В настоящий момент в России функционирует более 174000 опасных производственных объектов разного класса опасности, из которых 2200 относится к энергетическому сектору. 50% всех российских промышленных объектов высшего класса опасности (1-й и 2-й класс) находится в Приволжском федеральном округе (ПФО).
2 февраля в Казани прошло расширенное совещание Ростехнадзора с предприятиями и организациями ПФО, на котором обсуждались вопросы обеспечения контроля и надзора в области промышленной, энергетической и экологической безопасности.
В ходе встречи глава Ростехнадзора Алексей Алешин сообщил, что в 2017 году смертность на подконтрольных Ростехнадзору опасных производственных объектах снизилась на 17%.
По его словам, всего в России в 2016 году произошло 222 аварии и было зафиксировано 252 несчастных случая со смертельным исходом, из которых в результате собственно аварий погиб 81 человек (или 32%).
За прошлый год произошло 220 аварий на производстве и погибло 210 человек. Причем только 16 % из них (34 работника) погибли в результате аварий. Все остальные трагедии произошли под влиянием человеческого фактора.
Несмотря на то, что уровень аварийности на опасных производственных объектах практически не изменился, число погибших на производстве снизилось на 17 %. Причем больше чем на половину сократились смертельные случаи по причине собственно аварийных ситуаций на ОПО. Это значит, что 83 % всех аварий на опасных производственных объектах – человеческая халатность и умышленное несоблюдение правил промышленной безопасности.
В целом по стране с 2010 по 2017 год аварийность на производстве снизилась на 40%. Количество несчастных случаев со смертельным исходом за те же годы сократилось наполовину. Однако эти жертвы могли быть еще меньше, если бы не влияние человеческого фактора.
В преобладающем большинстве случаев трагедии происходят из-за недостаточного уровня управления, низкой квалификации руководителей и работников предприятия, недостаточного производственного контроля, несоблюдения правил технологической дисциплины, пренебрежения, а иногда и умышленного игнорирования требований безопасности.
В связи с этим может остро встать вопрос обязательной аттестации по промышленной безопасности. Учитывая, что Ростехнадзор больше не согласовывает учебные программы и не требует прохождения квалификационной подготовки, многие предприятия относятся к аттестации несерьезно. Зачастую целью становится не получение работником знаний, а получение корочки, которая позволит допустить человека к работе. Это приводит к формальному отношению к обучению и допуску к работе неподготовленных сотрудников.
Стоит отметить, что несмотря на то, что с внедрением риск-ориентированной модели количество плановых проверок снижается, требования к подконтрольным организациям остаются высокими. Начиная с 2014 года, количество плановых проверок сократилось в четыре раза. В целом уменьшение количества проверок никак не повлияло на состояние промышленной безопасности: число выявленных нарушений с годами остается на том же уровне.
Всего в 2017 году в ходе проверок органами Ростехнадзора было выявлено более 1 000 000 нарушений, из которых более 2000 несли непосредственную угрозу жизни и здоровью человека. То есть фактически было предотвращено более двух тысяч аварий – деятельность этих организаций была приостановлена.
Следует упомянуть, что примерно 90% нарушений носят повторяющийся характер: Ростехнадзор может выявить недочет, а вот исправить ситуацию и обеспечить соблюдение правил промышленной безопасности могут только сами предприятия. А в результате недостаточности производственного контроля (того самого человеческого фактора) этого не происходит.
Стоит отметить, что государство планирует и дальше уменьшать надзорную нагрузку на производство. При этом к 2025 году количество нарушений должно снизиться в два раза, а материальный ущерб – сократиться на 30%. Однако ясно, что снижение административных барьеров для бизнеса, и в то же время повышение ответственности руководителей за безопасность предприятий, требует совершенствования действующего законодательства в области промышленной безопасности. Каким образом это можно осуществить, будут думать и законодатели, и сами проверяющие. Будем надеяться, что тенденция по уменьшению количества погибших в авариях при этом продолжит сохраняться.