На главную
На главную

Правительством РФ подготовлены меры для снижения производственного травматизма в России

Правительством РФ подготовлены меры для снижения производственного травматизма в России

12 декабря 2017 года в Москве в рамках деловой программы XXI Международной специализированной выставки «Безопасность и охрана труда» состоялось совещание, на котором был всесторонне обсужден вопрос снижения производственного травматизма в России. В ходе встречи по этому вопросу был заслушан доклад министра труда и соцзащиты РФ Максима Топилина.

В настоящий момент в России большинство несчастных случаев на рабочем месте происходит из-за плохой организации производственного процесса (что в принципе недопустимо) и под влиянием человеческого фактора: работники не имеют требуемой квалификации, не используют необходимые средства индивидуальной и коллективной защиты, нарушают утвержденные инструкции и правила техники безопасности и т.д.

Стоит отметить, что в целом за последние 10 лет количество несчастных случаев и травм на производстве, в том числе с тяжелыми последствиями, сократилось вдвое. За последние годы по показателям травматизма Россия приблизилась к уровню передовых стран, однако, еще не достигла тех показателей, которые, например, есть в Германии.

Традиционно опасными являются нефтяные, металлургические, машиностроительные производства, шахты и т.п. Наибольшее количество несчастных случаев (20%) происходит при выполнении строительных работ. Транспорт, обрабатывающая промышленность, сельское и лесное хозяйство, ЖКХ – все эти отрасли тоже относятся к проблемным. Здесь сконцентрировано 75% производственного травматизма со смертельным исходом.

Несмотря на это, у некоторых российских компаний (и регионов) есть неплохой опыт в организации безопасного труда. Этот опыт необходимо передавать и распространять. При этом необходимо учитывать, что в каждой отрасли и у каждой профессии есть свои характерные факторы риска и причины травматизма. Решением должны стать разработка и утверждение правил охраны труда для разных видов деятельности, включая такие травмоопасные, как строительство, работы на высоте и т.п. В настоящий момент таких правил утверждено уже 27.

С учетом отраслевой специфики будут разработаны стандартные ведомственные планы улучшения условий труда - специальные ведомственные отраслевые планы мероприятий по снижению производственного травматизма. Помочь в этом должны Российский союз промышленников и предпринимателей, профсоюзы, эксперты. А субъекты РФ будут утверждать специальные региональные программы улучшения условий труда на основании типовых показателей, закрепленных на федеральном уровне.

Планируется также разрабатывать и внедрять как можно больше эффективных отечественных средств индивидуальной и коллективной защиты. Разработки российских производителей должны составить конкуренцию зарубежной продукции на рынке. Это защитит тех, кто трудится на вредном и опасном производстве, от некачественной и фальсифицированной продукции. Отечественные СИЗ будут маркироваться специальным образом. Более того, предполагается, что Фонд социального страхования станет компенсировать работодателям расходы на приобретение СИЗ только отечественного производства.

Что касается специальной оценки труда, то до конца 2018 года действует переходный период, в течение которого СОУТ должна быть завершена во всех организациях. После чего будут проанализированы результаты и принято решение, какие требуются изменения для совершенствования этой области.

Необходимо стимулировать работодателей, чтобы они были заинтересованы в нормальных и комфортных условиях для своих работников, и во внедрении механизма предупреждения и управления рисками. Работодатели должны «вкладываться» в охрану труда: инвестировать в безопасные средства производства, транспортные средства, СИЗ и т.д. Ведь в случае аварий и несчастных случаев материальный ущерб обычно оказывается на порядок выше, чем инвестиции в создание безопасных условий труда.

В настоящее время Трудовой кодекс РФ обязывает работодателей обеспечивать безопасность работников – принимать меры с учетом сложившихся условий труда. Планируется внести поправки, обязывающие работодателя выявлять сами риски (опасности) на рабочем месте, производстве и устранять их.

Помимо этого предлагается увеличить страховые взносы работодателей в ФСС с 20% до 30%. Эти средства уже сейчас можно направить на профилактику профзаболеваний и сокращению производственного травматизма (например, путем указанного стимулирования технического перевооружения, предприятий, если оно повлечет за собой улучшение условий труда на рабочих местах).

Одна из ключевых задач снижения производственного травматизма – это ведение учета несчастных случаев на производстве и их тяжести. Для снижения уровня травматизма необходимо оперировать точными данными. В настоящий момент отсутствует единая классификации причин травматизма; в терминологии есть серьезные расхождения в перечне и формулировках причин и видов травматизма; используются разные показатели (коэффициенты) для оценки риска производственного травматизма и т.д. В результате расхождения в данных по показателям травматизма и смертности у ФСС и Росстата достигают 30% - 40%. Поэтому необходимо унифицировать методы учета несчастных случаев и профзаболеваний на производстве; вести учет опасных ситуаций и инцидентов, а также несчастных случаев, произошедших во время следования к месту работы или с работы.

Кроме того, статистические данные о несчастных случаях на производстве должны подлежать более подробной классификации: по числу потерпевших, по тяжести и наличию смертельного исхода, по числу дней потери трудоспособности, про профессиям и видам экономической деятельности и т.д. Предполагается, что это позволит более объективно оценивать тенденции по снижению травматизма из года в год. Кроме того, объективная и полная статистика лежит в основе риск-ориентированного подхода: улучшение статистики приведет к более точным оценкам рисков. Точная оценка рисков позволит предусмотреть действия работника, которые минимизируют риск травмы.

