building-better-courses/difference-between-training-education-and-learning можно найти дискуссию в сети, где специалисты отвечают на такой же вопрос и дают поясняющие различие картинки. Из картинок хорошо видно, что «обучение» и «тренинг» являются составными частями «научения». 

Вот один из ответов, который понравился.

Научение как большой зонтик. Процесс научения никогда не останавливается.

Образование – мы узнаем о чем-то. Иногда осознанно, иногда – это история, иногда обоснование.

Тренинг – мы учимся делать что-то. Это может быть жесткий навык, мягкий навык или процесс.

Какой можно сделать вывод из всего вышесказанного. Я вижу 3 ключевых отличия нашего законодательства от международного по вопросам обучения, которые кажутся проблемами и приводят к непониманию международных стандартов.

1)      У нас отсутствует теоретическая основа «научения», в состав которого входит «обучение» на основе научных теорий.

2)      У нас не учтена научно – понятийная терминология взаимодействия организма и среды.

3)      У нас не учтено понятие «развитие», как передача навыков в организационном управлении предприятиями.

Как я понимаю решать эти проблемные вопросы должны серьезные люди из научно – технического круга, а не специалисты по социальным отношениям.

Вера Надеждина

Комментарии

11 декабря 2018 12:39
Прежде чем такие статьи писать и, соответственно, делать выводы чего у нас нет, нужно сначала разобраться хотя бы в элементарных понятиях, какие есть у нас, например в стажировке, дублировании.
11 декабря 2018 15:46
Легко проверить в сети  элементарные понятия.
Русское слово "стажировка" на английский язык переводится как "training", "traineeship", "internship".

Мы говорим "производственные стажировка".
Они говорят "practikal training".

Мы говорим "профессиональная стажировка".
Они говорят "industrial training".

Мы говорим "дублирование".
Они называют "dublication" или "overlap".

Если под дублированием имеется в виду дублирование для оперативного или оперативно-ремонтного персонала электроустановок, то оно проводится на рабочем месте под руководством обучающего лица.

Мы говорим "обучение на рабочем месте".
Они говорят "on - the - job training".

Поэтому "разборка" элементарных понятий Игоря доказала, что и стажировка и дублирование - это "training".

Выводы о другом. Если человек с детства боится электричества ( learning), то стажируй- не стажируй, дублируй- не дублируй, а через месяц сбежит с работы или будет выполнять работу со страхом в голове и, еще не известно, как он будет поступать в экстренных ситуациях.
12 декабря 2018 12:48
Действительно Попова Светлана, ваши выводы о другом. Нам в очередной раз навязывают забугорную якобы "истину в последней инстанции" (международные стандарты).
20 декабря 2018 05:57
Что русскому хорошо - то немцу смерть!
Статья - полный бред! У русских собственная гордость! Заплатил 15 тыщ и ты обучен на токаря! Ёще столько же и ты научен на слесаря! Еще пятнашка и ты постиг тайны Вселенной!!!
26 декабря 2018 13:54
Бред....у нас есть одно только слово "обучение"! И у отца так было и у деда...
8 января 2019 14:27
Обучение - это " пятерка или двойка в тетрадке", поставленная учителем.

Научение (взаимодействие организма - среды) начинается с рождения человека. Это сказки вашей бабушки, это истории вашего деда, это ваш собственный опыт (плохой или хороший) взаимодействия со средой, в том числе и с людьми.

В психологии несколько видов научения. Примеры следующие.
Пример 1. В армии вы привыкаете к командам. Привыкание к чему либо - это реактивное научение.
Пример 2. Ваши родители - ваш авторитет. Вы закрепили это в памяти с детства, наследуя традиции своей семьи. Это тоже реактивное научение.
Пример 3. Вы начинаете спорить, когда не понимаете. Для вас раздражителем является чужое мнение - отличное от вашего. Это реактивное научение у психологов называется - усилением реакции (сенсибилизация).
Пример 4. Высота - это опасно. Укол пчелы - это больно.
Этот вид научения мы усваиваем с детства и он научно называется классическим обусловливанием.
Пример 5. Вы настойчиво учились водить автомобиль. Метод проб  и ошибок менял ваши навыки поведения на дороге. Это относится к научению, имеющему название оперантное обусловливание.
Пример 6. Ребенок копирует поведение отца или матери. Это социальное научение через подражание.
Пример 7. Человеку нравится главный герой фильма. Он начинает в реальной жизни имитировать некую модель его поведения. Это - социальное научение.
Пример 8. Резкое и неожиданное повышение пенсионного возраста правительством. Это социальное научение, приводящее к недоверию народа, которое останется в памяти поколений на долгие годы.
Пример 9 (сложная форма научения). Вы планируете на участке построить дом. Вы сначала мысленно и на бумаге разрабатываете план дома (некую когнитивную модель  и "когнитивную карту" строительства), а затем реально исполняете ваши идеи. Такой сложный вид научения называется когнитивным научением.

С уважением,

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл