Письмо нашего читателя к Президенту России - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Велко
Сфера
НАОТ
Новатика - обучение для СОТ

Письмо нашего читателя к Президенту России

Письмо нашего читателя к Президенту России

Уважаемый Владимир Владимирович !

Обращаюсь к Вам по поводу работы Роструда (в составе Минтруда РФ), а именно, сложившейся системы работы управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде или по-простому - трудовой инспекции. «Благодаря» отношению государства к трудовой инспекции (в Москве они располагаются на задворках трущоб Орехово и ул. Коккинаки), их трудно найти, и уже давно ликвидированы места по приему жалоб и заявлений от тысяч обиженных работников. Полное игнорирование контроля их работы привело к порядочной системе коррупции по изыманию (фактически рэкет) денег с работодателей. Ну а теперь по порядку.

1. Государственные инспекторы по труду (далее – инспекторы) получают «копейки», исходя из заявленных деклараций о доходах, вакансий на указанные должности, но имеют по несколько машин, домов, участков, причем, чем больше проработал инспектор, тем он богаче. Вопрос: не являются ли декларации инспекторов по труду явными признаками вопиющей коррупционной составляющей их работы? Когда их всех проверят и спросят откуда при таких доходах, такие богатства? Почему до сих пор не работает ваш закон о проверках заявленных деклараций госслужащих?

2. Инспектора сжились и сдружились с работодателями, так как никакой ротации среди них нет, и, фактически, содержатся ими (работодателями). Проверки проводятся формально, из 20 положенных дней, в лучшем случае, проверка проводится в течение двух дней. Реальные условия труда, состояние рабочих мест, выполнения трудовых договоров, своевременности оплаты труда, проведение медицинских осмотров и прочее должным образом не проверяется. Вместо положенных 40 часов обучения по охране труда на предприятии инспектора навязывают внеплановые обучения за 2-3 часа с получением до 10 000 рублей. А если проверки регулярные (плановые, внеплановые), то сколько это может стоить? При этом, как не было, так и нет утвержденных стандартных перечней вопросов проверки. Жалобы и заявления работников качественно не проверяются и заканчиваются, как правило, оправданием работодателя (возможно за вознаграждения). Несчастные случаи на производстве могут ссылаться на «кнопку», в результате неисправности которой человек лишился руки или глаза. Вопрос: когда реально государство займется «человеком труда», его реальными проблемами на производстве? Когда «человек труда» получит реальную защиту от произвола работодателей–хищников? Где прокуратура, где следственный комитет?

3. Существующие, так называемые специалисты (или инженеры) по охране труда, на предприятиях содержатся для отмазки от закона и бесполезны по своей сути. Их еще называют «священными коровами», так как никакой ответственности за свой «труд» они не несут. Фактически, как представители государственной политики по сохранению жизни и здоровью работников, они не могут влиять на нарушения существующих правил в организации, что приводит к несчастным случаям и профзаболеваниям, авариям и катастрофам. Крупные предприятия месяцами, если не годами ищут специалистов по охране труда и успешно их не находят, потому что это выгодно. А более-менее умные «коровы» не желают туда идти, так как вся «работа» заключается в заполнении граф журнала инструктажа. На специалистов по охране труда возлагаются обязанности специалиста по пожарной безопасности, промышленной безопасности и даже экологии, так как это тоже выгодно работодателю (вместо 5 «специалистов» содержать одного), в результате все «безопасности» оказываются формальностями. Цена уровня подготовки этих «священных коров» определить легко: до 5 000 погибших на производстве официально (не официальных до 10 000), сотни тысяч травмированных и заболевших и после умерших дома, в больнице. Особенность такой системы в том, что она крепко прижилась именно в государственных органах (больницах –детсадах – администрациях всяких уровней и т.д.), где ответственными за все вопросы безопасности труда (особенно важно – пожарной безопасности) возлагаются на уровень «старшей уборщицы» – в результате мы имеет пожары с большим количеством жертв, полное забвение и нищету, как в умах, так и при выполнении реальных проблем. Вопрос: когда государство займется регистраций таких специалистов, «завязыванию» их на инспекторов по труду для прямого взаимодействия решения вопросов по существу? Когда специалист по охране труда станет первыми заместителем руководителя предприятия по безопасности труда с правом непосредственно обращаться в инспекцию по труду, прокуратуру и т.д.? Когда, наконец, работодатель начнет любить систему безопасности труда? Когда за смерть работника от профессионального заболевания, от несчастного случая на производстве будут отвечать как за убийство? Неужели государство не поняло, что 160 трупов «Хромой лошади» – это верный знак «хромой системы»? Неужели можно спокойно наблюдать как горят и умирают (или обречены на смерть) десятки людей в результате такой системы? Или вы не читаете новостей?

