Ќа главную
Ќа главную

¬ыступление первого замминистра —.‘.¬≈Ћ№ћя… »Ќј на ћеждународной научно-практической конференции Ђћир труда в XXI векеї

¬ыступление первого замминистра —.‘.¬≈Ћ№ћя… »Ќј на ћеждународной научно-практической конференции Ђћир труда в XXI векеї
Ѕезусловным приоритетом ѕравительства –оссийской ‘едерации на среднесрочную перспективу €вл€етс€ реализаци€ ”казов ѕрезидента –оссийской ‘едерации от 7 ма€ 2012 г., два из которых непосредственно адресованы социально-трудовой сфере («ќ меропри€ти€х по реализации государственной социальной политики» и Ђќ мерах по реализации демографической политики –оссийской ‘едерацииї).

ћеропри€ти€, предложенные в этих ”казах включены в три государственные программы –оссийской ‘едерации, утвержденные ѕравительством –оссийской ‘едерации в новой редакции в апреле этого года – Ђ—одействие зан€тости населени€ї, Ђ—оциальна€ поддержка гражданї, Ђƒоступна€ средаї.

√осударственные программы призваны решить важнейшие социальные задачи:

предотвратить рост напр€женности на рынке труда;
повысить уровень оплаты квалифицированного труда;
усилить защиту трудовых прав граждан, в том числе в сфере охраны труда;
повысить доступность социального обслуживани€ населени€;
повысить уровень благососто€ни€ граждан, получающих социальную поддержку государства;
создать дл€ инвалидов благопри€тные услови€ дл€ жизни и работы.

Ќесмотр€ на негативные внешние факторы, социальна€ ситуаци€ в стране остаетс€ стабильной.

¬ августе этого года уровень общей безработицы составил 4,8% от численности экономически активного населени€ и снизилс€ по сравнению с августом 2013 г. на 0,5 процентных пункта. „исленность безработных граждан, состо€щих на учете в органах службы зан€тости, на конец августа 2014 г. составила 836 тыс. человек и снизилась по сравнению с августом прошлого года почти на 10%.

ѕочти на 21% возросло количество вакансий, за€вленных работодател€ми в органы службы зан€тости - с 1,8 млн. на конец июл€ 2013г. до 2,2 млн. на конец июл€ 2014 года.

«а 8 мес€цев этого года реальна€ заработна€ плата выросла на 2,9%.

¬ современных услови€х безусловным экономическим приоритетом ѕравительства –оссийской ‘едерации €вл€етс€ создание новых высокопроизводительных рабочих мест. ¬новь созданные и модернизированные рабочие места должны иметь более высокую производительность, а работники на этих рабочих местах - получать более высокую заработную плату.

ѕравительством –оссийской ‘едерации 9 июл€ 2014 г. утвержден план меропри€тий по обеспечению повышени€ производительности труда, создани€ и модернизации высокопроизводительных рабочих мест.

ќсобое место в плане отведено вопросам создани€ условий дл€ профессионального развити€ работников и реализации мер по повышению мобильности трудовых ресурсов.

ѕрофессиональное развитие работников и повышение мобильности трудовых ресурсов.

¬ 2014-2016 годах будут выполн€тьс€ меропри€ти€, предусмотренные планом по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению.

Ќациональным советом при ѕрезиденте –оссийской ‘едерации по профессиональным квалификаци€м организована работа по экспертизе профессиональных стандартов, подготовленных с участием ќбщероссийских объединений работодателей. ¬ 2014 году организована работа по подготовке 340 профессиональных стандартов, в 2015 году Ц 208 профессиональных стандартов.

¬ ближайшее врем€ будет утвержден национальный классификатор (перечень) видов профессиональной де€тельности с учетом их востребованности на рынке труда.

‘едеральные государственные образовательные стандарты профессионального образовани€ будут пересмотрены.

¬ конце этого года в законодательство о зан€тости населени€ будут внесены изменени€, направленные на совершенствование правового регулировани€ трудоустройства граждан за пределами места посто€нного проживани€.

¬ цел€х решени€ задачи повышени€ трудовой мобильности граждан ѕравительство –оссийской ‘едерации 24 апрел€ 2014 г. утвердило ѕлан меропри€тий по повышению мобильности граждан –оссийской ‘едерации на 2014-2018 годы (распор€жение є 633-р).

√лавной целью этих меропри€тий €вл€етс€ поддержка работодателей при привлечении трудовых ресурсов, в первую очередь, в регионы (территории), в которых реализуютс€ значимые инвестиционные проекты, из других субъектов –оссийской ‘едерации.

ѕредложен следующий механизм.

