Лозунги повышения производительности труда с советских времен еще живут в наших воспоминаниях: «Пятилетку за 3 года», «Ни одного гектара незасеянной земли», «Культурно жить – производительно работать». Впрочем, эта правительственная программа и сейчас в приоритете. В 2017 году установлен ряд задач, нацеленных на повышение производительности труда до 2025 года. Паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости» содержит 9 ключевых мероприятий по достижению поставленной цели - реализовать региональные программы повышения производительности труда и поддержки занятости в субъектах Российской Федерации, которые позволят повысить производительность труда на предприятиях-участниках не менее чем на 30%.
Пока участниками программы являются лишь обрабатывающие предприятия. Однако уже сейчас Правительство решает вопрос об увеличении их количества. Видеть в планируемых дополнениях предприятия сельского хозяйства, строительства, транспорта вполне логично. Однако, стремления добавить в перечень учреждения социальной защиты, здравоохранения и образования выглядят не столь оптимистично. В первую очередь, потому что, обычно способы повышения производительности труда ставят экономические показатели предприятия над показателями безопасности. В случае работников социальной, медицинской и образовательной сфер стремление к «выше, дальше, сильнее» ставит под угрозу сохранение нормированного графика работы. В связи с тем, что в регионах преподавательский и врачебный кадровый состав практически терпит бедствие – требуемые вакансии не заполнены, лимит рабочей нагрузки на оставшихся в строе превышен.
Минэкономразвития утверждает, что переход от бумажной работы к работе в электронных системах увеличит скорость работы персонала бюджетных организаций. Безусловно, этот довод верен, но так как период перехода к цифровым технологиям на практике обычно длителен, из-за несовершенства структуры информационных систем, то сотрудники вынуждены выполнять двойную работу – дублировать документы в электронном виде на бумаге. Соответственно, это приносит обратный результат – замедляет привычный рабочий процесс.
Сравним, меры планируемых к утверждению достигнутых показателей для учреждений, фактическое их исполнение уже сейчас и возможные, на наш взгляд, решения возникающих трудностей:
1) Уменьшение скорости прохождения пациента через приемное отделение медицинских организаций.
На практике, количество запросов для записи к врачу в электронные терминалы поликлиник средних по численности городов за один рабочий день составляет примерно 350 случаев. Однако, далее весь этот поток пациентов так же ожидает своей очереди (хоть и электронной) в регистратуру, которая распределяется в среднем по 2-3 единицам мед.персонала. Связано это с тем, что данные по действующим допускам к врачу (флюорография, кровь на RW, смотровой кабинет) требуют постоянного контроля. Отметим, что в части мед.учреждений электронные терминалы даже не установлены, поэтому вся процедура проходит по-старинке.
Вероятные решения проблемы:
1. Дооборудование электронными терминалами всех мед.учреждений;
2. Усовершенствование программной оболочки эл. терминалов по функциональности (опции записи к врачам по профилю)
3. Повышение квалификации кадрового состава в области компьютерных технологий
4. Увеличение заработной платы работников.
5. Привлечение молодых специалистов в стены мед.учреждений.
2) Уменьшение времени оформления и выдачи книг в библиотеках.
Сейчас потребность в книгах, представленных в бумажной версии, уменьшилась. Частично по причине прогресса цифровых технологий и перехода транслирования информации через электронные гаджеты, частично – ввиду высоких цен на печатные издания книг. Поэтому и поток читателей в библиотеки снизился. Конечно, переход библиотек на электронные базы литературы и ускорение регистрации посетителей снижает затрату человеко-часов на заполнение формуляров вручную. Однако именно для привлечения читателей рядовые библиотекари обязаны ежемесячно устраивать развлекательные и просветительские мероприятия, на подготовку которых тратится много сил и времени. И внедрение электронных систем спасает в этом случае лишь отчасти.
Вероятные решения проблемы:
1. Снижение стоимости печатных изданий литературы – полезно как для доступности бумажных вариантов книг читателям (которые всё же безопасней читать именно так), так и для закупок библиотеками (снижение затрат на обновление книжного фонда)
2. Передача должностных обязанностей библиотекаря в плане подготовки мероприятий специально обученным сотрудникам.
3. Увеличение заработной платы.
3) Уменьшение скорости оформления и количества бумаг, необходимых для командировки профессора вуза.
Прямо скажем, сейчас средства на большинство статей расходов в университетах урезаются в значительных размерах, в том числе и на командировочные расходы. Причем даже не фиксированный суточный размер трат, а расходы на командировку в целом. Конечно, университеты, расположенные ближе к центру, расходуют меньше средств на оплату проезда до места командировки в ведущие образовательные центры страны. Однако удаленные региональные вузы вынуждены тратить на билет до Москвы туда и обратно примерно 60 тысяч рублей на одного сотрудника, плюс затраты на проживание в гостинице и участие в мероприятиях согласно цели командировки. Таким образом, масштаб затрачиваемого времени не так уж и велик. Конечно, для ряда ведущих вузов проблема затрат времени на оформление документации актуальна. Однако, разницы в порядке их оформления для простого преподавателя или профессора вуза мы не нашли – пакет документов стандартен (документы для оформления виз, билеты на различные виды транспорта, квитанции на сопутствующие расходы). Возможно, это зависит от установленного в образовательном учреждении порядка организации командировок.
Продуктивнее будет акцентировать повышение производительности труда за счет полного преобразования «бумажной волокиты» в электронные системы – тогда время на разработку учебной документации сократится, увеличится время на работу со студентами, повысится качество образования.
Вероятные решения проблемы:
1. Утверждение простого «не забюрократизированного» локального порядка организации командировок;
2. Увеличение финансового обеспечения, выделяемого на сферу командировок;
3. Смещение целей приоритетной программы по повышению производительности труда на ключевую функцию учебных заведений.
В целом, выбранный правительственный вектор очень важен. Главное, добиваться поставленных задач не в урон текущему производственному процессу, с соблюдением нормативов по продолжительности рабочего дня, уровню заработной платы и условий труда работников.
Комментарии
1. В больницу райцентра бабуля по интернету из своей деревушки записываться будет, у нее комп. в сарае рядом с коровой припрятан, еще со времен войны, когда она еще "радисткой Кэт" звалась.
2. Библиотеки кругом сокращены, если где и остались, то на другом конце города, да и те посещают те же бабульки.
3. Ну а профессора целыми эшелонами по стране кочуют, командировочные себе на паперти собирают и в подземных переходах вокзалов.
А если серьёзно, то на нашем предприятии внедряют сейчас различные компьютерные системы, вваливают кучу денег фирмам, поставщикам программного обеспечения, но! не дают денег на обновление компьютерного парка, который и морально и физически устарел. Обучение работе с программами чаще всего происходит поверхностно, без отрыва от производства, что опять же тормозит процесс работы. Сами программы часто очень "сырые"создаются лишь по понятиям самих создателей, для какого-то виртуального предприятия, без учета потребностей и особенностей организации работы в конкретной организации. и т.д. и т.п.
То есть за громкой вывеской мы видим снова надувание больших мыльных пузырей и отмывание "бабла".