Ќа главную
Ќа главную
/ / —обыти€, интервью, факты

ќ мерах, направленных на улучшение условий труда, сохранение жизни и здоровь€ работников на производстве

ќ мерах, направленных на улучшение условий труда, сохранение жизни и здоровь€ работников на производстве
¬ступительное слово ¬.¬.ѕутина:
ƒобрый день, уважаемые коллеги!
” нас сегодн€ насыщенна€ повестка дн€. ’отел бы остановитьс€ на нескольких вопросах, которые считаю наиболее важными. Ќачну с проблемы, котора€ св€зана с нашей политикой по обеспечению безопасности и с улучшением системы охраны труда на производстве. Ќа предпри€ти€х с т€жЄлыми, вредными или опасными услови€ми труда у нас зан€то пор€дка 40% работающих в промышленности – это примерно 5 млн человек, чуть даже больше: 5 млн 106 тыс. человек из 12 млн 349 тыс. работников промышленности. ѕредставл€ете, кака€ больша€ арми€ людей работает в очень т€жЄлых, сложных и вредных услови€х?
 онечно, во многом это следствие несовершенства структуры экономики, отражение технологической слабости, отсталости некоторых отраслей. ¬от почему (в том числе и поэтому) цели модернизации заложены у нас в программу развити€ страны до 2020 года, вот почему об этом посто€нно говорит ƒмитрий јнатольевич ћедведев. Ќам поэтому так важно последовательно вести линию на перевооружение промышленности, внедрение инноваций и современных экологических стандартов, обновление, создание качественных рабочих мест. Ќеэффективна€ зан€тость, зоны риска дл€ работников должны уходить в прошлое.
¬месте с тем объективно невозможно полностью и в одночасье отказатьс€ от производств, св€занных с особыми, сложными услови€ми труда. Ќо наша с вами об€занность в данной ситуации – надЄжно гарантировать права и законные интересы труд€щихс€, создать систему, котора€ защищала бы здоровье, жизнь людей и, с другой стороны, не позвол€ла бы недобросовестному работодателю экономить на стандартах безопасности, игнорировать экологические требовани€.
 стати, и это тоже очень серьЄзно, уже чисто экономический фактор: пр€мые экономические потери из-за неудовлетворительного состо€ни€ условий и охраны труда ежегодно составл€ют примерно 2 трлн рублей – это 4,2% ¬¬ѕ страны. я ещЄ раз хочу подчеркнуть: безопасность производства – это важнейша€ экономическа€ и социальна€ задача.
ћы уже серьЄзно повысили финансовую и административную ответственность работодател€ за несоблюдение надлежащих условий труда, но нужны и другие, комплексные шаги в этой сфере – от внедрени€ в вузах и профессиональных училищах образовательных программ по охране труда до улучшени€ работы контрольных и надзорных органов. ¬ы знаете, мы с вами вместе (многие мен€ в этих поездках сопровождают) часто бываем на территори€х, на различных предпри€ти€х, и часто люди задают вопрос о так называемых доплатах за особые услови€ труда. ƒействительно, люди подчас волнуютс€ справедливо, что их могут лишить льгот путЄм разного рода бумажной эквилибристики. „асто так и происходит, к сожалению, или происходило до недавнего времени, когда по отчЄтам рабочее место вроде бы перестаЄт быть вредным, а на самом деле по факту жизни ничего не мен€етс€. «а этим нужно самым внимательным образом следить. ћы внесли уже необходимые изменени€ в нормативную базу. “еперь уже с 1 сент€бр€ текущего года аттестаци€ рабочих мест по услови€м труда может проводитьс€ только независимыми аккредитованными организаци€ми при активном участии профсоюзов и по прозрачным, пон€тным дл€ работодател€ и, что самое главное, дл€ работников правилам.
 стати говор€, в целом по –оссии, и это определЄнный плюс, надо сказать, размер компенсации за работу во вредных и опасных услови€х труда вырос, и вырос существенно. ¬ 2004 году эти компенсации в среднем по стране были 49 млрд рублей с небольшим, а в 2010 году эти компенсации составили уже более 102 млрд рублей.
ƒейственна€ система охраны труда должна базироватьс€ на современных информационных технологи€х кроме всего, которые позвол€ют вести строгий статистический учЄт в этой сфере, формировать общую картину, давать отраслевой анализ и прогнозные оценки. » внедрение таких подходов нужно, конечно, ускор€ть!
¬ полной мере это касаетс€ и выработки научно обоснованных нормативов в сфере охраны труда. «десь мы должны ориентироватьс€ на самые передовые стандарты и на стандарты ћеждународной организации труда. “акие нормативы должны служить базовым критерием дл€ создани€ качественных и безопасных рабочих мест.




ƒоклад министра “.√оликовой о мерах, направленных на улучшение условий труда, сохранение жизни и здоровь€ работников.


ѕо данным –осстата продолжаетс€†увеличение доли работников, зан€тых во вредных услови€х труда. “ак, на начало 2011 года практически каждый третий работник в –оссийской ‘едерации трудитс€ во вредных услови€х.

Ќеблагопри€тные услови€ труда порождают также высокий уровень производственного травматизма.

Ќесмотр€ на то, что за п€тилетний период†(с 2006 по 2010 г.г.) по данным –осстата произошло снижение производственного травматизма в целом по стране в 1,5†раза (в том числе со смертельным исходом - в 1,4 раза), его уровень крайне высок. “ак, численность погибших на производстве в –оссийской ‘едерации значительно превышает аналогичный показатель в развитых странах (√ермани€ – в 4 раза, ‘ранци€ – в 5,5 раза, япони€ – в 2,5 раза).

¬редные услови€ труда €вл€ютс€ причиной большого числа профессиональных заболеваний. ¬сего на начало 2011 г. по данным центров профпатологий в –оссийской ‘едерации насчитываетс€ около 160 тыс. работников, страдающих различными формами профзаболеваний. ѕри этом численность заболевших на производстве ежегодно увеличиваетс€ на 7-8 тыс. человек.

¬сего потери из-за неудовлетворительного состо€ни€ условий и охраны труда работников составл€ют ежегодно около 1,94 трлн. рублей или 4,3% ¬¬ѕ (экспертна€ оценка†¬Ќ»» охраны и экономики труда ћинздравсоцразвити€ –оссии) и складываютс€ из расходов ‘онда социального страховани€ –‘†на выплату обеспечени€ по страхованию в св€зи с несчастными случа€ми на производстве и профессиональными заболевани€ми (159 млрд. рублей),†расходов†ѕенсионного фонда –‘ на выплату досрочных пенсий за работу во вредных услови€х труда (300 млрд. рублей) и расходов из-за потерь фонда рабочего времени, св€занных с неблагопри€тными услови€ми труда и травматизмом (1,48 трлн. рублей).

ќсновной проблемой €вл€етс€ неэффективность сформированной †во времена ———– системы управлени€ охраной труда. ¬ современных услови€х рыночной экономики она не обеспечивает решение основных†задач – сокращение травматизма и заболеваемости работников на производстве, не стимулирует работодателей к улучшению условий труда, носит затратный характер и ориентирована на компенсацию и устранение последствий производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, а не на предупреждение неблагопри€тных воздействий на здоровье работника.

¬ этой св€зи основной целью модернизации системы управлени€ охраной труда, направленной на посто€нное улучшение условий труда работников €вл€етс€ переход от компенсационной, затратной модели управлени€ охраной труда к современной системе управлени€ профессиональными рисками, позвол€ющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровь€ работников на производстве и сократить все виды издержек, св€занных с неблагопри€тными услови€ми труда.

ћинздравсоцразвити€ –оссии в плановом пор€дке и в рамках реализации поручений ѕрезидента –оссийской ‘едерации ƒ.ј. ћедведева и ѕредседател€ ѕравительства –оссийской ‘едерации ¬.¬. ѕутина реализованы следующие меры.

¬о-первых, в цел€х гармонизации законодательства –оссийской ‘едерации в сфере охраны труда с законодательством развитых стран ратифицирована  онвенци€ ћќ“ є 187 «ќб основах, содействующих безопасности и гигиене труда», в соответствии с положени€ми которой внедр€етс€ система управлени€ профессиональными рисками на каждом рабочем месте.

ѕодготовлен и внесен в √осударственную ƒуму ‘едерального —обрани€ –оссийской ‘едерации законопроект о ратификации  онвенции ћеждународной ќрганизации “руда є 174 «ќ предотвращении крупных промышленных аварий».

¬о-вторых,†в цел€х формировани€ современной системы управлени€ охраной труда, основанной на оценке и управлении профессиональными рисками, в “рудовой кодекс –оссийской ‘едерации:

  • введены пон€ти€ «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками»,†ведетс€ разработка пор€дка оценки профессионального риска и управлени€ профессиональными рисками;
  • закреплен пор€док финансировани€ меропри€тий по улучшению условий и охраны труда, направленный на исключение случаев нецелевого использовани€ средств (поручение†ѕредседател€ ѕравительства†–оссийско醑едераци膬.¬. ѕутина†от†18†ма€ 2010 года†є ¬ѕ-ѕ9-3230).
  • определен пор€док разработки во†взаимодействии со сторонами социального партнерства, утверждени€ и изменен舆подзаконных нормативных правовых актов в сфере охраны труда (постановление ѕравительства –оссийской ‘едераци膆 от 27.12.2010 г. є 1160).

¬о†исполнение†поручен舆ѕрезидента†–оссийско醑едерации ƒ.ј. ћедведева проводитс€ работа по гармонизации санитарно-эпидемиологических требований в сфере охраны†труда с законодательством развитых зарубежных стран.   формированию плана по пересмотру указанных†норм привлечены представители бизнеса и профсоюзов.

¬-третьих, в цел€х повышени€ достоверности оценки условий труда и†профессиональных рисков:

  • сформирована независима€ система оказани€ услуг в области охраны труда путем введени€ процедуры об€зательной аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
  • прин€т новый пор€док проведени€ аттестации рабочих мест по услови€м труда, устанавливающий прозрачные, пон€тные†работодателю и работнику процедуры;
  • утвержден перечень измерений, производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах.

†ѕо поручению ѕредседател€ ѕравительства –оссийской ‘едерации ¬.¬. ѕутина проводитс€ системна€ работа по контролю за де€тельностью аттестующих организаций, качеством проводимых ими работ по оценке условий труда работников.

¬-четвертых, в цел€х совершенствовани€ механизмов экономического стимулировани€ работодателей к улучшению условий труда работников подготовлен и прин€т √осударственной ƒумой законопроект о внесении изменений в ‘едеральный закон «ќб об€зательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», устанавливающий пр€мую зависимость размера скидки к страховому тарифу от фактических условий труда на предпри€тии. ѕри этом работодател€м, у которых зафиксированы факты гибели работников на производстве, скидки не устанавливаютс€ и предусмотрена надбавка к страховому тарифу.

 роме того, во†исполнение†поручен舆ѕрезидента†–оссийско醑едерации ƒ.ј. ћедведева подготовлен законопроект, предусматривающий добровольное декларирование работодател€ми соответстви€ условий труда требовани€м законодательства, что позволит сн€ть административные барьеры и снизить издержки работодателей, в первую очередь, микро- и малого бизнеса.

≈жегодно финансируютс€ за счет средств ‘—— –‘ предупредительные меропри€ти€, направленные на снижение уровн€ производственного травматизма и заболеваемости работников. ¬ 2011 году на эти цели было выделено†5,2 млрд. руб. ‘инансирование указанных меропри€тий предусмотрено также в проекте бюджета ‘онда на 2012 г. и плановый период 2013-2014 г.г. в следующих размерах: в 2012 году – 6,613†млрд. руб., в 2013 году – 7,192 млрд. руб., в 2014 году – 7,559 млрд. руб..

¬-п€тых,†во†исполнение†поручений†ѕрезидента†–оссийско醑едерации ƒ.ј. ћедведева и†ѕредседате눆ѕравительства††–оссийской ‘едерации ¬.¬. ѕутина в цел€х регламентации и серьезного усилени€ ответственности должностных лиц и работодателей за нарушение†требований охраны труда†ћинздравсоцразвити€ –оссии разработало проект федерального закона «ќ внесении изменений в  одекс –оссийской ‘едерации об административных правонарушени€х и статью 143 ”головного кодекса –оссийской ‘едерации».

¬ цел€х усилени€ защиты работников с применением современных высокоэффективных средств индивидуальной защиты постановление솆ѕравительства –оссийской ‘едерации от†24 декабр€ 2009 г. є 1213 утвержден технический регламент «ќ безопасности средств индивидуальной защиты». ¬ насто€щее врем€ на его основе разработан технический регламент “аможенного союза.

ќдной из приоритетных задач €вл€етс€ повышение эффективности медико-санитарного обеспечени€ работающего населени€.