ќрганы государственной власти субъектов –оссийской ‘едерации надел€ютс€ полномочи€ми по содействию работодател€м в привлечении трудовых ресурсов из других субъектов –оссийской ‘едерации, а также правом разрабатывать и реализовывать региональные программы повышени€ мобильности трудовых ресурсов, предусматривающие создание условий дл€ привлечени€ трудовых ресурсов.

ќрганы местного самоуправлени€ надел€ютс€ правом реализовывать дополнительные меропри€ти€, направленные на привлечение трудовых ресурсов, и осуществл€ть расходы за счет средств бюджета муниципального образовани€ на указанные цели.

–аботодателю предоставл€етс€ сертификат стоимостью 225 тыс. рублей, дающий право на привлечение трудовых ресурсов из других регионов.

«аключаетс€ трудовой договор. –аботнику выплачиваетс€ заработна€ плата. –аботодатель платит за работника в государственные внебюджетные фонды. ≈сли в течение 3-х мес€цев соблюдаютс€ все необходимые услови€, то работодатель получает оплату выданного сертификата.

ѕредполагаетс€, что в 2015 году с помощью этого механизма будет привлечено в пилотные регионы, которые определит ѕравительство –оссийской ‘едерации, 15 тыс. человек. –асходы федерального бюджета на эти цели состав€т 2,25 млрд. рублей.

ѕланируетс€, что в 2018 году численность граждан, переехавших в другую местность, увеличитс€ в 10 раз и составит примерно 150 тыс. человек.

ќхрана труда.

¬ысокопроизводительные рабочие места должны быть безопасными и защищенными от воздействи€ вредных производственных факторов.

ѕервый шаг в этом направлении уже сделан.

¬ рамках реализации концепции реформировани€ пенсионной системы законодательно сформирован современный инструмент в сфере управлени€ охраной труда Ц специальна€ оценка условий труда.

28 декабр€ 2013 г. ѕрезидентом –оссийской ‘едерации подписаны ‘едеральные законы є 426-‘« Ђќ специальной оценке условий трудаї и є 421-‘« Ђќ внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации в св€зи с прин€тием ‘едерального закона Ђќ специальной оценке условий трудаї.

— прин€тием данных ‘едеральных законов в –оссийской ‘едерации введена едина€ процедура оценки условий труда, позвол€юща€ объективно вы€вить и оценить услови€ труда на рабочих местах.

–езультаты специальной оценки условий труда позвол€т включить механизмы экономического стимулировани€ работодателей к улучшению условий труда, сохранению жизни и здоровь€ работников на производстве.

¬о-первых, работникам, зан€тым во вредных услови€х труда, устанавливаютс€ гарантии и компенсации (сокращенна€ продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенный размер оплаты труда) по принципу: Ђ„ем выше уровень вредности, тем больший объем защитных мер предоставл€етс€ работникуї.

¬о-вторых, размеры дополнительных тарифов страховых взносов в ѕенсионный фонд ув€заны с услови€ми труда и установлены по принципу: Ђ„ем меньше степень вредности на конкретном рабочем месте Ц тем ниже тарифї. ¬ случае обеспечени€ безопасных условий труда работодатель освобождаетс€ от уплаты страховых взносов в ѕенсионный фонд по дополнительным тарифам.

¬-третьих, если работодатель улучшает услови€ труда, снижает уровень вредности, тем больший размер скидки к страховому тарифу на об€зательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний он будет получать.

¬-четвертых, если на рабочих местах не вы€влены вредные факторы, работодатель обеспечил безопасные услови€ труда, то в отношении таких рабочих мест введена процедура декларировани€ их соответстви€ требовани€м охраны труда. Ёто позвол€ет не проводить дорогосто€щие процедуры по измерению вредных и опасных производственных факторов и существенно сократить расходы предпринимателей, особенно малого и среднего бизнеса.

ќдновременно в “рудовой кодекс –оссийской ‘едерации внесены поправки, повышающие роль социального партнерства в защите работников, зан€тых во вредных услови€х труда,

а) продолжительность рабочего времени работника, зан€того во вредных услови€х труда, продолжительность его ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также конкретные размеры повышени€ его оплаты труда устанавливаетс€ на основании отраслевого (межотраслевого) соглашени€ и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда;

б) на основании отраслевого (межотраслевого) соглашени€ и коллективного договора, а также письменного согласи€ работника, зан€того во вредных услови€х труда, может быть преодолена сокращенна€ продолжительность рабочего времени работника с выплатой ему отдельно устанавливаемой денежной компенсации, размеры которой установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением, коллективным договором.