4. В результате политики государства, фактически полностью уничтожены государственные организации по разработке нормативно - правовых документов по безопасности труда. Отсутствуют специализированные магазины (не считая противопожарных) даже в Москве, в крупнейших книжных магазинах, в лучшем случае, две–три полки со специализированной литературой. Никакой пропаганды соблюдения законов защиты работников нет. Все без исключения компании по поиску наемных работников свободно ограничивают права людей на труд, как по половому признаку, так и по возрастному и не несут никакой ответственности. Так называемые выставки «Безопасность труда» (имеющие к тому же международный статус) – это неприкрытый бизнес по рекламе средств индивидуальной защиты и другой коммерции. Много лет стенд Роструда на таких выставках просто пустует, так как нечего там предложить. Вопрос: способно ли государство Российское защищать «человека труда»? Неужели не понятно, что бизнес построенный на крови и здоровье людей погубит само государство?

5. Штрафные санкции за нарушение вопросов охраны труда смешные, примитивные, убогие, как и отношение государства к вопросам охраны труда и не соответствуют последствиям их нарушения. В МЧС, в свое время, решился вопрос со штрафными санкциями, что заставило задуматься работодателя. Уже пару лет не утверждается проект таких увеличений штрафных санкций по охране труда. Вопрос: когда же увеличатся санкции за нарушения вопросов охраны труда? Неужели государство не понимает, какие миллиардные прибыли можно извлечь из таких штрафов, зная реальные состояние вопросов охраны труда? Может поэтому и боится введения таких штрафов, что денег некуда будет девать?

6. Система обучения по охране труда, пожарной, экологической и промышленной безопасности полностью коррумпированы и не выполняют своих функций. Можно не обучаясь получать желанные корочки и протоколы, подписанные соответствующими инспекторами и комиссиями учебных комбинатов и три года «жить спокойно». Руководители организаций и предприятий, как правило, вообще не желают обучаться и поэтому не знают и не понимают проблем безопасности труда. Сами работники зачастую даже в руках не держали трудовой кодекс, не знают и не понимают своих обязанностей и обязанностей работодателя. Минтруд уже второй год пытается просунуть новую систему обучения, которая вводит новые коррумпирующие ступени целой лестницы отъема денег у работодателя. Вопрос: когда наконец обучение будет стоит не 2 – 3 тысячи рублей, а будет зависть от количества персонала, функций предприятия, наличия опасных объектов, количества несчастных случае и т.п.? Когда работнику дадут возможность реально требовать соблюдения своих прав и немедленно устранять любые нарушения, грозящие огромными штрафами для работодателя?

7. В составе Минтруда РФ, имеется подразделение Роструд. Роструд состоит из 10 подразделений, из них только 4 основных. Среди них имеется управление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Это «управление» должно ведать всей системой трудовых отношений в РФ и должно иметь совершенно другой статус (так как именно при трудовых отношениях гибнут работники, получают профзаболевания и умирают (фактически их убивают) и т.д.), например отдельного департамента в составе Минтруда, или даже Министерства безопасности труда. Вопрос: не кажется ли вам, руководителю страны, что занижение роли управления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде сделано специально, в угоду работодателям? Когда вы планирует создать Министерство безопасности труда (или как переходящий уровень – департамент безопасности труда)?

8. Совсем недавно вы уволили на пенсию руководителя Роструда Юрия Герций в возрасте 66 лет (правда, по закону это надо было сделать еще 7 лет назад, но…). Его достижения он и сам выразил в своем выступлении, где сказал, что при современном количестве инспекторов даже в Москве, одному инспектору возможно проверить одного работодателя один раз в 25 лет (ранее было 32 года). На место 66 летнего Юрия Герция вы поставили 43-летнего Всеволода Вуколова (возможно вы его и растили специально этих 7 лет), судя по биографии ярого капиталиста, угнетателя трудовых масс, явного врага всяких проверок, соблюдения прав, льгот и просто жизни и здоровья простого российского люда. За 43 года новый управленец сменил порядка 12 рабочих мест, причем по восходящей линии. Есть основания предполагать - это выдающаяся личность принесет значительные инновации в вопросах трудовых отношений, если его не остановить или не направить на новую восходящую должность (думаю год ему на это хватит). Судя по первым заявления этого молодца, он хочет добиться «комфортности рабочего места». Вопрос: по каким–таким признакам был назначен новый руководитель Роструда? Следует надеяться Ваши ожидания оправдаются в полной мере, если сам Всеволод не поймет куда он попал и к осени не подастся в «теплые края».

Учитывая накопившиеся огромные проблемы в системе трудовых отношений, Ваши действия, господин президент, только усугубят эти проблемы, но рано или поздно приведут к их логическому завершению, причем с большими скандалами. Вопрос: имеете ли Вы все же реальную информацию по проблемам трудовых отношений, сохранности жизни и здоровья работников в России?

Гражданин, которому не безразличны жизнь и здоровье миллионов наших сограждан-россиян (sergeev3s2013@yandex.ru)
  • 1
  • 2

Комментарии

20 мая 2013 15:39
Мне понравилось выражение в этой статье: "Когда, наконец, работодатель начнет любить систему безопасности труда?"- по сути это сердце всей проблемы. Работодатель ставит во главу угла доходы компании, а охрана труда где то там за горизонтом. Выходов не много,один из них как выше сказано увеличить штрафы.
20 мая 2013 15:40
Мне понравилось выражение в этой статье: "Когда, наконец, работодатель начнет любить систему безопасности труда?"- по сути это сердце всей проблемы. Работодатель ставит во главу угла доходы компании, а охрана труда где то там за горизонтом. Выходов не много,один из них как выше сказано увеличить штрафы.
20 мая 2013 19:29
 
Уважаемый Сергеев,
кроме Роструда - есть и Роспотребнадзор. Два его управления (по Северо-Восточному административному округу, и по Московской железной дороге) смогли ''потерять'' Лосиноостровский электродный завод (в одном управлении ''думали'', что им занимается другое, и наоборот). Это не глубинка - столица. Так что взятки — это мелочи.

Вы пишете: ''когда реально государство займется «человеком труда», его реальными проблемами на производстве? Когда «человек труда» получит реальную защиту от произвола работодателей–хищников? Где прокуратура, где следственный комитет?''

Поскольку половину бюджета даёт продажа за границу небезграничного сырья (нефть, газ и др — собственность Ваших правнуков) то тем, кто на этом зарабатывает, всё остальное - совершенно не нужно. Вот поэтому на ''остальное'' (и на не до конца вымерших людей труда) - внимания не хватает. А чем занимается Следственный Комитет (взялся откуда-то, раньше без него обходились, и преступность была ниже) — как и положено, ловит иностранных шпиёнов (которые возмущаются фальсификацией выборов разных уровней — нарушение Конституции РФ, статья 3.3). Уже ~ три десятка наловили.

Что касается жизни и здоровья миллионов граждан (а точнее — невольных СВИДЕТЕЛЕЙ ПРИХВАТИЗАЦИИ / грабежа) — вспомните любой детектив, куда они деваются … И кому это выгодно …
Да, без них заводы будут работать хуже, или остановятся. Но насколько доходы владельца плохо работающего завода выше зарплаты топ-менеджера (такого же нормально работающего завода) которым владеет коллектив (перед которым - ещё и отчитываться нужно !!! ) … А, дак ведь ещё есть ''независимые'' профсоюзы ...

А потом - можно оставшихся заменить гастарбайтерами, и с ними проблем вовсе не будет — как с Вами (некоторые и читать по-русски не умеют, не то что письма и жалобы писать - как удобно-то).

Уважаемый Сергеев, откройте, наконец, глаза, и прочтите то, что Вы сами пишете. Разве на территории РФ есть государство — на самом деле ???
Живём !.JPG (445.53 КБ)
21 мая 2013 13:04
Уважаемый Александр Чиркин, что вы так взъелись на автора письма? По мне, так очень содержательная эпиграмма, человек правильно пишет и главное выводы делает верные.
Как говорил один из королей Франции: "Назначая кого-либо на вакантную должность, я всякий раз создаю сотню недовольных и одного неблагодарного" - привет нашей жизни из XVII века)
ВВП не может один отвечать за всю ситуацию в государстве, он не Бог, а как и мы все такой же обычный человек, наделенный полномочиями.
А по поводу назначения Вуколова, так неважно черная кошка или белая, пока кошка ловит мышей, кошка хорошая. Таким принципом и руководствовался при назначении его на должность ДАМ. Конечно Роструд совершенно другая организация, нежели горнообогатетельный комбинат или департамент госуправления и кадров, но тем не менее,выводы делать рано.
21 мая 2013 18:12
Глубокоуважаемый (Ник Мал),
если я на кого и взъелся, то не на автора, а не тех, о ком он пишет - обожравшихся (....), вконец потерявших совесть. Просто мне трудно понять, почему стадо некомпетентных, коррумпированных и не перед кем ни отчитывающихся ... Эээ ...  ''слуг народа'', кажется? автор считает - государством.
Торговец наркотиками в государстве - сидит в тюрьме, или находится в розыске, а не числится (по должности) министором здравоохранения, как Голикова.

Какая была охрана труда до промышленной революции во Франции - честно сказать, не знаю. Вам виднее. Только сейчас там профзаболевания регистрируются (в отличие от РФ), а то, что было сотни лет назад, никто демократией не называл - и тут вранья поменьше было.

По поводу того, кто за что отвечает (если и отвечает), и по назначениям на вакантные должности, разрешите процитировать человека, жившего не в средневековье, а в РФ после прихватизации, и видевшего её результаты:

Цитата

"А какой у нас строй сегодня? Никак не демократия. Сегодня у нас - признаем честно - олигархия, то есть власть ограниченного, замкнутого числа персон. ... На таких огромных пространствах, как Россия, с нашими нынешними язвами нам никогда не справиться при пассивности народа." Речь в Государственной Думе 28.10.1994

"Членов этой олигархии объединяет жажда власти и корыстные расчёты - никаких высоких целей служения отечеству и народу они не проявляют" К нынешнему состоянию России 1997г.


"... да я сейчас полдюжину укажу замечательных районных администраторов, каждого из них рекомендую в президенты РФ, сразу, прыжком "       Встреча с общественностью в Угличе 04.09.1994.
  .   Солженицын, Александр Исаевич
21 мая 2013 19:16
Насчет инспекторов Государственной инспекции труда. Перед плановой проверкой, которая должна длиться 20 дней, инспектор затребовала огромный пакет документов из отдела кадров и службы охраны труда, необходимо это было пронумеровать, прошить, подписать, скрепить печатью, составить опись. В назначенный час инспектору на Домодедовскую это всё привезли. А когда она пришла с проверкой, оказалось, что она наши документы даже не просматривала! Первая ее фраза, когда она зашла в кабинет, была такая: "Буду всех отстранять!" (не цитата, но смысл точен).
Дальше: Аттестацию рабочих мест провели? Да. Кто проводил? Надо было мне звонить, я бы вам сказала, у кого надо делать АРМ!!! Буду назначать экспертизу!!!!! А АРМ у нас была сделана очень четко и за хорошие деньги.
И всё в том же духе. Даже не посмотрела рабочие места - зачем куда-то ходить! Испачкаться можно...
Обидно, что в нашем государстве создан такой паразитирующий орган!
22 мая 2013 08:55
Проблема с " паразитирующем органом",как Вы выразились является повсеместной. Я как то раз  общался с одним знакомым с гос.инспектором труда во внештатной обстановке по вопросам которые Вы здесь освещаете,ответ практически один: "система прогнила...сделать на местном уровне ничего нельзя...от нас ничего не зависит..зарплата мизерная...".Конечно неприятно осуждать коррупцию и взяточников, но данная проблема является дочкой системы в целом.
На вопрос что же делать? Для начала увеличить зарплату и далее по примеру МВД прорабатывать всю систему в целом.
22 мая 2013 09:18
Рыба тухнет с головы и решать проблему нужно сверху. Вот можно позагибать пальцы на примере МВД: карательные меры усилили - не помогло, ужесточили отбор - все те же милые лица работают, повысили зарплату - ну и спасибо...ментальность не изменилась.
Так это МВД, как никак у всех на виду, а про Роструд также интересуются? Вот и получается лоббирование интересов одно к недовольству миллионов :duel:
22 мая 2013 09:25
Мда...
Печально что так мало комментариев - всего 5 человек.
Видать и сами ИНЖЕНЕРЫ...
А и взаправду автор чётко подметил гнильцу системы "охраны труда"
Проблема всё та же - у предпринимателей нет свободных средств на "выполнение обязательных требований...ОТ, Пб, экологии, промбезопасности".
Почему? Потому что и там коммерция! Предприниматель не хочет обогащать за свой счёт все эти "ООО".

"Согласование" проекта Производственного экологического контроля - 200 тыс. руб. Вот это да!!! Пробовали сами подавать - возврат из-за ерунды. И разработка его - ещё прибавляйте 500 тыс. руб. Итого - 700 тыс. Да, есть ещё выполнение контрольных замеров по санитарно-защитной зоне - 5 замеров по каждому веществу в течении 30 дней в таждой точке!!! Итого: космически нереальные деньги!
Моё мнение - необходимо идти навстречу предпринимателям: бесплатно обучать по ОТ и пожарке, бесплатно выдавать комплект документации по ОТ (приказы, инструкции, типовые положения)- только подписал и работай по ней. Бесплатно делать замеры по СЗЗ - это же благополучие жителей.
Законодательно снизить стоимость проектных работ, стоимость экспертиз - цены космические. Сделать такую калькуляцию - з/п специалиста+прибыль (разумную)= реальное снижение стоимости в десятки раз.
И что ещё важно - по примеру ФСС расширить практику возмещения затрат на мероприятия по безопасности. По экологии это прописано, но не работает.

Здесь я вижу задачу для районных администраций - предприниматель приносит  деньги как налогоплательщик и Администрация района как заинтересованное лицо выделяет свои ресурсы (отдел по труду, отдел по ГО иЧС, пожарников, отдел по экологии) и участвует в получении предпринимателем всех разрешений и согласований. Также организует работу по этим направлениям у предпринимателя
Грамотного специалиста не найдешь - их нет. Это так. Штрафы - пожарка, экология - по 100-300 тыс. - существенные.
И даже грамотный специалист не в силах отнять деньги у работодателя на "выполнение обязательных требований...ОТ, Пб, экологии, промбезопасности".

Это оставьте - отъём денег - на совесть Администрации: "Или так или ты не работаешь на нашей территории"

Давайте создавать, разрабатывать, согласовывать, но за реальные деньги, без коррупции и обогащения "ООО"

ГОСУДАРСТВУ необходимо помогать предпринимателю

22 мая 2013 09:28
Это оставьте - отъём денег - на совесть Администрации: "Или так или ты не работаешь на нашей территории"

Давайте создавать, разрабатывать, согласовывать, но за реальные деньги, без коррупции и обогащения "ООО"

ГОСУДАРСТВУ необходимо помогать предпринимателю


22 мая 2013 09:55
Государство либо не заинтересовано помогать предпринимателям,либо просто нет средств что бы вникать в разрешение этого бардака
22 мая 2013 10:12
Василию Носову по поводу сбора налогов с предпринимателей: сбор налогов стекается в областные города или Москву и далее в стандартно выделенной сумме возвращается в регионы. Регионы ни как не заинтересованы в увеличении сбора налогов- тут Вы переборщили! Зарплата у них фиксирована
22 мая 2013 10:27
Всё, что касается охраны труда (обучения, аттестации, экспертизы и т.п. в том виде, в котором это существует) - является скрытым налогом на предприятия. И причем немалым! Но, если я, как добропорядочный налогоплательщик, заплатил налог и живу спокойно, то в данном случае помимо того, что сделаны все возможные выплаты, надо еще какому-то проверяющему  доказывать, что 2 х 2 = 4 и выслушивать разные поучения.
Этим выхалащивается сама суть охраны труда. Понятно, что заплатив за всё, что можно + дать конвертик инспектору, предварительно потратив на беседу с ним ценное рабочее время, сидеть и отдыхать до следующей  проверки.
22 мая 2013 19:38
"проблема является дочкой системы", "Рыба тухнет с головы " - ну, а что нужно сделать, чтобы была другая голова - не гнилая?


" e предпринимателей нет свободных средств " - а на заборы в несколько метров и собак, которые охраняют особняки за этими заборами, деньги есть (когда у людей, изготавливающих свинцовые пломбы из б/у аккумуляторов вытяжки нет, и на пороге помещения стоять нельзя) ?
27 мая 2013 12:33
Поддерживаю точку зрения автора письма. Местами положение ещё хуже. Несчастные случаи замалчиваются, обучение специалистов и руководителей по охране труда формальное, не учитывает специфику труда в конкретной организации. Аттестация РМ проводится хуже некуда. Аттестующей организацией у нас был  Клинский институт охраны и условий труда. За 4 часа 2 специалиста (работали не параллельно, а ходили вдвоём) провели измерения параметров условий труда на 65 рабочих местах (наверное можно в Книгу рекордов Гиннеса подавать), но теперь в течении года (новый рекорд) не могут подготовить отчётную документацию. В защиту инженеров по ОТ скажу следующее: действительно, на эту должность часто попадают случайные люди, некомпетентные в вопросах ОТ работники. Если специалист грамотный, то руководитель легко находит для него узду. В моей должностной инструкции написали, например, что предписания инженер по ОТ может выдавать только по согласованию с директором. Понятна цена таких предписаний. А ещё в должностной инструкции написано, что инженер по ОТ выполняет и другие поручения руководства. И вот этими поручениями в основном и приходится заниматься. Поэтому и эффективность работы такого специалиста очень низкая
27 мая 2013 12:40
Ну и? В прокуратуру на данную особь обращались? Или помолчали и утёрлись?

Не согласен с автором письма по методике и стилю изложения.
Письмо изобилует неточностями, предположениями, невыверенными эмоциями.

Пока специалисты по охране труда будут ОХРАНЯТЬ ТРУД (РАБОТНИКОВ), их престиж и ЗП такой и останется.

" Когда, наконец, работодатель начнет любить систему безопасности труда?"- п о сути это сердце всей проблемы. Работодатель ставит во главу угла доходы компании, а охрана труда где то там за горизонтом. Выходов не много,один из них как выше сказано увеличить штрафы.


Еще раз напоминаем - миссия ИОТ - предотвращение в интересах РБТД рисков и возможного ущерба реализации всех негативных ситуаций в сфере безопасности труда (и охраны здоровья). Для заботы о работниках следует создавать профсоюз.

Любить Систему БТ не нужно, это не красивая молодая девушка. Нужно доказать и просчитать предотвращенный ущерб, и внедряя систему, повышать эффективность производственной деятельности в целом.

Или ИОТ думает, что РБТД должен заниматься только охраной труда без самого труда?
27 мая 2013 19:06
Пока профзаболевания не регистрируются, пока нет независимых профсоюзов, пока за забором стоит пара аулов или кишлаков - ни специалисты по автоматике, вентиляции, профзаболеваниям, медицине и гигиене труда, ОХРАНЕ труда (тоже), ни надёжные (хотя и дорогие) СИЗОД, ни добросовестные инспектора, ни профессионалы-профпатологи - никто из них "работодателям" - прихватизаторам не нужен.

Им, может быть, нужны "алклгольные напитки высокого качества" (для рабочего быдла, которое ещё нарожают). Хотя, потом оборудование тоже чаще ломается ...
28 мая 2013 14:33
Я согласен с м.Евгений
Любить Систему БТ не нужно, это не красивая молодая девушка. Нужно доказать и просчитать предотвращенный ущерб, и внедряя систему, повышать эффективность производственной деятелности в целом.

Нам зарплату платит работодатель и прикрываем его от надзорных органов.
А налаживать систему охраны труда на предприятии надо руководствоваться в том числе и экономическими по показателями.  
28 октября 2021 03:23
и орали что есть мочи: "Мы, мерзавцы, думали, что нам эта  комиссия  поможет.  Ни  хрена  она  нам  не  помогла!"
3 ноября 2021 18:14
Цитата
Сергей Иванов пишет:

                               и орали что есть мочи: "Мы, мерзавцы, думали, что нам эта  комиссия  поможет.  Ни  хрена  она  нам  не  помогла!"                            
Пущай, тогда, нам - наши деньги отдает!
  • 1
  • 2

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл