Спецоценка условий труда как угроза жизни пассажиров “экспериментальных” рейсов - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Сфера
Новатика - обучение для СОТ

Спецоценка условий труда как угроза жизни пассажиров “экспериментальных” рейсов

Спецоценка условий труда как угроза жизни пассажиров “экспериментальных” рейсов

Специальная оценка условий труда носит обязательный характер для всех работодателей. Проверке должны быть подвергнуты все существующие рабочие места. Однако, в некоторых случаях рвение работодателей в проведении СОУТ переходит все разумные границы. Так, ряд российский авиакомпаний проводили исследования в рамках спецоценки рабочего места пилота пассажирского лайнера непосредственно при совершении рейса с пассажирами, ставя под угрозу их жизни.

Авиаперевозчики, после принятия закона о СОУТ, одни из первых начали проводить мероприятия по оценке условий труда своего персонала. Мероприятия проводились на тех рабочих местах, которые предусматривали дополнительные льготы и компенсации, связанные с условиями работы. Здесь важно отметить, что учитывая специфику работы летнего персонала, в Минтруде предполагали разработать специальный порядок проведения СОУТ для таких рабочих мест. Министерство даже подготовило проект такого регламентирующего документа, но Министерство экономики не согласовало его по причине высокого уровня затрат на СОУТ, которые лягут на авиакомпании в случае выполнения мероприятий по предложенному порядку. В настоящее время Министерство труда проводит разработку нового порядка, но некоторые российские авиакомпании не стали дожидаться данный документ и провели специальную оценку в общем порядке. По данным агентства «Daily Storm» спецоценку уже провели: «Уральские авиалинии», «Сибирь», Ютэйр, S7, дочка «Аэрофлота» - «Россия» и обанкротившаяся «Трансаэро». Все авиакомпании по итогам СОУТ установили, что класс условий труда бортпроводников относится к допустимому. Данное обстоятельство позволило на законных основаниях отменить надбавки за вредность и право на досрочную пенсию.

Отмена льгот вызывала обеспокоенность профсоюза авиаработников, который начал собственную проверку по факту проведения СОУТ. Общественники считают, что специальная оценка была проведена с нарушениями, что и сказалось на её результатах. Причем нарушен не только порядок проведения отдельных исследований, но Правила безопасности полетов – в кабину пилотов были допущены эксперты для проведения измерений, т.е. посторонние лица, которые не имеют право находится в кабине во время полета.

По информации «Daily Storm», данное нарушение произведено в этом году на трех рейсах авиакомпании «Россия». Самолеты выполняли регулярные пассажирские рейсы по маршрутам «Москва – Санкт-Петербург», «Москва – Оренбург», «Москва – Пунта-Кану», во время полета в кабине пилота, специалисты Клинского института охраны и условий труда, проводили замеры вибрации, уровень шума, напряженность трудового процесса и другие вредные факторы на рабочих местах пилотов. Допуск экспертов осуществлялся по официальному распоряжению летного директора АК «Россия» Г.В. Баринова.

По жалобе профсоюзов по данному факту Росавиация провела проверку, результаты которой установили нарушение Федеральных авиационных правил №128. Авиакомпания получила предписание прекратить проведение исследований в таком порядке. Свою вину в нарушении перевозчик не признал, указав, что эксперты были указаны в полетном задании, а перед вылетом прошли проверку службы авиационной безопасности. Однако, данные доводы на повлияли на проверяющих и материалы проверки были направлены прокуратуру для принятия правового решения.

Позицию Росавиации разделяет и профсоюз, члены которого считают, что нахождение экспертов в кабине, а тем более проведение измерений, создавали реальную угрозу безопасности пассажиров.

Члены профсоюза, большинство из которых имеют значительный опыт работы в отрасли, отмечают, что авиакомпании должны были согласовать использование измерительного оборудования с производителем авиатехники, т.к. неизвестно как оно повлияет на работу систем самолета, а также как поведет себя в различных условиях полета.

Как сказал представитель профсоюзного летного состава: «у нас за карандаш у пилотов не закрепленный в кабине можно получить выговор, а тут измерительное оборудование. Что будет, если при болтанке оно попадет в органы управления самолета?» Вот такая охрана труда и получается – ради одного мероприятия для бумажки идут на риск безопасности всех пассажиров рейса.

Но Санкт-Петербургская транспортная прокуратура, по итогам своей проверки, признала, что авиакомпания действовала в пределах законодательства т.к. в связи с отсутствием специальной методики перевозчик имел право проводить СОУТ в общем порядке, чтобы избежать нарушений законодательства об обязательном проведении специальной оценки условий труда.

На этом все могло бы и закончится, если бы не упорство профсоюзов, которым удалось довести информацию до правительственного уровня. В результате чего министром труда Максимом Топилиным инициирована совместная проверка Минтруда и Минтранса, а также к делу подключился Следственный комитет.

По данным «Daily Storm», АК «Россия» не единственная, кто допускал экспертов СОУТ в кабину пилотов. Так, АК «Уральские авиалинии», провела спецоценку в 2015 году. Как сообщил источник агентства, тогда во время полета на борту находилось два эксперта – один в салоне, другой в кабине. По результатам СОУТ бортпроводникам установили 2 класс условий труда, вместо прежнего 3.1., что означает отмену всех льгот. У пилотов также класс вредности был сокращен. Летали эксперты в кабине пилотов и в ушедшей с рынка АК «Трансаэро». Кстати, экспертной организацией здесь был тот же Клинский институт охраны и условий труда.

АК «Сибирь» также пригласила для проведения СОУТ специалистов из г. Клин. Спецоценка была проведена на 387 рабочих местах летного состава, а для проверки было задействовано 46 самолетов. Измерения осуществлялись как на регулярных рейсах, так и на специальных, когда самолет осуществлял полеты именно для мероприятий по СОУТ.

По итогам СОУТ в АК «Сибирь» бортпроводники остались без льгот, а у пилотов уменьшилась вредность. В связи с этим местный профсоюз заявил, что при проведении спецоценки не были исследованы многие вредные факторы, например, уровень радиации, не учтены нагрузки на организм при болтанке, смене часовых поясов, климата.

Прокурором транспортной прокуратуры г. Новосибирска было подготовлено заявление в суд, о признании неправомерной отмены льгот бортпроводникам т.к. перевозчик не представил доказательств улучшения условий их труда. Но суд указал, на результаты СОУТ и признал, что этого достаточно для отмены льгот т.к. спецоценка носит независимый характер и её результаты объективны.

Фактически в авиации специальная оценка условий труда стала механизмом для существенной экономии на затратах, связанных с персоналом. Итоги СОУТ позволяют отменять множество льгот, что дает ощутимый прирост показателей чистой прибыли авиакомпаний. Поэтому они и идут на очевидные нарушения законодательства, нередко ставя под угрозу жизни пассажиров, прикрываясь при этом законом об обязательной спеоценке.

Согласны ли Вы с тем, что присутствие экспертов с оборудованием в кабине пилотов и проведение ими замеров вредных производственных факторов во время рейса ставит под угрозу безопасность жизни всех пассажиров?


Согласны ли Вы с тем, что у лётного состава допустимые условия труда и вредности у них нет?


  
Дмитрий Муравьев

Комментарии

1 октября 2018 15:00
Пипец. судью на мыло. Как можно было 3.1. отменить? Доцент тупой?

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл