На главную
На главную

Зачем Минтруд хотел испортить Трудовой кодекс?

Зачем Минтруд хотел испортить Трудовой кодекс?
2 ноября 2020 | Законотворчество

И простится им, ибо не ведают, что творят.

Здравый смысл возобладал и Минтруд РФ передумал в рамках «регуляторной гильотины» вносить изменения в Трудовой кодекс, отказавшись от дальнейшей подготовки проекта закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (в части систематизации обязательных требований в сфере трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений)».

Что планировал Минтруд?

Законопроект был подготовлен нынешней осенью в рамках плана законотворческой деятельности правительства. Предполагалось включить в ТК РФ новый раздел XII.1 «Обязательные требования в сфере труда», в котором указать исчерпывающий список этих требований и описать порядок их установления и изменения/отмены. Как уверяют чиновники, целью новшеств выступает подчинение норм законодательства о труде ограничениям, которые вводятся новым законодательством о госконтроле и надзоре.

Если бы законопроект вступил в силу госинспекторы труда лишились бы права проверять работодателей на предмет выполнения норм трудового законодательства по вопросам, которые будут непоименованные в разрабатываемом Минтрудом разделе ТК РФ. В результате такого регулирования фактически сокращаются полномочия контрольно-надзорных органов и ограничиваются компетенции прокуратуры и профсоюзов по защите трудовых прав россиян.

Позиция профсоюзов

Профсоюзы молодцы! Перемены в настроении чиновников ведомства наступили после появления отрицательного отзыва на документ именно со стороны Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), назвавшей поправки Минтруда попыткой подменить весь ТК РФ и лишить работников трудовых прав. По их мнению «законопроект направлен не на систематизацию, а на разрушение системы трудового законодательства».

По словам председателя ФНПР М. Шмакова, принятие законопроекта неприемлемо для трудящихся, наемных работников, так как Трудовой кодекс, по сути, упакуется в небольшое дополнение. Это может полностью дискредитировать всю законодательную основу трудовых правоотношений.

Принятие проекта закона вызовет отмену действующих норм, регулирующих соблюдение прав работников и обеспечивающих контроль над работодателями.

В ФНПР убеждены, что соблюдать необходимо все действующие нормы трудового законодательства и других НПА, которые содержат нормы трудового права. Также без всяких ограничений нужно выполнять требования ст. 5, 10 и 423 ТК РФ.

Мнение Минэкономразвития

Минэкономразвития РФ предоставило 7 октября отрицательное заключение на проект закона в рамках оценки регулирующего воздействия. В ведомстве считают, что законопроект по факту не несет нормативной нагрузки, так как представлен в виде обобщенных действующих обязательных требований. Ряд абзацев одних статей раздела дублирует положения других статей. Авторы законопроекта в сводном отчете даже не представили информацию в части описания проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования. И это только малая часть замечаний Минэкономразвития.

На самое интересное выяснилось позже - чиновники Минтруда сами оказались против (!) проекта закона, вызвавшего такой отрицательный резонанс. Как пояснили в пресс-службе министерства, предложенный документ направлен на кодификацию действующих норм в рамках механизма «регуляторной гильотины».

Как можно было Министерству самому быть против законопроекта, но при этом активно заниматься его подготовкой - лежит за гранью понимания. Может быть причина кроется в бюрократии?

Тем не менее:

- если бы Минэкономразвития в подготовленном заключении ОРВ не напомнило Минтруду, что можно подготовить предложения, связанные с исключением из плана законопроектной деятельности Правительства на текущий год проектов законов, чья разработка нецелесообразна,

- если бы профсоюзы не заняли настолько резкую и принципиальную позицию, 

то вполне вероятно, что уже до конца 2020 года нам пришлось бы лицезреть на «изуродованный» Трудовой кодекс. И подобная формулировка имеет право на существование хотя бы на основании одного факта, достаточно любопытного для любого специалиста по охране труда. 

Пункт 8 «Организация охраны труда» статьи 351.8 «Перечень обязательных требований в сфере труда», состоит из одного абзаца в одно предложения из 1374 слов и с трудом вмещается на 6 страницах. На этом фоне даже самое длинное предложение из романа Л.Толстого «Война и мир» из 229 слов смотрится куда как скромнее, оказавшись в шесть раз короче.

А между тем существуют базовые принципы законотворческой деятельности. Законы должны быть удобны для использования, понятны и хорошо восприниматься при прочтении каждым субъектом права.

Как говорится пронесло и слава богу.

Денис Ронжин
2 926 9 2
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

0 Мне нравится
Борис Алексеев
Есть еще грамотные люди в стране.... А мы уже приготовились изучать новейший ТК, особенно раздел Охрана труда, в 2021. Еще бы нашлись они в России для разработчиков нового Стандарта специалиста в области охраны труда, ну очень хочется...
0 Мне нравится
Владимир Сомов
боюсь, всё равно засунут. вопрос лишь ведомственного ранжира, который где-то не соблюли, и времени, которое понадобится для повторного и окончательного запуска изменений.
в общем поехали понаехали приехали.

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.