По данным Росстата продолжается увеличение доли работников, занятых во вредных условиях труда. Так, на начало 2011 года практически каждый третий работник в Российской Федерации трудится во вредных условиях.
Неблагоприятные условия труда порождают также высокий уровень производственного травматизма.
Несмотря на то, что за пятилетний период (с 2006 по 2010 г.г.) по данным Росстата произошло снижение производственного травматизма в целом по стране в 1,5 раза (в том числе со смертельным исходом - в 1,4 раза), его уровень крайне высок. Так, численность погибших на производстве в Российской Федерации значительно превышает аналогичный показатель в развитых странах (Германия – в 4 раза, Франция – в 5,5 раза, Япония – в 2,5 раза).
Вредные условия труда являются причиной большого числа профессиональных заболеваний. Всего на начало 2011 г. по данным центров профпатологий в Российской Федерации насчитывается около 160 тыс. работников, страдающих различными формами профзаболеваний. При этом численность заболевших на производстве ежегодно увеличивается на 7-8 тыс. человек.
Всего потери из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда работников составляют ежегодно около 1,94 трлн. рублей или 4,3% ВВП (экспертная оценка ВНИИ охраны и экономики труда Минздравсоцразвития России) и складываются из расходов Фонда социального страхования РФ на выплату обеспечения по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями (159 млрд. рублей), расходов Пенсионного фонда РФ на выплату досрочных пенсий за работу во вредных условиях труда (300 млрд. рублей) и расходов из-за потерь фонда рабочего времени, связанных с неблагоприятными условиями труда и травматизмом (1,48 трлн. рублей).
Основной проблемой является неэффективность сформированной во времена СССР системы управления охраной труда. В современных условиях рыночной экономики она не обеспечивает решение основных задач – сокращение травматизма и заболеваемости работников на производстве, не стимулирует работодателей к улучшению условий труда, носит затратный характер и ориентирована на компенсацию и устранение последствий производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников, а не на предупреждение неблагоприятных воздействий на здоровье работника.
В этой связи основной целью модернизации системы управления охраной труда, направленной на постоянное улучшение условий труда работников является переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками, позволяющей реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.
Минздравсоцразвития России в плановом порядке и в рамках реализации поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина реализованы следующие меры.
Во-первых, в целях гармонизации законодательства Российской Федерации в сфере охраны труда с законодательством развитых стран ратифицирована Конвенция МОТ № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда», в соответствии с положениями которой внедряется система управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте.
Подготовлен и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законопроект о ратификации Конвенции Международной Организации Труда № 174 «О предотвращении крупных промышленных аварий».
Во-вторых, в целях формирования современной системы управления охраной труда, основанной на оценке и управлении профессиональными рисками, в Трудовой кодекс Российской Федерации:
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева проводится работа по гармонизации санитарно-эпидемиологических требований в сфере охраны труда с законодательством развитых зарубежных стран. К формированию плана по пересмотру указанных норм привлечены представители бизнеса и профсоюзов.
В-третьих, в целях повышения достоверности оценки условий труда и профессиональных рисков:
По поручению Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина проводится системная работа по контролю за деятельностью аттестующих организаций, качеством проводимых ими работ по оценке условий труда работников.
В-четвертых, в целях совершенствования механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда работников подготовлен и принят Государственной Думой законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», устанавливающий прямую зависимость размера скидки к страховому тарифу от фактических условий труда на предприятии. При этом работодателям, у которых зафиксированы факты гибели работников на производстве, скидки не устанавливаются и предусмотрена надбавка к страховому тарифу.
Кроме того, во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева подготовлен законопроект, предусматривающий добровольное декларирование работодателями соответствия условий труда требованиям законодательства, что позволит снять административные барьеры и снизить издержки работодателей, в первую очередь, микро- и малого бизнеса.
Ежегодно финансируются за счет средств ФСС РФ предупредительные мероприятия, направленные на снижение уровня производственного травматизма и заболеваемости работников. В 2011 году на эти цели было выделено 5,2 млрд. руб. Финансирование указанных мероприятий предусмотрено также в проекте бюджета Фонда на 2012 г. и плановый период 2013-2014 г.г. в следующих размерах: в 2012 году – 6,613 млрд. руб., в 2013 году – 7,192 млрд. руб., в 2014 году – 7,559 млрд. руб..
