Музыка для многих – распространённое хобби, но у некоторых хобби перерастает в работу, с серьёзными гонорарами и не менее серьёзными рисками для здоровья. Ведь зачастую музыканты, особенно начинающие, выступают не в тёплых филармониях и концертных залах, а в полуподвальных клубах и ресторанах, где можно подцепить простуду, сорвать голос или же попасться на глаза нетрезвой компании. О некоторых рисках для музыкантов, а также об охране труда в музыкальной группе, играющей в неформальном стиле, мы и поговорим.
Редакция взяла интервью у нескольких участников одной набирающей популярность группы SAMPLAY.
- Добрый день. Давайте опустим всякие формальные вопросы про название группы, о стилистике её исполнения, о подробностях отношения внутри коллектива и другие стандартные вопросы, и сразу перейдём к охране труда. Как Вам такое предложение?
- Добрый день. Конечно! На самом деле это и правда банальные вопросы, на которые уже попросту не хочется отвечать.
- Отлично. Тогда сразу к делу. С точки зрения трудовых взаимоотношений, есть ли у Вас трудовые договора?
- Тут нужно сразу понимать, что такое группа. Первоначально для всех это было гаражное увлечение, после работы собраться, поиграть на гитарах, постучать в барабаны. О трудовых взаимоотношениях на таком уровне говорить, конечно же, рано. В дальнейшем, когда артист или группа становится популярной, и её зовут участвовать на фестивалях или концертах – уже есть подобие трудовых взаимоотношений. Но обычно это сводится к обычному договору оказания услуг. Либо же организуется ИП, которую возглавляет один человек из группы, с которым заключается договор. Однако штата работников, как это обычно бывает, у такого музыкального ИП нет. Но наша группа, например, в дальнейшем собирается организовать ИП со штатом, пока только думаем какую запись о должности ставить в трудовой договор и трудовую книжку – нельзя же там написать «ритм-гитарист» или «барабанщик». Хотя, хотелось бы…
- Понятно. Получается, что сейчас музыканты никак не защищены от профессиональных заболеваний, травм и всего остального?
- Получается да. Но большинство из нас работает на официальной работе, поэтому уйти в больничный, например – не проблема. Другое дело, что на рок-концертах периодически бывает публика, которая и бутылкой может швырнуть, и со сцены скинуть. В этих случаях уже никакой правовой защиты нет. Именно поэтому мы сейчас и думаем об организации своей фирмы, чтобы можно было оформлять производственные травмы и тому подобное.
Рисков в музыке на самом деле очень много. Физические нагрузки, например на барабанщика, иногда просто зашкаливающие.
- Ясно. Спасибо за потраченное время и успехов Вам.
- Счастливо! Приходите на наши концерты!