Угольная промышленность - одна из самых тяжелых отраслей производства в мире. Специфика горнодобывающего дела таит в себе множество опасностей для своих работников. Чаще всего из этой области приходят сообщения о крупных авариях и катастрофах с многочисленными человеческими жертвами. Подтверждением тому стала майская трагедия в Турции г.Сома, где взрыв на шахте унес жизни 301 человека. Да и в России за последнее десятилетие произошло 4 крупных чрезвычайных происшествия: в 2004, 2007, 2010 годах на шахтах "Тяжина", "Ульяновская", "Юбилейная", "Распадская" погибло в общей сложности 287 человек. И это данные только о крупных трагедиях, не говоря об авариях менее масштабных.
Наша страна стоит на 7-м месте среди крупнейших угледобывающих стран, и производит не более 5% от мирового объема угля. Однако российским разведанным запасам может не завидовать только Казахстан, ресурсов которого хватит более, чем на 300 лет, в сравнении с Китаем, которому при его 50-типроцентном производстве на мировом рынке запасов угля хватит лишь на 38 лет. Кстати, оговоримся, что Китай бьет рекорды не только по объемам добываемого угля, но из года в год лидирует в списках по числу жертв-горняков. Общее число погибших в Китае шахтёров в 2009 году составило 2631, в 2010 - 2433, в 2011 - 1973. И это уже называют национальной трагедией, причинами которой стали и низкие требования к технике безопасности, и безалаберное отношение к здоровью работников шахт в Китае.
В России самой угольной по праву можно считать Кемеровскую область, где сосредоточено 35%разрезов и 76%шахт от общего количества по стране, численность трудящихся превышает 110 тысяч работников, а число обогатительных фабрик приблизилось к 50.
Все шахты Кемеровской области оцениваются как самые трудные по метанообильности и газовой опасности, а треть из них сверхкатегорийны, режим работы на которых относится к разряду специальных. Стоит отметить, анализ данных крупнейших и известных в России аварий показал, что часто именно метан становится причиной трагедий горняков. Его концентрация в воздухе от 4,4% до 17% является взрывоопасной, а постоянное воздействие незначительных концентраций в воздухе способно вызывать у шахтеров отклонения в работе вегетативной нервной системы и не только.
На совещании по промышленной безопасности в угольной отрасли, прошедшем в начале лета, Аман Тулеев, губернатор области, сообщил, что более 46 млрд. рублей с 2002 года инвестировано в безопасность при общих вложениях в развитие угольного дела около 600 млрд.руб. Проведенная за счет этого модернизация не только повысила производительность труда, но и уровень безопасности, однако, к сожалению, речь идет лишь о мелких нарушениях, число крупных аварий пока на убыль не идет. 36 кузбасских шахт опасны по метану, поэтому, как пояснил А. Тулеев, на них проводится обязательная предварительная дегазация до начала обработки пластов. Дегазация шахт, в первую очередь, выполняется в целях обеспечения безопасных условий труда рабочих.
По практике российского предприятия ОАО "СУЭК - Кузбасс", на котором в рамках политики промышленной безопасности проводят дегазацию шахт, эту процесс можно осуществлять с большими плюсами.
(справочно "СУЭК-Кузбасс" - дочка крупнейшего по объему добычи в России угольного объединения ОАО "Сибирская угольная энергетическая компания", включает в себя 12 шахт и разрезов.)
Добываемый метан из угольных пластов при дегазации шахт предприятия сжигают на специальных теплоэлектростанциях контейнерного типа, таким образом получая электроэнергию. Опыт предыдущего года удачен. По планам компании объем выработки электрической энергии в текущем году должен превысит объем прошлого года уже в 1,5 раза.
Конечно о целесообразности и эффективности вырабатывать электрическую энергию таким способом в больших объемах стоит говорить только при условии, что отбор метан не является первоочередной задачей, так пояснил генеральный директор предприятия Евгений Утяев. В условиях добычи угля процесс переработки метана в электроэнергию является несомненным плюсом, иначе его можно просто выпускать в атмосферу, по сути бесплатный материал для получения полезных ресурсов. При этом отмечается положительный опыт предприятия, на котором утилизированный метан полностью обеспечивает входящую в состав объединения шахту им. Кирова теплом и электроэнергией. В целях улучшения экологической обстановки в городе Полысаево по планам руководства перевести на метан еще и котельную шахты "Полысаевская", теплоэнергия от которой на 60% уходит жителям города.
Человеческий фактор-одна из причин несчастных случаев в любой отрасли. ОАО "СУЭК - Кузбасс" второй год подряд выделает на обеспечение безопасных условий труда работников около 1 млрд рублей. На предприятии стараются минимизировать человеческий фактор в производстве и в контроле за соблюдением норм и правил безопасности, вводя такие технические устройства, как системы промышленного видеонаблюдения и магнитные станции.
Системы промышленного наблюдения, к слову российская разработка, внедрены на двух шахтах предприятия, и до конца года в планах к оснащению еще 4 шахты. Система позволяет не только отслеживать ситуацию при работе, но и контролировать безопасность, так как имеет способность, например, отключать конвейер, если на него попал человек.
Короткое замыкание и искра могут послужить причиной взрыва скопившегося метана в шахте, поэтому электричество в шахтах также особо важный момент. Магнитные станции призваны "заведовать" электропитанием оборудования в проходческих забоях шахт. Внедрение магнитных станций, полностью управляемых компьютерами под руководством людей со спецдопуском, исключает влияние работников забоя на эту станцию, что опять же сокращает человеческий фактор. В июле такую станцию ожидают уже на шахте им. Рубана.
Подытожим, работа в области промышленной безопасности и улучшения условий труда шахтеров ведется. Очень хочется, чтобы положительный опыт распространялся и на другие предприятия в России, улучшая статистику угольной промышленности по несчастным случаям и авариям на производстве.
Комментарии
эйч ти ти пи двоеточие //
miningwiki.ru/wiki/
%D0%90%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%BD%D0%B0_%D1%88%D0%
Александр Сергеев, председатель независимого профсоюза горняков России
(три W точка golos-ameriki.ru/content/mining_russia_2010_05_10-93335494/184845.html)
...У нас вся ответственность за исполнение горных работ лежит на исполнителе, то есть менталитет у нас не изменился. Для нас человеческая жизнь не является ценностью. Для нас ценность – производительность труда: чем больше мы добудем угля и прибыли. Раньше для государства, а теперь для собственника. Способы защиты, подавления и дегазации, которые существуют, несовершенны. Нужно применять более современные способы дегазации с поверхности и более длинные, глубокие скважины под землей. Такой законопроект лежит уже несколько лет после трагедии 2007 года и до сих пор не принят