Меню
Навигация
Пробный доступ к системе Гарант
Техносферная безопасность- обучение

О мерах, направленных на улучшение условий труда, сохранение жизни и здоровья работников на производстве

О мерах, направленных на улучшение условий труда, сохранение жизни и здоровья работников на производстве
Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
У нас сегодня насыщенная повестка дня. Хотел бы остановиться на нескольких вопросах, которые считаю наиболее важными. Начну с проблемы, которая связана с нашей политикой по обеспечению безопасности и с улучшением системы охраны труда на производстве. На предприятиях с тяжёлыми, вредными или опасными условиями труда у нас занято порядка 40% работающих в промышленности – это примерно 5 млн человек, чуть даже больше: 5 млн 106 тыс. человек из 12 млн 349 тыс. работников промышленности. Представляете, какая большая армия людей работает в очень тяжёлых, сложных и вредных условиях?
Конечно, во многом это следствие несовершенства структуры экономики, отражение технологической слабости, отсталости некоторых отраслей. Вот почему (в том числе и поэтому) цели модернизации заложены у нас в программу развития страны до 2020 года, вот почему об этом постоянно говорит Дмитрий Анатольевич Медведев. Нам поэтому так важно последовательно вести линию на перевооружение промышленности, внедрение инноваций и современных экологических стандартов, обновление, создание качественных рабочих мест. Неэффективная занятость, зоны риска для работников должны уходить в прошлое.
Вместе с тем объективно невозможно полностью и в одночасье отказаться от производств, связанных с особыми, сложными условиями труда. Но наша с вами обязанность в данной ситуации – надёжно гарантировать права и законные интересы трудящихся, создать систему, которая защищала бы здоровье, жизнь людей и, с другой стороны, не позволяла бы недобросовестному работодателю экономить на стандартах безопасности, игнорировать экологические требования.
Кстати, и это тоже очень серьёзно, уже чисто экономический фактор: прямые экономические потери из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда ежегодно составляют примерно 2 трлн рублей – это 4,2% ВВП страны. Я ещё раз хочу подчеркнуть: безопасность производства – это важнейшая экономическая и социальная задача.
Мы уже серьёзно повысили финансовую и административную ответственность работодателя за несоблюдение надлежащих условий труда, но нужны и другие, комплексные шаги в этой сфере – от внедрения в вузах и профессиональных училищах образовательных программ по охране труда до улучшения работы контрольных и надзорных органов. Вы знаете, мы с вами вместе (многие меня в этих поездках сопровождают) часто бываем на территориях, на различных предприятиях, и часто люди задают вопрос о так называемых доплатах за особые условия труда. Действительно, люди подчас волнуются справедливо, что их могут лишить льгот путём разного рода бумажной эквилибристики. Часто так и происходит, к сожалению, или происходило до недавнего времени, когда по отчётам рабочее место вроде бы перестаёт быть вредным, а на самом деле по факту жизни ничего не меняется. За этим нужно самым внимательным образом следить. Мы внесли уже необходимые изменения в нормативную базу. Теперь уже с 1 сентября текущего года аттестация рабочих мест по условиям труда может проводиться только независимыми аккредитованными организациями при активном участии профсоюзов и по прозрачным, понятным для работодателя и, что самое главное, для работников правилам.
Кстати говоря, в целом по России, и это определённый плюс, надо сказать, размер компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда вырос, и вырос существенно. В 2004 году эти компенсации в среднем по стране были 49 млрд рублей с небольшим, а в 2010 году эти компенсации составили уже более 102 млрд рублей.
Действенная система охраны труда должна базироваться на современных информационных технологиях кроме всего, которые позволяют вести строгий статистический учёт в этой сфере, формировать общую картину, давать отраслевой анализ и прогнозные оценки. И внедрение таких подходов нужно, конечно, ускорять!
В полной мере это касается и выработки научно обоснованных нормативов в сфере охраны труда. Здесь мы должны ориентироваться на самые передовые стандарты и на стандарты Международной организации труда. Такие нормативы должны служить базовым критерием для создания качественных и безопасных рабочих мест.




Доклад министра Т.Голиковой о мерах, направленных на улучшение условий труда, сохранение жизни и здоровья работников.


По данным Росстата продолжается увеличение доли работников, занятых во вредных условиях труда. Так, на начало 2011 года практически каждый третий работник в Российской Федерации трудится во вредных условиях.

Неблагоприятные условия труда порождают также высокий уровень производственного травматизма.

Несмотря на то, что за пятилетний период (с 2006 по 2010 г.г.) по данным Росстата произошло снижение производственного травматизма в целом по стране в 1,5 раза (в том числе со смертельным исходом - в 1,4 раза), его уровень крайне высок. Так, численность погибших на производстве в Российской Федерации значительно превышает аналогичный показатель в развитых странах (Германия – в 4 раза, Франция – в 5,5 раза, Япония – в 2,5 раза).

Вредные условия труда являются причиной большого числа профессиональных заболеваний. Всего на начало 2011 г. по данным центров профпатологий в Российской Федерации насчитывается около 160 тыс. работников, страдающих различными формами профзаболеваний. При этом численность заболевших на производстве ежегодно увеличивается на 7-8 тыс. человек.

Всего потери из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда работников составляют ежегодно около 1,94 трлн. рублей или 4,3% ВВП (экспертная оценка ВНИИ охраны и экономики труда Минздравсоцразвития России) и складываются из расходов Фонда социального страхования РФ на выплату обеспечения по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями (159 млрд. рублей), расходов Пенсионного фонда РФ на выплату досрочных пенсий за работу во вредных условиях труда (300 млрд. рублей) и расходов из-за потерь фонда рабочего времени, связанных с неблагоприятными условиями труда и травматизмом (1,48 трлн. рублей).

Основной проблемой является неэффективность сформированной  во времена СССР системы управления охраной труда. В современных условиях рыночной экономики она не обеспечивает решение основных задач – сокращение травматизма и заболеваемости работников на производстве, не стимулирует работодателей к улучшению условий труда, носит затратный характер и ориентирована на компенсацию и устранение последствий производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, а не на предупреждение неблагоприятных воздействий на здоровье работника.

В этой связи основной целью модернизации системы управления охраной труда, направленной на постоянное улучшение условий труда работников является переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.

Минздравсоцразвития России в плановом порядке и в рамках реализации поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина реализованы следующие меры.

Во-первых, в целях гармонизации законодательства Российской Федерации в сфере охраны труда с законодательством развитых стран ратифицирована Конвенция МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», в соответствии с положениями которой внедряется система управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте.

Подготовлен и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект о ратификации Конвенции Международной Организации Труда № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий».

Во-вторых, в целях формирования современной системы управления охраной труда, основанной на оценке и управлении профессиональными рисками, в Трудовой кодекс Российской Федерации:

  • введены понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками», ведется разработка порядка оценки профессионального риска и управления профессиональными рисками;
  • закреплен порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, направленный на исключение случаев нецелевого использования средств (поручение Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 18 мая 2010 года № ВП-П9-3230).
  • определен порядок разработки во взаимодействии со сторонами социального партнерства, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов в сфере охраны труда (постановление Правительства Российской Федерации   от 27.12.2010 г. № 1160).

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева проводится работа по гармонизации санитарно-эпидемиологических требований в сфере охраны труда с законодательством развитых зарубежных стран. К формированию плана по пересмотру указанных норм привлечены представители бизнеса и профсоюзов.

 В-третьих, в целях повышения достоверности оценки условий труда и профессиональных рисков:

  • сформирована независимая система оказания услуг в области охраны труда путем введения процедуры обязательной аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
  • принят новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, устанавливающий прозрачные, понятные работодателю и работнику процедуры;
  • утвержден перечень измерений, производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах.

 По поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина проводится системная работа по контролю за деятельностью аттестующих организаций, качеством проводимых ими работ по оценке условий труда работников.

В-четвертых, в целях совершенствования механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда работников подготовлен и принят Государственной Думой законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», устанавливающий прямую зависимость размера скидки к страховому тарифу от фактических условий труда на предприятии. При этом работодателям, у которых зафиксированы факты гибели работников на производстве, скидки не устанавливаются и предусмотрена надбавка к страховому тарифу.

Кроме того, во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева подготовлен законопроект, предусматривающий добровольное декларирование работодателями соответствия условий труда требованиям законодательства, что позволит снять административные барьеры и снизить издержки работодателей, в первую очередь, микро- и малого бизнеса.

Ежегодно финансируются за счет средств ФСС РФ предупредительные мероприятия, направленные на снижение уровня производственного травматизма и заболеваемости работников. В 2011 году на эти цели было выделено 5,2 млрд. руб. Финансирование указанных мероприятий предусмотрено также в проекте бюджета Фонда на 2012 г. и плановый период 2013-2014 г.г. в следующих размерах: в 2012 году – 6,613 млрд. руб., в 2013 году – 7,192 млрд. руб., в 2014 году – 7,559 млрд. руб..

В-пятых, во исполнение поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Председателя Правительства  Российской Федерации В.В. Путина в целях регламентации и серьезного усиления ответственности должностных лиц и работодателей за нарушение требований охраны труда Минздравсоцразвития России разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации».

В целях усиления защиты работников с применением современных высокоэффективных средств индивидуальной защиты постановлением  Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1213 утвержден технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты». В настоящее время на его основе разработан технический регламент Таможенного союза.

Одной из приоритетных задач является повышение эффективности медико-санитарного обеспечения работающего населения.

В этих целях в 2011 г.:

  • утвержден порядок оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях, а также нормативы штатной численности работников и материально-технического оснащения врачебного (фельдшерского) здравпункта и профпатологического отделения;
  •  утвержден порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на работах с вредными условиями труда. 

Для дальнейшего формирования современной системы управления охраной труда, которая позволит обеспечить достойные, комфортные и безопасные условия труда работников необходимо продолжить работу по следующим основным направлениям:

1. Создание национальной информационной системы о состоянии условий труда и профессиональных рисках (объединение ведомственных баз данных и формирование единой информационной системы на основе введенной Минздравсоцразвития России в эксплуатацию автоматизированной системы «Профессиональные риски»).

2. Совершенствование системы нормативов в области охраны труда.

Необходимо проведение комплексных научных исследований влияния производственных факторов на здоровье работников и выработки на их основе обоснованных государственных нормативов в сфере охраны труда, отражающих современное состояние техники и технологии, инновационное развитие экономики. В целях организации системных научных исследований в сфере охраны труда предлагается создать научный центр по проблемам охраны труда на базе ФБУ «ВНИИ охраны и экономики труда».

3. Совершенствование трудового законодательства с целью его гармонизации с законодательством развитых стран и дальнейшее развитие механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда.

В этих целях необходимо:

  • внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регламентации прав и обязанностей субъектов трудовых отношений, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оценки и управления профессиональными рисками;
  • внедрить в практику работы каждого предприятия процедуры выявления всех существующих на рабочем месте опасностей, оценки уровней профессиональных рисков и управления профессиональными рисками;
  • подготовить к ратификации Конвенцию Международной Организации Труда № 161 «О службах гигиены труда»;
  • осуществить гармонизацию санитарных норм, устанавливающих требования к уровням факторов рабочей среды, с нормами, установленными в развитых странах мира.
  •  осуществить поэтапный переход к установлению страховых тарифов в системе обязательного социального страхования на основе индивидуального уровня профессионального риска у каждого конкретного работодателя и интегральной оценки условий труда, которая будет рассчитываться на основании данных аттестации рабочих мест, предварительных и периодических медицинских осмотров, показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

4. Модернизация системы медико-профилактического обслуживания работников.

Задачи:

  • Укомплектование центров профпатологии субъектов Российской Федерации необходимым оборудованием и штатами в соответствии с утвержденными стандартами, обеспечение подготовки необходимого количества врачей-профпатологов
  • Совершенствование нормативно-правовой базы в части повышения качества оказания медицинской и профпатологической помощи в том числе для работников предприятий, расположенных в сельской местности, труднодоступных районах
  • Создание федерального центра профпатологии.

5. Повышение качества обучения работников в области охраны труда.

Задачи:

  • Установление единого порядка обучения различных категорий руководителей и работников
  • Внедрение дистанционных форм обучения и проверки знаний в области охраны труда на основе единых электронных тестирующих программ
  •  Введение в системе высшего профессионального образования специальности «Охрана труда и управление профессиональными рисками» с разработкой профессионального стандарта в указанной сфере и на его основе – федерального государственного образовательного стандарта. 

6. Совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны труда.

Необходимы региональные программы улучшения условий труда на основе разработанного Минздравсоцразвития России проекта Типовой программы субъекта РФ по улучшению условий труда. 

Комплексное решение данных задач позволит обеспечить достижение главной цели – качественного улучшения условий труда работников, снижения показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в среднесрочной перспективе (7-10 лет) в 1,5 – 2 раза, т.е. до уровней, достигнутых в развитых странах (США, Япония).

Переход к современной системе управления охраной труда, сформированной на основе оценки профессиональных рисков, предупреждения случаев повреждения здоровья работников на производстве обеспечит сохранение жизни и здоровья работников на производстве, будет способствовать улучшению демографической ситуации в стране и повышению качества трудового потенциала.


По материалам: http://government.ru и http://www.minzdravsoc.ru

Комментарии

11 апреля 2015 02:02
Во время проведённой встречи Президента РФ с руководителем Федерации независимых профсоюзов России М. Шмаковым обсуждался вопрос передачи в регионы надзорных функций в сфере регулирования труда с высказыванием мнения руководителя ФНПР о возможном давлении на сотрудников службы со стороны местных властей. Как бывший работник опасного и вредного производства с многолетним стажем, а теперь инвалид 1 гр., на своем примере хочу показать, что и без передачи надзорных функций в сфере регулирования труда в регионы затруднительно на местах добиться соблюдения законодательства РФ, вынуждая работников опасных и вредных производств прибегать к мерам прокурорского реагирования.

http://www.gkgazeta.ru/ArticleSection/Details/2136

http://sudact.ru/regular/doc/zl6RiLuRRAoP/

http://судебныеакты.рф/bsr/case/6517161    

https://rospravosudie.com/court-as-krasnodarskogo-kraya-s/judge-kolodkina-viktoriya-gennadevna-s/act-317421088/.

С 1991 года трудился на вредном производстве ООО «НК Роснефть- Краснодарнефтегаз». На производстве со мной произошел несчастный случай. После профмедосмотра был отстранён от работы без оплаты, освидетельствован на 1 гр. инвалидности, уволен, лишён, при наличии несовершеннолетнего иждивенца, права на соц. гарантии по причине неоформления уволенным работодателем акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1.

В рамках сокрытия травматизма менеджеры до своего увольнения прибегали к административному ресурсу, используя при расследовании утраты трудоспособности давление на свидетелей, заинтересованных работников, их родственников, на которых мною ранее, совместно с руководителем ЧОП и др. ИТР, было оформлено более десятка докладных, актов по нарушениям, в т.ч. экономической безопасности. Новое руководство, в отличие от уволенных менеджеров, не препятствовало работе службе экономической безопасности, что повлекло задержание силовиками этой группы работников.

http://news.liveinternet.ru/?topic=3076155

http://www.yugopolis.ru/news/incidents/2014/09/24/73850/kriminal-ufsb-rossii-po-krasnodarskomu-krauo-rosneft

http://www.gazeta.ru/business/news/2014/09/24/n_6506165.shtml#comments_form

http://krasnodar.bezformata.ru/listnews/krasnodarneftegaz-razoblachena-prestupnaya/24416594/

http://123ru.net/goryachy_kluch/9586974/

http://kniganefti.ru/news.asp?ndate=25.09.2014
http://news.liveinternet.ru/?topic=3076155

Ранее информация в виде упорядоченных материалов по сокрытию травматизма уволенным работодателем, за подписью работников, стоящих на позициях соблюдения федеральных Стандартов НК «РН» в регионе, была направлена в виде пакета документов заказной почтой России в столицу с последующей отпиской на места и поверхностным их рассмотрением, т.к. специалисты ГИТ по Краснодарскому краю занимают созерцательную позицию в отношении работников не имеющих юридического образования, пострадавших от н/с и являющихся инвалидами.

http://онлайнинспекция.рф/case/206953

Указанные действия региональных органов, подтверждаются противоречиями региональной ГИТ и Роструда в части оформления актов Н-1 при микроинсультах у работников, застрахованных от несчастных случаев на производстве

/http://www.trudohrana.ru/practice/detail.php?ID=1136/
z1MCd8iabi8.jpg (103.25 КБ)

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл