На главную
На главную

Новые рекомендации по организации работы службы охраны труда

Новые рекомендации по организации работы службы охраны труда
3 августа 2021 | Законотворчество
Прослушать новость
00:00

Двадцать лет спустя…

Минтруд РФ подготовил проект приказа «Об утверждении Рекомендаций по структуре служб охраны труда и численности работников служб охраны труда». Документ разработан на основании положений ст.223 ТК РФ, изложенных в обновленной редакции №331-ФЗ от 2 июля 2021 года. Они предусматривают определение структуры службы ОТ и количество ее сотрудников работодателем на основе рекомендаций федерального органа исполнительной власти.

Одна из главных задач документа — адаптировать организацию деятельности служб охраны труда и нормативов определения количества ее работников на предприятиях и организациях к поправкам, внесенным в действующее трудовое законодательство. Рекомендации направлены на обеспечение условий и эффективности деятельности служб ОТ для сокращения случаев травматизма на производстве и уровня профессиональных заболеваний.

Авторы документа поясняют, что решить эти проблемы можно без прямого участия государственных органов власти посредством принятия работодателем локального нормативного акта, утверждающего структуру и число сотрудников службы ОТ. Однако рекомендации, содержащиеся в действующих постановлениях Минтруда РФ №14 и №10, изданных еще соответственно в 2000 и 2001 годах, не учитывают внесенные поправки в трудовое законодательство. Подобная ситуация может вызвать избыточную нагрузку на сотрудников службы охраны труда и уменьшить эффективность ее работы.

Рекомендации включают условия создания службы ОТ — специалист, бюро, отдел, служба, управление, департамент и могут использоваться работодателями любых организационно-правовых форм. При этом документ не распространяется на ИП и компании с численностью персонала менее 50 человек.

Рекомендуется формировать службу охраны труда в формате самостоятельной структурной единицы работодателя, которая включает штат специалистов по ОТ, возглавляемый начальником/руководителем Службы. Их рабочие места должны быть организованы в отдельном помещении, в оснащение которого входит современное офисное оборудование с выходом в интернет, в том числе устройства для видеозаписи выполнения оперативного контроля. С целью реализации отдельных функций (проведение инструктажей, организация обучающих лекций, семинаров) работодателю нужно выделить помещение для кабинета или уголка по ОТ.

Формирование структуры службы ОТ должно происходить с учетом особенностей производственной деятельности предприятия/организации, ее штатной структуры, наличия представительств и филиалов. Необходимо учитывать специфику организации и работы системы управления ОТ, определяемой штатным количеством сотрудников, установленным по результатам спецоценки условий труда уровнем вредности (опасности) производственных факторов. Также структура службы ОТ определяется присутствием работ с повышенной опасностью и характером профессиональных рисков.

Как утверждается в Рекомендациях, нормативная численность работников службы ОТ на предприятии определяется исходя из нормальной продолжительности рабочей недели (40 часов) и не может быть меньше минимальной нормативной численности, которая установлена данными Рекомендациями.

В приложениях к Рекомендациям представлена методика расчета численности службы ОТ. С ее помощью работодатели должны самостоятельно производить расчет количества работников службы охраны труда с учетом специфики организации производственной деятельности и направления работы.

Базовым показателем при расчете выступает суммарная нормативная численность сотрудников службы ОТ. Она определяется на основании нескольких критериев:

  • количество работников, занятых производственной деятельностью с вредными условиями труда;
  • среднесписочный состав сотрудников предприятия;
  • число самостоятельных структурных подразделений;
  • среднемесячная численность взятых на работу сотрудников.

Рекомендации содержат таблицы, используя которые работодатели смогут рассчитать нормативную численность по функциям и суммировать показатели. При этом если на специалиста по ОТ возлагаются дополнительные производственные функции работодатель должен самостоятельно установить трудоемкость этой деятельности и добавить полученный показатель к ранее рассчитанной нормативной численности.

