Меню по разделу
+
В начале декабря в Москве пройдет очередная международная выставка «Безопасность и охрана труда 2018». В её преддверии Министерство труда РФ провело традиционную пресс-конференцию, на которой были обозначены некоторые векторы изменения законодательства в сфере охраны труда.
Минтруд РФ сообщил о подготовке законопроекта, предусматривающего введение запрета работ на рабочих местах, отнесенных по результатам специальной оценки условий труда к четвертому классу – опасные. Чиновники пояснили, что работодатель в случае установления на рабочих местах опасных условий труда, по данному законопроекту, будет обязан прекратить работу на рабочих местах и провести комплекс мероприятий по улучшению условий труда, не меньше, чем до третьего класса. Безусловно, изменения не коснуться рабочих мест, чья специфика работы предусматривает работу в опасных условиях, например, представителей МЧС.
Как рассказал зам. директора департамента условий охраны труда Минтруда РФ Альберт Сакаев, предлагаемый законопроект предусматривает изменение принципов профилактики производственного травматизма – законодательство планируется ориентировать на выявление существующих опасностей на рабочих местах и их своевременное устранение. В рамках этого планируется внедрить, подготовленную ведомством методику выявление опасностей на рабочих местах, а также ввести учет микротравм. Кроме того, планируется расширить степень гарантированного информирования работника обо всех рисках, существующих или возникающих на его рабочем месте. При этом работодатель должен обеспечить процесс их выявления и оценки.
А. Сакаев сообщил, что динамика снижения производственного травматизма носит положительный характер и за последние десять лет количество несчастных случаев на производстве сократилось в два раза.
Однако, по мнению чиновника, действующая система профилактики производственного травматизма эффективно реагирует на происшествия и устранение их причин и последствий, а не на их предупреждение. Поэтому для повышения качества профилактики необходимо усилить направление по непосредственному предотвращению происшествий. Именно на это направлен пакет поправок в трудовое законодательство, подготовленный Минтрудом РФ.
Направление на усиление профилактики производственного травматизма, заданное Минтрудом РФ, поддерживает и Фонд социального страхования. Как отметил, на пресс-конференции заместитель председателя ФСС Сергей Алещенко, в 2018 году в бюджете фонда было заложено на финансирование мер по предупреждению производственного травматизма 11, 2 миллиарда рублей, в 2019 г. на эти цели будет направлено на 50% больше. По данным ФСС, в большинстве случаев на данные средства приобретаются средства индивидуальной защиты.
Отметили необходимость изменений в сфере охраны труда и представители профсоюзов. По словам секретаря Федерации независимых профсоюзов Виталия Трумеля, требуется изменение механизма оценок условий труда т.к. СОУТ не всегда объективный показатель и нужны новые механизмы оценки, которые позволят точно оценивать уровни риска и на основе этого формировать методы защиты работника на конкретном рабочем месте.
Между тем, сами работники вопросами охраны труда не сильно озабочены. По крайней мере, такую статистику привел начальник управления Роструда Егор Иванов. По его словам за текущий год поступило 360 тысяч жалоб на работодателей, но подавляющее большинство обращений связано с вопросами выплаты заработной платы, обращений по охране труда единичны.
Комментарии
На сайте МОТ есть Глобальная база законодательства по безопасности и охране здоровья большинства стран - LEGOSH. Информация по странам (Brouse by Country) представлена в виде анкеты по 11-ти темам на английском языке.
По ссылке можно найти и законодательство Российской Федерации по охране труда. Ссылка следующая.
Рекомендую также посмотреть глоссарий терминологических терминов, который применяется в общепринятом странами законодательстве по безопасности и охране здоровья - OSH GLOSSARY.
Его можно скачать также на сайте МОТ по ссылке ниже. Русский перевод терминов в документе имеется. Я , прочитав термины, увидела в глоссарии "технику безопасности", а не охрану труда.
Если посмотреть информацию критически, сравнивая наше законодательство и законодательство других стран, то картина складывается интересная: терминология, представления в нашем законодательстве трактуются очень свободно и не совпадают по- существу смыслового значения.
Законодательство развитых стран (можно легко сравнить) - это системный подход, гармонично перекликающийся со стандартами ISO высшего уровня управления (управление бизнесом, качеством, безопасностью труда, экологией, информационной безопасностью и пр.). При этом измерения и улчшения любого вида проводятся постоянно.
Наши законы ( с подачи Минтруда) пишутся в парадигме "классического анализа". Проект СОУТ - яркий тому пример. Согласно статьи 3 закона 426-ФЗ - СОУТ - комплекс мероприятий... Такие определения в европейских странах еще называют в шутку "коллекцией". И этот закон приравняли в п.5.1.3 международной анкеты к оценке рисков? Не знают руководители Минтруда, что риск - величина переменная , а в терминологии классического анализа - окружающая среда статична, как разобранный автомобиль. То есть динамика процессов и обратная связь взаимодействия компонентов системы, не рассматриваются в принципе.
В результате наше законодательство по ОТ напоминает нерегулируемый перекресток, так как вступает терминологически в острый понятий-терминологический конфликт: и с руководствами МОТ и со стандартами ИСО. К примеру, попытайтесь сравнить нашу терминологию в охране труда и термины ключевого стандарта по производству - ГОСТ Р ИСО 9000-2015 по качеству продукции. Не связывается никак. И со стандартом по социальной ответственности не связывается. Какой- то сплошной когнитивный диссонанс.
Поэтому, если действительно и снижается травматизм, то по другим причинам. Просто люди, возможно, в непростое время стали более осторожными, а труд работающих по ГПД и мигрантов ( на предмет рисков ) остается не учтен в вопросах безопасности.
Короче, солдат спит - служба идет...
ввести учет микротравм мало нам бумаг..еще и здесь хотят добавить..
СОУТ - это безнадежный, лженаучный, невоспроизводимый, непредсказуемый по последствиям и масштабный по наносимому социально-экономическому вреду российский вариант якобы оценки рисков...настолько дурной, что в приличном обществе эксперты по СОУТ не признаются, кем работают