Ну а теперь по-порядку! Уходящий, 2013 год начался с достаточно интересного события, а именно с внесения изменений в Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, который внес немалую неразбериху в сообщество инженеров по охране труда, а также среди организаций, оказывающих услуги по проведению АРМ. Напомним, что благодаря данным изменениям, рабочие места офисных работников были освобождены от столь затратной процедуры. Кто-то говорил, что это сделано зря, а кто-то полностью был согласен с внесенными изменениями, но факт остается фактом, что сейчас это не так уж и важно.
Нельзя забыть наделавший много шума Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака". Данный закон вызвал столько противоречий, что до сих пор звучит в прессе. В организациях стали убирать курилки, работников стали инструктировать о правилах поведения при курении на специальных территориях, а кое-где и вовсе курение стало под запретом. Пока сложно подводить итоги действия данного закона, да и действует ли он практический, а не фактически, не скажет никто. Стали ли меньше курить? Думается, вряд ли!
Идем дальше. Законотворцы приняли поправки в Федеральный закон № 116, который регламентирует нормы промышленной безопасности опасных производственных объектов, согласно которым ОПО разделились на 4 класса. Классификация позволила урегулировать вопрос с плановыми проверками объектов: теперь объекты 1 и 2 класса опасности проходят плановую проверку не реже одного раза в года, все остальные раз в три года.
К середине апреля Минтруд внес на рассмотрение проект нормативного правового акта, намереваясь было увеличить количество классов профессионального риска и изменить их существующее ранжирование. Однако данная идея так и осталась невыполненной, видимо изменений не были хорошо проработаны, либо же не хватило времени, так как все внимание было направлено на специальную оценку условий труда.
В этом году был отменен порядок проведения государственной экспертизы условий труда, и данная процедура буквально находилась на волоске от своего полного вымирания. Тем не менее, органы исполнительной власти регионов продолжали действовать в рамках госууслуги и проводили необходимую работу в этой области. До самого конца 2013 года не было понятно, что же будет с госэкспертизой, останется она или канет в лету? Однако, экспертиза осталась и будет и дальше радовать (или не совсем радовать) нас своими результатами.
Закончилась неудачей и очередная попытка Минтруда протолкнуть новый Порядок проведения обучения по охране труда. Попытка, как минимум вторая по счету, опять не вызвала бурной поддержки и так и осталась ждать своего часа. Предпримет ли Минтруд очередные усилия, чтобы протолкнуть залежавшийся проект, увидим в следующем году.
На протяжении всего года продолжалась эпопея с установлением компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Градация установления гарантий и компенсаций так и не была выработана ни Минздравсоцразвития, ни затем Минтрудом РФ, поэтому данное обстоятельство внесло огромную путаницу в существующее положение дел. Компенсации назначались как попало или же как было угодно аттестующей организации, работодатель, естественно, был согласен на минимальные потери. Долгие разбирательства все-таки не привели к желаемому итогу и до сих пор разногласия не разрешены, но опять же, имеет это какой-либо смысл уже сейчас?
В начале мая Президентом РФ были утверждены поправки в Трудовой кодекс РФ, который внес в закон право работодателя создавать производственные советы. Кто-нибудь после этого слышал что-то о реализации данной нормы? Пустая формальность не вылилась буквально ни во что.
Минздрав тоже удивил нас в этом году своей непостоянностью и неопределенностью в отношении проведения медицинских осмотров. Кажется, совсем недавно им был разработан Порядок проведения медосмотров, но видимо он был настолько сырой, что у руководства министерства прямо-таки чесались руки, чтобы внести в него коррективы и толи ужесточить его, толи ослабить. Минздравом было предложено к рассмотрению такое количество вариантов нового Порядка, что с этим количеством мог разве что посоперничать «мифический» Порядок обучения по охране труда – любимое детище Минтруда, так и не увидевшее свет. Надеемся, что Минздрав и дальше будет забавлять радовать нас своей работой.
Как не вспомнить то обстоятельство, которое изничтожило инженеров по охране труда с лица земли Русской? С 1 июля 2013 года все наше «братство» потеряло статус инженера и приобрело статус специалиста. Данный факт скорее больше расстроил, чем вызвал какие-либо положительные эмоции, но тем не менее, кто был инженером, тот им и остался, а так пусть хоть горшком назовут, лишь бы в печку не ставили!
В этом году стали ближе к народу и некоторые государственные структуры, например, Роструд запустил в работу «Открытую инспекцию труда» - Интернет-портал, помогающий гражданам отстаивать свои права не выходя из дома или не покидая своих рабочих мест прямо через Интернет. Дело хорошее, учитывая, что оно продвигается в нужном русле.
В июне этого года была ратифицирована многострадальная Конвенция 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах. Многострадальная потому, что ее уж не раз пытались ратифицировать, но довели дело до конца только в этом году. Выиграли что-то от нее шахтеры? Да ничего!
Наконец, после долгого осеннего затишья, декабрь стал действительно «урожайным» месяцем. Скорее всего чиновники решили порадовать нас на конец года своей работой и вот мы видим, как в свет вышли некоторые ожидаемые законы. Начнем с увеличения суммы страховой выплаты при несчастном случае на производстве со смертельным исходом до 1 миллиона рублей. Это поистине щедрое решение Фонда социального страхования и Правительства РФ, его поддержавшего. Увеличенная более чем в 12 раз выплата уже выглядит более достойной за тяжелую смерть работника, однако куда лучше бы было, если бы смертельных случаев и вовсе не происходило.
На десерт, конечно же, специальная оценка условий труда, а конкретнее то, что ее все-таки утвердили, а это значит, что весь следующий год мы будем разбираться в дебрях данной процедуры, и кто знает может еще ни раз вспомним добрым словом всем привычную аттестацию рабочих мест, но не будем настраивать себя на негатив, а лучше приспособимся к новым условиям!
С уверенностью можно сказать, что старый год был богат на различные изменения в сфере охраны труда, порой неожиданные, они всегда заставляли задуматься о своей нужности и своевременности. Как бы то ни было, а следующий год будет еще интереснее и рано пока опускать руки, предстоит очень много сделать. Но, а пока, не стоит забивать голову работой, а лучше хорошенько подготовиться к празднованию Нового года, ведь он уже на пороге!!!
Комментарии
Если с 1930-х в СССР/РФ регистрируется незначительная доля профзаболеваний, если из ~22 млн людей, работающих во вредных условиях лишь ~5 млн посетили центры профпатологии (*), если лишь около 6% работодателей информирует работников о диспансеризации(*), если в РФ число врачей-профпатологов на 1 млн работающих меньше чем во Франции ~ в 17 раз (при худших условиях труда), если вследствие этого и по другим причинам работодатель фактически не несёт сколько-нибудь адекватной ответственности за повреждение здоровья работников (а конечной целью ОТ и ТБ должно быть его сохранение, а не только оформление документов по АРМ и т.д.) - чему удивляться ?
Если даже несчастные случаи со смертельным исходом три федеральных организации сосчитать не могут - чтобы результаты были похожи - чему удивляться ?
Если в мирное время страна вымирает, а периодические и незначительные "приросты" объясняются массовым предоставлением гражданства мигрантам - чему удивляться ?
Короче - было много поверхностных изменений.
(*) 12 конгресс "Профессия и здоровье"