Помимо всего этого необходимо устранить существующие противоречия в законодательстве, отменить устаревшие нормы, усовершенствовать систему контроля за соблюдением трудового законодательства, популяризовать среди населения значимость соблюдения правил по охране труда, повысить культуру безопасного труда, а также многое-многое другое.

По итогам совещания Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев дал ряд поручений Минтруду, Минстрою, Минтрансу, Минэкономразвития и Минпромторгу России проработать конкретные решения, направленные на реализацию государственной политики в сфере снижения производственного травматизма.

Для внедрения всех перечисленных предложений, потребуется плотное взаимодействие между Минтрудом, Минздравом, Росстатом, ФСС, а также объединениями работодателей и профсоюзами. Если будет сформирован и утвержден подобный комплексный подход к проблеме, нас ждут значительные изменения в трудовом законодательстве. Главное, чтобы по итогам их внедрения, со своей основной задачей они справились.


Юлия Зарипова
2 124 8
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

0 Мне нравится
Яна
В смысле, "Более того, предполагается, что Фонд социального страхования станет компенсировать работодателям расходы на приобретение СИЗ только отечественного производства"? А разве сейчас это уже не работает?
0 Мне нравится
Алим Журтов
Цитата
Яна пишет:
В смысле, "Более того, предполагается, что Фонд социального страхования станет компенсировать работодателям расходы на приобретение СИЗ только отечественного производства"? А разве сейчас это уже не работает?
Работает наполовину) Когда в прошлом году я подавал отчёты в ФСС по возмещению затрат на СИЗ, то потребовали только сертификаты, прошедшие таможенный союз, хотя одежда чешского бренда )
0 Мне нравится
Василий Носов
увеличить страховые взносы работодателей в ФСС: помню, в какой-то год ФСС говорило обратное: у нас столько денег, что девать некуда!
Что поменялось с тех пор?
Помню, как получил отказ ФСС: все деньги ушли на Саяно-Шушенскую ГЭС.
Что за фигня: почему МЫ все расхлёбываем бездействия акционеров-владельцев ГЭС.
Помню, там ещё страховая компания ГЭС сдулась - не смогла выплатить страховки.
Право, чудна страна наша - "наша Раша"

А главная проблема осталась: ОТ финансируется по остаточному принципу, оборудование - ветхое.
Вот в Москве Ростехнадзор лютует - аттестацию не пройдёшь без явки! Корочки курьер уже не привозит. Если кто знает телефон курьеров - сообщите)
0 Мне нравится
Алим Журтов
Цитата
Василий Носов пишет:
Вот в Москве Ростехнадзор лютует - аттестацию не пройдёшь без явки! Корочки курьер уже не привозит. Если кто знает телефон курьеров - сообщите)
У нас, в Краснодаре, тоже прилично давно обязательно присутствие аттестуемого с паспортом и  ещё не факт, что сдаст с первого раза...))
0 Мне нравится
павел
Беспредел однако.... Куда Прокуратура и СК смотрит??? Ужас!!!
2 Мне нравится
Попова Светлана
Поправки в ТК обязывающие работодателя "выявлять сами риски (опасности) на рабочем месте, производстве и устранять их" - вопрос "интересный".

Непонимание у Минтруда - полное - "что такое риск-управление".

Рекомендую зайти на сайт специализированной обучающей компании по управлению рисками для Бизнеса - Risktec Solution на сайт http://www.risktec.tuv.com/.

На главной странице сайта в центре имеется раздел "Training and education". Легко скачивается Каталог программ обучения. Выбираем - Catalogue.

В каталоге (на английском) указаны: 30 программ обучения по риск-управлению и безопасности, 9 программ обучения по отрасли "нефть и газ", программы обучения по атомной промышлености, железнодорожной отрасли, морской отрасли, по источникам возобновляемой энергии. Содержание программ обучения можно перевести через электронный переводчик.  Сроки обучения - разные. Обучаются в том числе и для допуска.

Обучение проводится для любых компаний, в том и государственных.

Вопрос. Минтруд хочет, чтобы мы в отсутствие современного обучения "выявляли риски" на "традиционно опасных предприятиях" по морально устаревшим обучающим программам? К тому же в Правилам по ОТ,  слово "риск" вообще не учтено.  Получатся - "идите туда - незнамо куда".

С уважением,
0 Мне нравится
Олег Каримов
интересная статья, посмотрим что будет в конце 18 года.
1 Мне нравится
Александр Чиркин
Пока мероприятия по снижению заболеваемости и травматизма выглядят так:
- внедряли АРМ, обязательную для всех работодателей. За 3 года её провело менее 1% организаций.
- сделали выводы, придумали спецоценку, допускающую - улучшение условий труда (налоги, льготы и др) при выдаче СИЗ. Типа, если ты в противогазе, то воздух стал чище...
- при сохранении отмеченной тенденции, следующим шагов в части снижения травматизма будет приравнивание оказания медицинской помощи пострадавшему к улучшению его состояния (вплоть до отсутствия травмы и н/с) - и травматизм сразу снизится.

Непонятно другое - у бедных работодателей в 90-е часто не было денег на з/п, их по сути не трогали при больших задолженностях - и какого-то взрывного роста ВВП это не дало.

Сейчас продолжают убирать необоснованные препятствия бизнесу, а почему их всё убирают и убирают, а ВВП всё никак не удесятирится? Специалисты говорят, что если вычесть нефтедоллары, то у нас ситуация по остальному - как в 1998, после дефолта. Никакого роста. Может быть, дело не в препятствиях бизнесу - а в чём-то другом? В СССР одни препятствия были - а выпуск всех видов продукции неуклонно рос, страна не вымирала почему-то... Как в одном подмосковном совхозе сейчас....

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.