Каждый работающий человек имеет право знать об опасностях, с которыми он может столкнуться на рабочем месте – каждое производство имеет свои особенности и вредные факторы. И, естественно, должен быть механизм, который поможет нам эти факторы раскрыть.
Таким механизмом является аттестация рабочих мест. Это означает, что специалист по аттестации, как врач, придет с набором градусников, замерит температуру и послушает, чем дышат легкие конкретного рабочего места. А после – выпишет рецепт, что нужно делать с рабочим местом с точки зрения сохранения жизни и здоровья работающего человека. В результате аттестации станет ясно, нужно ли использовать сокращенный режим рабочего времени, выделять дополнительный отпуск или применять определенные средства индивидуальной защиты.
Другого механизма выявления вредных или опасных факторов просто не существует. И важно, чтобы специалисты оценили качество каждого рабочего места. Зачастую люди одной и той же профессии, находящиеся вроде бы в идентичных производственных условиях, подвергнуты воздействию различных факторов.
Для того чтобы аттестация заработала, она должна быть: а) профессиональной и б) независимой. Это два важнейших условия работы аттестующих компаний. Вся работа Минздравсоцразвития России направлена на то, чтобы сформировать институт независимых специалистов в области аттестации рабочих мест, которые имеют необходимые квалификацию и оборудование. До нововведений министерства, согласованных с работодателем и профсоюзами, любой человек, не имея соответствующего образования и оборудования, если хотел заниматься аттестацией рабочих мест, занимался ею.
Независимость оценки рабочего места достигается различными способами. Первый и самый важный – закон. Ответственность за качество измерений несет тот, кто проводит измерения, в том числе и работодатель, который за это платит. Поэтому в законе предусмотрена ответственность лиц, которые производят неверную оценку. Работодатель, который «заказал» для себя удобную оценку, будет наказан Рострудом в виде административных штрафов, а если степень нарушения очень существенная, то такое предприятие будет закрыто в судебном порядке. Это первая линия обороны против неквалифицированной оценки.
Второе – безусловно – формирование прозрачных правил игры. Прежде всего, это требования, предъявляемые к аттестующей организации: это должно быть юридическое лицо, имеющее в Уставе положение о проведении аттестации рабочего места и обладающее квалифицированными специалистами и необходимым оборудованием.
Нельзя не сказать о том, что на сегодняшний день сформирована саморегулирующая организация (СРО), включающая более 70 крупных компаний, которые занимаются аттестацией рабочего места и совместно с министерством вырабатывают правила поведения. К слову, в прошлом году мы вместе разрабатывали кодекс честного поведения на рынке услуг по охране труда.
Внятные правила делают систему прозрачной. Два года назад в Порядок проведения аттестации рабочих мест министерство включило форму – в ней компании должны указывать фамилию того, кто проводил замер, время замера, средство измерения. Теперь мы можем поднять данные на каждую компанию и посмотреть, присылала ли она отчеты или в нарушение порядка она этого не делала. А если присылала, то как Иванов Иван Иванович мог оказаться в одно и то же время с одним и тем же оборудованием, например, на Камчатке и в Москве? Только саморегулирующаяся организация может выработать правила, и никакой надзор и контроль не помогут, если само сообщество не начнет удалять из своих рядов тех, кто с его точки зрения ведет неправильный бизнес.
Задача министерства заключается в том, чтобы честные поставщики услуг могли работать в здоровой конкурентной среде, и мы, введя уведомительный характер регистрации организаций, оказывающих услуги по охране труда, в максимальной степени облегчили им доступ на рынок. Мы должны быть абсолютно уверены в том, что соблюдаются права граждан, не нарушаются права государства и отдельные виды расходов носят целевой характер.
Отмечу, министерство ведет работу поэтапно: сначала мы определили условия аттестации, через два года – требования к самим компаниям, нашим следующим шагом будет проведение мониторинга ситуации и взаимодействие с СРО. В будущем мы планируем передать функции саморегулирующим организациям – такую задачу ставит перед нами Правительство РФ.