 роме того, на основании отраслевого (межотраслевого) соглашени€ и коллективного договора, а также письменного согласи€ работника, зан€того во вредных услови€х труда, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающа€ минимальную продолжительность, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией.

—ледующими шагами в направлении обеспечени€ безопасности работников на производстве должны быть:

1. ¬ы€вление архаичных производств с Ђгр€знымиї технологи€ми и устаревшим оборудованием, €вл€ющимс€ источником вредных факторов и разработка мер по модернизации таких производств.

”казанное направление определено ѕеречнем поручений ѕрезидента –оссийской ‘едерации о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста и будет реализовано при проведении специальной оценки на рабочих местах основного персонала крупных предпри€тий промышленности, транспорта и св€зи. ћинтрудом –оссии уже начата работа по подготовке изменений законодательства о специальной оценке условий труда, обеспечивающих безусловное проведение в 2015 Ц 2016 годах специальной оценки условий труда на указанных рабочих местах.

2. ѕереход от доктрины абсолютной безопасности к объективной оценке и снижению профессиональных рисков на конкретных рабочих местах.

ћинтруд –оссии приступил к разработке концепции проекта федерального закона о безопасности и гигиене труда.

«аработна€ плата.

¬ажнейшим приоритетом в работе ѕравительства –оссийской ‘едерации €вл€етс€ повышение заработной платы работников бюджетной сферы в ув€зке с достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнени€ работ).

ƒл€ этого в рамках отраслевых и региональных планов меропри€тий (Ђдорожных картї) изменений в отрасл€х социальной сферы, направленных на повышение эффективности сферы культуры, образовани€ и науки, здравоохранени€, социального обслуживани€ населени€ на 2013-2018 годы введены взаимоув€занные системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровн€ до конкретных учреждений и работника, а также определены Ђлинейкиї роста заработной платы по отдельным категори€м работников, повышение заработной платы которых предусмотрено ”казами ѕрезидента –оссийской ‘едерации, меропри€ти€ по оптимизации неэффективных организаций и программ.

ѕо данным –осстата в первом полугодии 2014 г. средн€€ заработна€ плата учителей в школах, педагогов в детских садах, врачей и среднего медицинского персонала выросла по сравнению с первым полугодием 2013 г. на 17%, а социальных работников Ц на 31,5%. –абота по совершенствованию оплаты труда бюджетников продолжаетс€. ѕараметры, поставленные в ”казе ѕрезидента –оссийской ‘едерации, будут, безусловно, достигнуты.

«ащита трудовых прав и ратификаци€  онвенций ћќ“.

√осударственной ƒумой рассматриваетс€ р€д законопроектов о защите трудовых прав граждан и ратификации международных конвенций. —реди них проект федерального закона об усилении ответственности работодател€ за несвоевременную выплату заработной платы, допуске к педагогической де€тельности, приемлемого соотношени€ между средней заработной платой отдельных категорий руководителей и средней заработной платной работников организаций и другие.

ќдним из приоритетных направлений в социальной сфере €вл€етс€ решение вопроса о распространении на иностранных граждан об€зательного социального страховани€ и выравнивание нагрузки на работодател€ в св€зи с наймом на работу иностранных и российских граждан.

–оссийской ‘едерацией ратифицировано 70  онвенций ћќ“, включа€ 8 основополагающих, 51 из них Ц в силе. «а последние 4 года были ратифицированы 11  онвенций.

24 июн€ 2014 г. ѕравительство –оссийской ‘едерации внесло в √осударственную ƒуму проект федерального закона Ђќ ратификации  онвенции 1976 года Ђќ трехсторонних консультаци€х дл€ содействи€ применению международных трудовых нормї ( онвенции є 144).

ƒо конца 2014 года ћинтруд –оссии планирует внести в ѕравительство –оссийской ‘едерации на ратификацию  онвенцию є 121 об обеспечении в св€зи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием ( онвенци€ є 121).

¬ заключение хотелось бы вернутьс€ к уже упоминавшейс€ теме развити€ социального партнерства. —огласен с тем, что решени€, принимаемые на рынке труда не могут приниматьс€ только одним игроком.  ак правило это решени€ многосторонние, учитывающие мнени€ и интересы государства, работника, работодател€, образовательного учреждени€ и т.д. » конечно решение любой задачи в сфере труда Ц есть результат компромиссов, выбора из множества возможных мер и рычагов воздействи€ таких, которые не только окажутс€ в высшей степени эффективными здесь и сейчас, но, в первую очередь таких, которые обеспечат достижение поставленных целей в долгосрочной перспективе.†
1 262 1
ћне нравитс€
 омментировать ƒобавить в закладки

 омментарии могут оставл€ть только зарегистрированные пользователи.

ѕожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.