В-пятых, во исполнение поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина в целях регламентации и серьезного усиления ответственности должностных лиц и работодателей за нарушение требований охраны труда Минздравсоцразвития России разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса Российской Федерации».
В целях усиления защиты работников с применением современных высокоэффективных средств индивидуальной защиты постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1213 утвержден технический регламент «О безопасности средств индивидуальной защиты». В настоящее время на его основе разработан технический регламент Таможенного союза.
Одной из приоритетных задач является повышение эффективности медико-санитарного обеспечения работающего населения.
В этих целях в 2011 г.:
Для дальнейшего формирования современной системы управления охраной труда, которая позволит обеспечить достойные, комфортные и безопасные условия труда работников необходимо продолжить работу по следующим основным направлениям:
1. Создание национальной информационной системы о состоянии условий труда и профессиональных рисках (объединение ведомственных баз данных и формирование единой информационной системы на основе введенной Минздравсоцразвития России в эксплуатацию автоматизированной системы «Профессиональные риски»).
2. Совершенствование системы нормативов в области охраны труда.
Необходимо проведение комплексных научных исследований влияния производственных факторов на здоровье работников и выработки на их основе обоснованных государственных нормативов в сфере охраны труда, отражающих современное состояние техники и технологии, инновационное развитие экономики. В целях организации системных научных исследований в сфере охраны труда предлагается создать научный центр по проблемам охраны труда на базе ФБУ «ВНИИ охраны и экономики труда».
3. Совершенствование трудового законодательства с целью его гармонизации с законодательством развитых стран и дальнейшее развитие механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда.
В этих целях необходимо:
4. Модернизация системы медико-профилактического обслуживания работников.
Задачи:
5. Повышение качества обучения работников в области охраны труда.
Задачи:
6. Совершенствование деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны труда.
Необходимы региональные программы улучшения условий труда на основе разработанного Минздравсоцразвития России проекта Типовой программы субъекта РФ по улучшению условий труда.
Комплексное решение данных задач позволит обеспечить достижение главной цели – качественного улучшения условий труда работников, снижения показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в среднесрочной перспективе (7-10 лет) в 1,5 – 2 раза, т.е. до уровней, достигнутых в развитых странах (США, Япония).
Переход к современной системе управления охраной труда, сформированной на основе оценки профессиональных рисков, предупреждения случаев повреждения здоровья работников на производстве обеспечит сохранение жизни и здоровья работников на производстве, будет способствовать улучшению демографической ситуации в стране и повышению качества трудового потенциала.
Комментарии
С 1991 года трудился на вредном производстве ООО «НК Роснефть- Краснодарнефтегаз». На производстве со мной произошел несчастный случай. После профмедосмотра был отстранён от работы без оплаты, освидетельствован на 1 гр. инвалидности, уволен, лишён, при наличии несовершеннолетнего иждивенца, права на соц. гарантии по причине неоформления уволенным работодателем акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1.
В рамках сокрытия травматизма менеджеры до своего увольнения прибегали к административному ресурсу, используя при расследовании утраты трудоспособности давление на свидетелей, заинтересованных работников, их родственников, на которых мною ранее, совместно с руководителем ЧОП и др. ИТР, было оформлено более десятка докладных, актов по нарушениям, в т.ч. экономической безопасности. Новое руководство, в отличие от уволенных менеджеров, не препятствовало работе службе экономической безопасности, что повлекло задержание силовиками этой группы работников.
Ранее информация в виде упорядоченных материалов по сокрытию травматизма уволенным работодателем, за подписью работников, стоящих на позициях соблюдения федеральных Стандартов НК «РН» в регионе, была направлена в виде пакета документов заказной почтой России в столицу с последующей отпиской на места и поверхностным их рассмотрением, т.к. специалисты ГИТ по Краснодарскому краю занимают созерцательную позицию в отношении работников не имеющих юридического образования, пострадавших от н/с и являющихся инвалидами.
Указанные действия региональных органов, подтверждаются противоречиями региональной ГИТ и Роструда в части оформления актов Н-1 при микроинсультах у работников, застрахованных от несчастных случаев на производстве
/