Рекомендации могут вступить в силу с 1 марта 2022 года и должны заменить действующие нормативные акты, определяющие численность служб ОТ.

Денис Ронжин
5 508 7 23
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

2 Мне нравится
Dexter Morgan
Без бухла не разберёшь эти "рекомендации".
Имя Цитировать
3 Мне нравится
Иван Белов
Ключевое слово "рекомендации"...
Имя Цитировать
3 Мне нравится
Андрей Савинов
у меня по "рекомендациям" получилось 3.58....округляем, получаем 4 человека (и это не считаю ПБ и ГОЧС)
Имя Цитировать
1 Мне нравится
Сергей
Я что то не догнал, как считать.... Видимо плохо учился в школе :D
И слова все знакомые, а вот сути не понял :headwall:
Имя Цитировать
3 Мне нравится
Владимир Сомов
даже задницу этой бумажкой не подтереть, ибо негигиенично.
совершенно бесполезный предмет.
Имя Цитировать
3 Мне нравится
Владимир Сомов
Как утверждается в Рекомендациях, нормативная численность работников службы ОТ на предприятии определяется исходя из нормальной продолжительности рабочей недели (40 часов) и не может быть меньше минимальной нормативной численности, которая установлена данными Рекомендациями
:laugh4: :laugh4: :laugh4:
где в столице такая трава растёт?
Имя Цитировать
3 Мне нравится
Владимир Сомов
В приложениях к Рекомендациям представлена методика расчета численности службы ОТ. С ее помощью работодатели должны
уверяю - никому ничего не должен по этой лягушачьей бумаге (с) :up4:
Имя Цитировать
3 Мне нравится
Guest
По расчету у меня вышло 8 человек))

НО: "допускается сохранение действующей у работодателя
структуры и численности работников службы охраны труда при условии
отсутствии на рабочих местах работников указанной Службы вредных условий
труда, установленных по результатам специальной оценки условий труда" :up4:
Имя Цитировать
0 Мне нравится
ОльгаМ
не поняла как считать, а мне бы пригодилась данная информация.
Разъясните кто понял, как считать?
Имя Цитировать
3 Мне нравится
Владимир Сомов
Цитата
ОльгаМ пишет:
не поняла как считать
да никак :laugh4:
если вы СОТ, работодатель ничего менять не станет, с какими бы рекомендациями вы к нему не пришли.
если вы работодатель - тем более ничего менять не станете, ибо рекомендации.
эти очередные рекомендации - игра в активность некомпетентных и не вполне адекватных людей на министерских должностях.
Имя Цитировать
2 Мне нравится
Олег Портнов
Мерзкий документ. :scared:
«…разработаны в целях оказания помощи в реализации государственной политики в области охраны труда работодателями…» :eek5: сбрендили что ли!? - «Государственное управление охраной труда осуществляется … федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики…» (ст.211 ТК РФ)
Имя Цитировать
2 Мне нравится
Олег Портнов
Guest, а кто рискнёт и каким документом подтвердить, что "фактическая численность работников службы охраны труда у работодателя меньше рассчитанных в соответствии с настоящими Рекомендациями нормативных значений, позволяет обеспечить соблюдение требований охраны труда у работодателя...", например, на предприятиях, отнесенных к высокому, значительному, среднему и умеренному категориям риска? Работодатель, который даже не знает, что есть требования по охране труда? :laughroll:
Имя Цитировать
2 Мне нравится
Олег Портнов
Dexter Morgan, да, согласен. Наворотили они тут что надо и не надо. Скорее всего, они получают деньги за количество знаков в тексте :laughroll: , а вот есть ли в этом смысл - это другой вопрос :(
Имя Цитировать
0 Мне нравится
Олег Портнов
Иван Белов, в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 г. № 1009 и рекомендациями по их применению, утвержденными Приказом Министерства юстиции РФ от 23.04.2020 г., этот документ имеет все признаки НПА и должен регистрироваться в органах юстиции.
Да, название "Рекомендации", не совсем как бы отвечает названию документа, относящегося к НПА. Но, так записано в ТК РФ, как говорится - сами себе наступили на яйца.


Имя Цитировать
0 Мне нравится
Олег Портнов
Владимир Сомов, а если будет зарегистрировано в юстиции?
Имя Цитировать
2 Мне нравится
Dexter Morgan
Цитата
Олег Портнов пишет:
а если будет зарегистрировано в юстиции?
Они все равно останутся рекомендациями.

"8. Акты рекомендательного характера не должны содержать предписания нормативно-правового характера. В
таких актах должны использоваться формулировки, указывающие на рекомендательный характер документа. При
необходимости включения в акт рекомендательного характера нормативно-правового предписания, содержащегося в
нормативном правовом акте, необходимо делать ссылку с указанием реквизитов и структурной единицы такого
нормативного правового акта.
________________
Например, методические рекомендации.

Акты рекомендательного характера не подлежат представлению на государственную регистрацию в Министерство
юстиции Российской Федерации."
Имя Цитировать
0 Мне нравится
Dexter Morgan
13. Не подлежат государственной регистрации:
13.1. Акты внутриведомственного характера:
1) индивидуальные правовые акты, в том числе:
персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания);
действие которых исчерпывается однократным применением;
срок действия которых истек;
оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
2) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций
системы федерального органа исполнительной власти;
3) акты, направленные на организацию исполнения актов законодательства, решений вышестоящих органов или
собственных решений федеральных органов исполнительной власти и не содержащие новых правовых норм.
13.2. Документы по стандартизации, утвержденные федеральными органами исполнительной власти, а также
формы федерального статистического наблюдения либо иные акты, регулирующие отношения, которые связаны с
поиском, обработкой, предоставлением и распространением официальной статистической информации.
13.3. Акты рекомендательного характера.
13.4. Акты об утверждении положений о конкретных территориальных органах или структурных подразделениях
федеральных органов исполнительной власти.
13.5. Иные акты в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Имя Цитировать
2 Мне нравится
Владимир Сомов
Цитата
Dexter Morgan пишет:
Акты рекомендательного характера не подлежат представлению на государственную регистрацию в Министерство
юстиции Российской Федерации."
шах и один только мат
Имя Цитировать
0 Мне нравится
Олег Портнов
Dexter Morgan,
Вот и я об чём – так хочется нашему федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Однако, я сомневаюсь что этот документ пройдёт правовую экспертизу в юстиции.

Проект Рекомендаций был размещён на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. https://regulation.gov.ru/projects#npa=117381

Ни кто не подумал, о новых Правилах подготовки НПА, когда в ТК название подзаконного акта, обладающего всеми признаками НПА, записали как Рекомендации, а не как-нибудь по другому, например Мелодические указания или Порядок.

Короче, сами себе наступили на яйца.

Короче, если следовать всем нормам (указаны ниже), то в случае принятия этого мертворожденного документа в виде Рекомендаций – дело пожалуй будет судебным.

Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009
"Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"

п. 1 «…Установить, что разъяснения о применении указанных Правил дает Министерство юстиции Российской Федерации.».

Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

п.2 При подготовке нормативных правовых актов рекомендуется руководствоваться пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которому признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются в совокупности:

- издание акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом;

- наличие в акте правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»:

«Признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать утвержденные данным актом типовые, примерные приложения, содержащие правовые нормы. С учетом этого отсутствие в самом оспариваемом акте положений нормативного характера не может оцениваться в отрыве от приложений и служить основанием для отказа в рассмотрении дела по правилам главы
21
КАС РФ, главы
23
АПК РФ.».

Имя Цитировать
0 Мне нравится
В_ЗакатЪ Ушёл
ЧИИИИВООООО %!%:" ?

Т.е. надо пройти все таблицы, просуммировать все эти ноль целых пять десятых и получить ответ?

Архитектор этих "рекомендаций" был явно обсажен
Имя Цитировать
0 Мне нравится
Имя Цитировать
  • 1
  • 2