Процедура специальной оценки условий труда пришла на смену аттестации рабочих мест по условиям труда, которая, как и спецоценка, была обязательна для проведения всем без исключений. Конечно, много вопросов возникало о подходе к проведению оценки рабочих мест, так как они все несравнимо разные, например, офисное рабочее место и рабочее место станочника, однако и там и там работают люди, и там и там есть вредности на рабочих местах.
Специальная оценка выделила некоторую специфику в проведении оценки условий труда на рабочих местах, был утверждён специальный Перечень, куда вошли некоторые виды деятельности и профессии, на рабочих местах которых спецоценка проводится с определенными особенностями, например, рабочие места некоторых медицинских работников, пилотов гражданской авиации, профессиональных тренеров и спортсменов, и так далее.
Чем же таким примечательно рабочее место госслужащего или муниципального служащего, остается непонятным, раз данную категорию работников выделили аж отдельным пунктом в Федеральном законе «О специальной оценке условий труда». Согласно подпункту 4 статьи 3 закона проведение процедуры оценки условий труда в отношении данных рабочих мест проводится в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами, другими законами. Все бы ничего, если такие законы были бы приняты, однако вопрос о проведении спецоценки условий труда на рабочих местах госслужащих и муниципальных служащих до сих пор не урегулирован не законодательно, ни практически.
Данные выводы поддерживает и суд, уже имеется несколько прецедентов по данному поводу. Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда рассматривала
апелляцию от Государственной инспекции труда к одному из органов местного самоуправления Московской области. Краткая суть такова, не согласившись с предписанием надзорного органа о проведении специальной оценки условий труда муниципального служащего, орган местного самоуправления обратился в суд с тем, чтобы отменить данный пункт предписания, ссылаясь на то, что вопрос о проведении процедуры законодательно не урегулирован, то и провести ее в настоящий момент нет возможности. Суд поддержал заявленные требования, поддержала решение суда и Судебная коллегия, не признав апелляцию Госинспекции труда.
Таким образом суд своими выводами указал на то, что рабочие места муниципальных служащих и госслужащих фактически освобождены от проведения специальной оценки условий труда, но на сколько это правильно? Ни на сколько, на рабочих местах трудятся такие же люди, и в чем разница между рабочим офисным местом муниципального служащего и аналогичным рабочим местом у некого индивидуального предпринимателя? Тем не менее частной организации придется раскошелится на недешевую процедуру по полной, а кто-то законно освобожден от тяжелого гнета. А может быть работа служащего настолько легкая и необременительная, что нет смысла тратить деньги на то, что и так понятно?
Не должны ли чиновники на собственном опыте показывать бизнесу, как правильно выстраивать трудовые отношения и заботиться о своих работниках, организовывать систему управления охраной труда? Однако выходит так, что служащие входят в привилегированный класс, отстраняясь от общих законов, создается ощущение того, что разработка «особого» законодательства для чиновников тормозится специально.
В настоящее время Минтруд РФ не открывает своих планов на этот счет, разрабатывается ли документ или разработки нет даже в планах, тем самым лишая работников своего законно права на труд в условиях безопасности и гигиены и выделяя госслужащих и служащих органов местного самоуправления в особый класс работников.
Комментарии
СпецОценка, СпецОценка ... да бросьте вы, вооот реальный пример того, кто принимает законы и какое содержимое тех законов.
Хотя, предпалагаю, их смелость строится на боязни финансовых аудиторов: "Куда хотите деньги потратить? Методики нет! Отбой"
Хороший прецендент
хотел бы я посмотреть на того законотворца, что придумал эту спецоценку...выкачивание денег из одного предприятие в другое и в бюджет аж нифига..зачем спрашивается? 8)
Корж и Вельмяйкин, сдается мне)Не без Топилина)Весь Минтруд
1. это экономия средств, которые могут быть затрачены из бюджетов всех уровней на проведение СОУТ
2. это появление ещё одной статьи расходов для использования возможностей применения коррупционных схем в проведении СОУТ
3. методика СОУТ для чиновников будет объективно опираться только на оценку оптимальных условий труда, что никак не соответствует их образу неутомимых тружеников, не жалеющих себя на благо народа
4. введение в методику особых показателей для оценки напряженности труда чиновников вызовет справедливое неприятие общества
5. по результатам СОУТ у чиновников не потребуется никаких дальнейший действий: выполнения мероприятий по улучшению условий труда, предоставления гарантий и компенсаций, которых у них и без СОУТ итак предостаточно , т.е. эффективность СОУТ равна нулю, а деньги, затраченные на неё, будут выброшены на ветер.
Специальная оценка условий труда "придумана" для участников трудовых отношений, работающих по трудовому договору. Чиновники (не важно о каком уровне идет речь) же к трудовым отношениям никакого отношения не имеют. ОНИ СЛУЖАЩИЕ, отбираемые по конкурсу. Видимо из этого и следует, что никакая специальная оценка условий труда им не страшна и не важна. По идее для них должен быть издан свой закон (для каждого уровня соответственно свой), то есть два нормативных правовых акта, утверждающих схему оценку условий труда СЛУГ народа.
Априори такого не будет, на мой взгляд, никогда. С чисто субъективной точки зрения и уважением ко всем комментирующим!!!!
Анна! А вы курсе, что муниципальных служащих почти не осталось? Они теперь технические работники. Во как! Это я относительно конкурсов. И потом, причем здесь конкурс? Если по конкурсу, то должен работать исключительно в противогазе и не пищать? Вы о чём?