¬ этих цел€х в 2011 г.:

  • утвержден пор€док оказани€ медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболевани€х, а также нормативы штатной численности работников и материально-технического оснащени€ врачебного†(фельдшерского) здравпункта и профпатологического отделени€;
  • утвержден пор€док проведени€ предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, зан€тых на работах с вредными услови€ми труда.

ƒл€ дальнейшего формировани€ современной системы управлени€ охраной труда, котора€ позволит обеспечить достойные, комфортные и безопасные†услови€ труда работников необходимо продолжить работу по следующим основным направлени€м:

1.†—оздание национальной информационной системы о состо€нии условий труда и профессиональных рисках (объединение†ведомственных баз данных и†формирование единой информационной системы на основе введенной ћинздравсоцразвити€ –оссии в эксплуатацию автоматизированной системы «ѕрофессиональные риски»).

2.†—овершенствование системы нормативов в области охраны труда.

Ќеобходимо проведение комплексных научных исследований вли€ни€ производственных факторов на здоровье работников и выработки на их основе обоснованных государственных нормативов в сфере охраны труда, отражающих современное состо€ние техники и технологии, инновационное развитие экономики. ¬ цел€х организации системных научных исследований в сфере охраны труда предлагаетс€ создать научный центр по проблемам охраны труда на базе ‘Ѕ” «¬Ќ»» охраны и экономики труда».

3.†—овершенствование трудового законодательства с целью его гармонизации с законодательством развитых стран и дальнейшее развитие механизмов экономического стимулировани€ работодателей к улучшению условий труда.

¬ этих цел€х необходимо:

  • внести изменени€ в “рудовой кодекс –оссийской ‘едерации в части регламентации прав и об€занностей субъектов трудовых отношений, органов исполнительной власти субъектов –оссийской ‘едерации и органов местного самоуправлени€ в сфере оценки и управлени€ профессиональными рисками;
  • внедрить в практику работы каждого предпри€ти€ процедуры вы€влени€ всех существующих на рабочем месте опасностей, оценки уровней профессиональных рисков и управлени€ профессиональными рисками;
  • подготовить к ратификации  онвенцию ћеждународной ќрганизации “руда є 161 «ќ службах гигиены труда»;
  • осуществить гармонизацию санитарных норм, устанавливающих требовани€ к уровн€м факторов рабочей среды, с нормами, установленными в развитых странах мира.
  • осуществить поэтапный переход к установлению страховых тарифов в системе об€зательного социального страховани€ на основе индивидуального уровн€ профессионального риска у каждого конкретного работодател€ и интегральной оценки условий труда, котора€ будет рассчитыватьс€ на основании данных аттестации рабочих мест, предварительных и периодических медицинских осмотров, показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

4.†ћодернизац舆системы медико-профилактического обслуживани€ работников.

«адачи:

  • ”комплектование центров профпатологии субъектов –оссийской ‘едерации†необходимым оборудованием и штатами в соответствии с утвержденными стандартами, обеспечение подготовки необходимого количества врачей-профпатологов
  • —овершенствование нормативно-правовой базы в части повышени€ качества оказани€ медицинской и профпатологической помощи в том числе дл€ работников предпри€тий, расположенных в сельской местности, труднодоступных районах
  • —оздание†федерального центра профпатологии.

5.†ѕовышение качества†обучени€ работников в области охраны труда.

«адачи:

  • ”становление единого пор€дка обучени€ различных категорий руководителей и работников
  • ¬недрение дистанционных форм обучени€ и проверки знаний в области охраны труда на основе единых электронных тестирующих программ
  • ¬ведение в системе высшего профессионального образовани€ специальности «ќхрана труда и управление профессиональными рисками» с разработкой профессионального стандарта в указанной сфере и на его основе – федерального государственного образовательного стандарта.†

6.†—овершенствование де€тельности органов исполнительной власти субъектов –оссийской ‘едерации в сфере охраны труда.

Ќеобходимы региональные программы улучшени€ условий труда на основе разработанного ћинздравсоцразвити€ –оссии проекта “иповой программы субъекта –‘ по улучшению условий труда.†

 омплексное решение данных задач позволит обеспечить†достижение главной цели – качественного улучшени€ условий труда работников, снижени€ показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в среднесрочной перспективе (7-10 лет) в 1,5 – 2 раза, т.е. до уровней, достигнутых в развитых странах (—Ўј, япони€).

ѕереход к современной системе управлени€ охраной труда, сформированной†на основе оценки профессиональных рисков, предупреждени€ случаев повреждени€ здоровь€ работников на производстве обеспечит сохранение жизни и здоровь€ работников на производстве, будет способствовать улучшению демографической ситуации в стране и повышению качества трудового потенциала.


ѕо материалам: http://government.ru и http://www.minzdravsoc.ru
7 468 3 1
ћне нравитс€
 омментировать ƒобавить в закладки

 омментарии

0 ћне нравитс€
ёрий Ѕыло
¬о врем€ проведЄнной встречи ѕрезидента –‘ с руководителем ‘едерации независимых профсоюзов –оссии ћ. Ўмаковым обсуждалс€ вопрос передачи в регионы надзорных функций в сфере регулировани€ труда с высказыванием мнени€ руководител€ ‘Ќѕ– о возможном давлении на сотрудников службы со стороны местных властей.  ак бывший работник опасного и вредного производства с многолетним стажем, а теперь инвалид 1 гр., на своем примере хочу показать, что и без передачи надзорных функций в сфере регулировани€ труда в регионы затруднительно на местах добитьс€ соблюдени€ законодательства –‘, вынужда€ работников опасных и вредных производств прибегать к мерам прокурорского реагировани€.

http://www.gkgazeta.ru/ArticleSection/Details/2136

http://sudact.ru/regular/doc/zl6RiLuRRAoP/

http://судебныеакты.рф/bsr/case/6517161    

https://rospravosudie.com/court-as-krasnodarskogo-kraya-s/judge-kolodkina-viktoriya-gennadevna-s/act-317421088/.

— 1991 года трудилс€ на вредном производстве ќќќ ЂЌ  –оснефть-  раснодарнефтегазї. Ќа производстве со мной произошел несчастный случай. ѕосле профмедосмотра был отстранЄн от работы без оплаты, освидетельствован на 1 гр. инвалидности, уволен, лишЄн, при наличии несовершеннолетнего иждивенца, права на соц. гарантии по причине неоформлени€ уволенным работодателем акта о несчастном случае на производстве по форме Ќ-1.

¬ рамках сокрыти€ травматизма менеджеры до своего увольнени€ прибегали к административному ресурсу, использу€ при расследовании утраты трудоспособности давление на свидетелей, заинтересованных работников, их родственников, на которых мною ранее, совместно с руководителем „ќѕ и др. »“–, было оформлено более дес€тка докладных, актов по нарушени€м, в т.ч. экономической безопасности. Ќовое руководство, в отличие от уволенных менеджеров, не преп€тствовало работе службе экономической безопасности, что повлекло задержание силовиками этой группы работников.

http://news.liveinternet.ru/?topic=3076155

http://www.yugopolis.ru/news/incidents/2014/09/24/73850/kriminal-ufsb-rossii-po-krasnodarskomu-krauo-rosneft

http://www.gazeta.ru/business/news/2014/09/24/n_6506165.shtml#comments_form

http://krasnodar.bezformata.ru/listnews/krasnodarneftegaz-razoblachena-prestupnaya/24416594/

http://123ru.net/goryachy_kluch/9586974/

http://kniganefti.ru/news.asp?ndate=25.09.2014
http://news.liveinternet.ru/?topic=3076155

–анее информаци€ в виде упор€доченных материалов по сокрытию травматизма уволенным работодателем, за подписью работников, сто€щих на позици€х соблюдени€ федеральных —тандартов Ќ  Ђ–Ќї в регионе, была направлена в виде пакета документов заказной почтой –оссии в столицу с последующей отпиской на места и поверхностным их рассмотрением, т.к. специалисты √»“ по  раснодарскому краю занимают созерцательную позицию в отношении работников не имеющих юридического образовани€, пострадавших от н/с и €вл€ющихс€ инвалидами.

http://онлайнинспекци€.рф/case/206953

”казанные действи€ региональных органов, подтверждаютс€ противоречи€ми региональной √»“ и –оструда в части оформлени€ актов Ќ-1 при микроинсультах у работников, застрахованных от несчастных случаев на производстве

/http://www.trudohrana.ru/practice/detail.php?ID=1136/
z1MCd8iabi8.jpg (103.25  Ѕ)

 омментарии могут оставл€ть только зарегистрированные пользователи.

ѕожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.