Железные «работники» и их живые коллеги: кто кого? - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Велко
Сфера
НАОТ
Новатика - обучение для СОТ

Железные «работники» и их живые коллеги: кто кого?

Железные «работники» и их живые коллеги: кто кого?

В настоящее время Международная организация по стандартизации (ИСО, ISO) решает вопрос: насколько больно робот имеет право ударить человека? Вопрос, скажем так, специфический и приводит в недоумение, но в настоящее время все еще не решенный. В первою очередь ответ на него волнует компании-разработчиков роботов, которые будут работать вместе с людьми.

Установка ограничения уровня боли, которую может причинить (конечно, случайно) робот человеку является важнейшей задачей для разработки соответствующих стандартов безопасности для этих самых роботов, которые будут выполнять часть задач вместе с человеком. В настоящее время уже существуют стандарты безопасности, но они предусматривают работу роботов без присутствия людей. Но компании-производители нацелены на то, чтобы производить роботов для совместной работы, так как они пользуются большим спросом и крупные компании готовы их покупать. Однако для того, чтобы их производить, компании нужно соответствовать определенным стандартам безопасности, но как же быть, когда таких стандартов просто нет?

ИСО собирается выпустить подобные обновления в существующий стандарт уже в следующем году, однако производители роботов опасаются, что новый стандарт будет предъявлять просто нереальные требования к дизайну роботов и их операторам.

Обновления в стандарт будут включать указания по максимальной силе, с которой робот может ударить человека. Эти ограничения будут основаны на исследованиях, проведенных в Институте профессиональной безопасности и здоровья в Германии. Данные исследования включают в себя испытания роботов на добровольцах: роботы наносят удары с все возрастающей силой на разные участки тела, как только добровольцу становится больно, испытание останавливается. Конечно, испытания несколько бесчеловечны, но видимо нет другого пути, чтобы найти ответ на интересующий вопрос.

Скорее всего, как предполагает член группы по разработке дополнений к стандарту Бьорн Маттиас, будет допустимо, что роботы будут наносить болевые удары по живому работнику, но контакт между роботом и человеком будет настолько редким и не будет являться частью нормальной работы, что это не должно вызвать каких-то опасений. Сам Маттиас является исследователем одной из швейцарских фирм, которая собирается выпустить своего первого робота для совместной работы с человеком уже в 2015 году.

«Если робот будет ставить синяки коллеге каждый день, естественно это будет не приемлемо», - говорит Б. Маттиас, «но если работник получит существенно болезненный удар в случае аварии, то это будет вполне допустимо», - добавил исследователь. Он считает, что если руководящие принципы будут слишком строгие, то смысла выпускать подобные агрегаты просто не будет, все это излишне увеличит нагрузку на соблюдение правовых норм компаний, которые хотят использовать роботов для совместной работы с людьми и ограничит их полезность.

Совместные роботы, которые выпускались до сих пор, например, Робот Бакстер, относительно «хилые» и работают только с небольшими нагрузками, так как в пределах их досягаемости всегда находятся люди. Обновленные руководящие принципы ИСО будут рассматривать, как совместные роботы могли бы быть более продуктивными и безопасными. Возможно в роботов будут встроены лазерные датчики, которые позволят роботу выполнять опасные действия, когда никого вокруг нет, а в случае появления в зоне досягаемости постепенно замедляться и останавливать работу. Отсюда резонный вопрос: а не скажется ли все это на производительности?

Применение робототехники очень интересно, однако до сих пор восприятие роботов является больше формой научной фантастики. Все это вызывает тенденцию к недоверию к новым научным разработкам и предпочтение более знакомых технологий, но которые уже морально устарели. Глобальный менеджер по продукции шведско-швейцарской компании ABB, лидера по разработке систем автоматизации производства, говорит о том, что и самолеты также не безопасны, и они иногда падают с неба, основы безопасности одинаковы, но мы должны лишь ограничить риск до приемлемого уровня, мы не сможем полностью его избежать. 

Ольга Иванова

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл