Меню
Навигация
Пробный доступ к системе Гарант

И снова об аттестации рабочих мест

И снова об аттестации рабочих мест
Министерство труда и социального развития подготовило проект приказа, который исключает из Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда необходимость проводить данную процедуру на каждом рабочем месте один раз в пять лет.

Комментируя данный законопроект, Валерий Корж, директор Департамента условий и охраны труда, сообщил о том, что первичную аттестацию всех рабочих мест по прежнему необходимо проводить в обязательном порядке. А вот повторная аттестация, которую по имеющемуся законодательству необходимо проводить один раз в пять лет, останется обязательной только для тех рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными или опасными. В их число войдут места, при работе где используется оборудование и машины, связанные с источниками опасностей. Так же это коснется рабочих мест, где используется механизированный и ручной инструмент, эксплуатируются транспортные средства, хранится сырье и материалы.

Между тем, повторная аттестация рабочих мест, на которых при первичной аттестации не было обнаружено вредных факторов все же будет проводится, но только в том случаи, если работник или представитель профсоюза обратится с такой просьбой. Так же внеплановая проверка возможна и по требованию государственной инспекции труда.

По мнению Коржа данные изменения позволят снизить административный барьер для бизнеса, ведь он исключает обязательную аттестацию всех без исключения рабочих мест каждые пять лет. Тем не менее, директор Департамента условий и охраны труда полагает, что принятие законопроекта позволит контролировать соблюдение требования ОТ на рабочих местах, условия на которых признаны вредными и опасными.

Стоит отметить, что в 2010 году А. Федорец, директор АНО “Институт безопасности труда”, в своей статье “Аттестация рабочих мест - мина замедленного действия?”, проанализировал методологические и правовые проблемы системы аттестации рабочих мест. Помимо этого в работе автор затронул вопросы социально-экономических последствий формального проведения АРМ для предприятий.

В заключении к статье Федорец сделал выводы о том, что нормативная цель аттестации рабочих мест, то есть периодическое выявление несоответствия требованиям и нормам трудового законодательства противоречат динамичному характеру ныне существующего общественного производства. Еще два с половиной года назад было отмечено, что проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, ровно как и сама охрана труда должны носить одинаково понятные и желаемые для наемного работника и работодателя цели. И данной целью должно стать улучшение условий труда, что, в свою очередь приведет к развитию бизнеса (будет повышена производительность труда, улучшится качество продукции, повысится конкурентоспособность предприятия; и все это в результате приведет к подъему национальной экономики). Работа над созданием условий при которых здоровье работника будет сохранятся и укрепляться, профессиональная квалификация будет повышаться, а вместе с этим и общая культура наравне с гражданской ответственностью приведут к развитию человека. И все это совершенно не требует таких сложных путей, включающих в себя лабиринты в виде аттестации рабочих мест и выплат компенсаций.

Федорец отметил, что в свое время АРМ сыграла свою положительную роль, но в настоящее время является атавизмом, и России уже давно пора переходить к привычным для всего мира методам управления рисками. Именно такой подход и называется техника безопасности. Насколько такой подход возможен в Российской Федерации и будет ли это эффективным шагом - покажет время.

Татьяна Сорокина

Комментарии

5 февраля 2013 16:15
... По информации Роструда,, за последние 3.5 года аттестацию рабочих мест прошли всего 0.7% частных и государственных предприятий. ...  (Охрана труда и соц страхование №12 2012г)

Непохоже, что АРМ является препятствием для российского бызнэса.

"И все это ... не требует таких сложных путей, включающих в себя ... аттестации ... и выплату компенсаций" (и, вероятно, реального улучшения условий труда у работающих во вредных и опасных условиях ~30%) -
ценнейшее замечание,  вот то, чего нам так не хватает!!! А вот что ещё нужно:
- прекратить стоительство жилья для рабочих (бесплатного), и ликвидировать остальные социальные расходы;  
- увеличить пенсионный возраст лет эдак до двухсот (ну, за исключением очень креативных менеджеров);
- да сократить до нуля расходы на систему образования и здравоохранения (За  счёт полной замены местного населения гастарбайтерами. Заодно - проблем на выборах не будет! Ну, детям креативных менеджеров можно учиться и лечиться за бугром);
- да ликвидировать выплаты за инвалидность по профзаболеваниям (это - уже есть, профзаболевания практически не регистрируются). Экономически, инвалиды вообще  малополезны (правда, пока они ими ещё не стали - можно и их использовать), и для повышения эффективности экономики (национальной?) желательно бы их ... Как-нибудь ... Куда-нибудь ... А вот: в первой половине прошлого века один всемирно известный политик из весьма культурной и цивилизованной европейской страны нашёл нестандартное решение ... Как бы этот передовой европейский опыт адаптировать к местным условиям ... Надо подумать ...
- да повысить ПДКрз (или отменить вовсе);
- да ликвидировать налоги на оборону (путём присоединения к Сибири КНР, Аляски к Чукотке, ФРГ к Калининградской области и т.д.);

и вот тогда - несомненно, сразу: " ... будет повышена производительность труда, улучшится качество продукции, повысится конкурентоспособность предприятия; и все это в результате приведет к подъему национальной экономики" (китайской автономнеой области Сибирского федерального округа).

"... будет ли это эффективным шагом - покажет время"
Уже два десятка лет страной рулят разные команды умелых управленцев-реформаторов, а люди лишены возможности влиять на принятие жизненно-важных для них решений - и результат налицо: кто может - уезжает, местное население  вымирает, промышленность еле дышит, половина поступлений в бюджет - от продажи сырья, у людей пропадает любовь к труду - страна "рабочих и крестьян" стала страной менеджеров и охранников (ну, и алкоголиков, конечно - а как же без этого?! Без этого нииизя!!).
Ещё не насмотрелись, всё мало?

"Управление рисками" - а как господин Федорец предлагает управлять риском повреждения здоровья при работе в загрязнённой атмосфере - без измерения загрязнённости воздуха? В США и ЕС не только загрязнённость воздуха меряют, но и разрабатывают и применяют биомониторинг.  
1993.JPG (262.2 КБ)
7 февраля 2013 10:59
AZe
Аттесатция рабочих мест - процедура не только бесполезная, но и учитывая квалификацию персонала, её проводящую - вредная как для работодателя, ТАК И В ОБЩЕМ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ. Просматривая материалы АРМ некоторых аттестующих организаций я получаю огромное эстетическое удовольствие от полёта фантазии некоторых "экспертов",  элементарной безграмотности и незнания нормативной базы. Особенно меня радует, когда в конце протоколов значится, что оценку проводил кандидат каких-нибудь наук.
Прежде чем переходить к оценке рисков на мой взгляд необходимо определиться с очень важным понятием - А СКОЛЬКО ЖЕ СТОИТ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ?. Согласно нашей Конституции - БЕСЦЕННА, т.е. - БЕСПЛАТНА. Во многих Европейских странах выплаты работодателей при тяжёлых и смертельных несчастных случаях достигают 1,5 - 2 миллионов евро, включая довольно большие компенсации семье и родственникам. Особенно дорого обходится содержание инвалида. Именно поэтому в этих странах работодатель вынужден заниматься страхованием рисков и, как следствие, - их оценкой. Причём во многих странах именно страховые компании диктуют правила, по которым работают практически все предприятия, а государство в основном выдает рекомендации по организации производственных процессов и осуществляет контроль за тем, чтобы деньги непременно дошли к семье пострадавшего.
Исходя из вышеизложенного соверенно искренне считаю, что единственным путем развития системы охраны труда и увеличение ее эффективности является ОЦЕНКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. Причем убийство человека на производстве должно стоить достаточно серьёзных денег. Только после этого можно говорить как об оценке рисков, так и о реформировании системы аттестации рабочих мест, но выбор между системой оценки рисков и аттестацией рабочих мест должен делать - РАБОТОДАТЕЛЬ совместно со страховой компанией.

:russia:
7 февраля 2013 18:44
Согласен с Вами. Но  вредные условия не всегда приводят к смерти, и без регистрации профзаболеваний в этой области прогресса не будет - это тоже очень нужно.

В США работодатель отвечает за повреждение здоровья. Результат: когда Управление по охране труда (OSHA) в Минтруда (по закону об охране труда 1970г оно обязано разрабатывать санитарные нормы и правила, и следить за их выполнением) тянуло резину с разработкой правил при работе с шестивалентным хромом, то предприниматели вместе с профсоюзами через суд заставили разработать их!! Работодателям было выгодно соблюдать санитарные правила, а не калечить пьяное  быдло, которое выпьет, и всё стерпит граждан.

Если профзаболевания не станут регистрируются (как у нас - с 1930-х) - причин улучшать что-то не будет.
11 февраля 2013 10:39
AZe, Полностью согласна с вашим мнением.

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл