Реформа обязательных требований закреплена в законе - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Велко
Успей принять участие в розыгрыше
НАОТ
Новатика - обучение для СОТ

Реформа обязательных требований закреплена в законе

Реформа обязательных требований закреплена в законе
4 августа 2020 | Законотворчество

Глава государства подписал ФЗ «Об обязательных требованиях в РФ». Он регламентирует юридические и организационные основы установления и оценки использования нормативных требований, связанных с хозяйственной деятельностью (включая предпринимательскую) субъектов. Оценка реализации данных требований производится с помощью: государственного контроля (надзора), муниципального контроля, выдачи лицензий, аккредитации и других видов разрешений, вынесения административного наказания, оценки соответствия изделий, а также иных вариантов оценки и экспертизы.

Закон закрепляет понятие «обязательные требования», регламентирует их цели и ключевые требования, общие условия введения, а также полномочия по их юридическому закреплению. Кроме того, в документе указывается процедура подготовки и приобретения правовой силы нормативно-правовых актов, включающих обязательные требования. Они вводятся в действие федеральными законами, указами главы государства, нормативными актами Кабмина и федеральных органов исполнительной власти, Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и другими нормативными актами.

Документ закрепляет принципы, направленные на установление и оценку использования обязательных требований. Они предназначены для защиты находящихся под охраной законодательства ценностей, включая жизнь и здоровье человека, а также должны отвечать актуальному состоянию науки и технологий. В процессе введения обязательных требований производится анализ эффективности использования альтернативных мероприятий, направленных на исключение нанесения вреда ценностям, находящимся под защитой ФЗ. Не разрешается дублирование обязательных требований, при этом они должны пребывать в системном единстве и быть исполнимыми. При их введении необходимо сократить до минимума риски. Издержки субъектов, в отношении которых предусмотрены обязательные требования должны быть паритетны величине рисков.

Для оценки обязательных требований на выполнение требований норм российского законодательства осуществляется правовая экспертиза НПА. Документ позволяет вводить экспериментальный правовой режим, предусматривающий использование особого регулирования, включая полный/частичный отказ от обязательных требований или осуществления разрешительной деятельности.

При реализации процедуры «регуляторной гильотины» Правительство в срок до 1 января 2021 года должно признать утратившими юридическую силу устаревшие нормативные акты, в которых прописаны обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора).

Вне зависимости от статуса НПА (отменены ли, признаны ли утратившими юридическую силу или прекратили действие в РФ) с начала 2021 года запрещается оценка выполнения обязательных требований при проведении госконтроля если они приобрели юридическую силу ранее 1 января 2020 года

С 1 января 2021 года невыполнение требований, прописанных в этих нормативных актах не может служить основанием для вынесения административной ответственности. Также нельзя проводить оценку выполнения обязательных требований, которые указаны в официально не опубликованных НПА. Исключением выступают требования, связанные с государственной тайной и относящиеся к категории сведений ограниченного доступа.

Нормы нового закона не касаются НПА в сфере электроэнергетики и регулирования правоотношений в области государственно-частного партнерства, осуществляемых на базе соответствующих соглашений, где статус публичного партнера имеет российское государство.

Обязательные требования станут приобретать законную силу дважды в год - 1 марта и 1 сентября, но не раньше чем по прошествии 90 дней с даты официальной публикации содержащего их НПА, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или международным соглашением РФ.

Закон приобретет юридическую силу 1 ноября 2020 года, кроме положений, применимо к которым предусмотрены другие даты вступления в силу.

Денис Ронжин

Комментарии

4 августа 2020 16:17
вспомнился русский космонавт из "Армагеддона": когда тянули жребий (куски проволоки) - кто останется и подорвёт астероид вместе с собой.
он среди прочих выдернул свой отрезок, посмотрел на него - он непонятной длины - и устало и уже почти равнодушно спросил партнёров по команде: "это хорошо или плохо?"...
4 августа 2020 17:05
Про "правовую определенность и системность", которая учтена в прилагаемом ФЗ.

Термин "система" дает современный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2015 по терминологии и понятиям системы менеджмента и качества (производства - так тоже можно сказать).
Согласно п.3.5.1 система "system" - это совокупность взаимосвязанных и (или ) взаимодействующих элементов.
В п.3.5  описаны термины относящиеся в слову "система". Мы видим "организацию", динамику процессов, цикличность Деминга, входы-выходы, процессы, внутреннюю и внешнюю среду.
Ничего подобного в ТК РФ - нет. ТК РФ написан в статичном "редукционистском подходе" с РАЗДЕЛЕНИЕМ людей по профессиям и должностям, что и фиксируется в Трудовом Договоре. То есть "системность" в прилагаемом ФЗ с ТК не связывается. Или что разработчики ФЗ имели в виду под "системностью"?

В ФЗ упоминается "риск"". Согласно п.3.7.9 этого стандарта термин "риск" - влияние неопределенности. Риск - величина переменная, обязательно -измеряемая вероятность.
В статично- постоянном ТК "риска" и не может быть. Риск возможен только при "системном" цельном (холизм) подходе и действиях. Термин "риск"  впервые учтен в охране труда в стандарте МОТ - ILO- OSHA 2001 и учитывается в " системном подходе" в организации вместе с динамикой и цикличностью процессов.

Поэтому как может быть  "правовая определенность" в " риске - влиянии неопределенности"? Это тоже самое что обязательно найти "определенность" в переходе человеком дороги на красный свет светофора ? Как можно динамический "риск" связать со статичным ТК, не учитывающим "взаимодействия"?

Теперь про "обязательность" (анг - "mandatory") и добровольность (анг - " voluntary").
Обязательность вытекает из правительственного законодательства. Это проверки, штрафы, корректирующие меры. Обязательность -это простые технологии. Обязательные требования применяют ко всем типам предприятий.

Добровольность не регулируется государством. Добровольные стандарты продвигают коммерческие организации, отраслевые ассоциации, крупные организации. Добровольные стандарты - это, как правило, сложность (сложное оборудование, процессы, технология), формализованные технические спецификации. Здесь же добровольная сертификация, корпоративная ответственность. Например, ILO -OSH 2001, OHSAS 18001: 2007, стандарты по управлению ИСО (качество, безопасность, экология) - добровольные стандарты.

Важно понимать, что в стандартах управления ИСО учтены и "обязательность" и "добровольность". Значение имеет другое определение - "принятое требование" или по -английски  "Compliance obligation".

Пример. Читаем п.3.2.9 ГОСТ Р ИСО 14001-2016 по системе экологического менеджмента.

"Принятые обязательства могут возникать как из "обязательных" требований, таких как применимые законы и правила или как  "добровольные" обязательства, такие как стандарты организации и отраслевые стандарты, договорные отношения, своды практик и соглашения с общественными группами или неправительственными организациями."

Инностранные юристы и консультанты именно этот аспект подчеркивают как наиболее важный для производства и бизнеса, т.е. важны не столько юридические требования, а именно "принятые требования" организации. Комментарий по ссылке.

https://isoconsultantkuwait.com/2019/06/22/1922/

Поэтому непонятно - как будет устанавливать при таком положении терминологии обязательную "правовую определенность" и "системность" этот принятый ФЗ.  
4 августа 2020 18:12
Как выглядит современный целостный подход и "системность" в безопасности - несколько ссылок.

Строительство туннелей. На странице - картинка Holistic approach (целостный подход). Системы безопасности встроены в систему безопасности деятельности. Есть там обязательные требования? Полагаю, есть - наравне с "добровольными" стандартами.

https://tunnelsmanual.piarc.org/en/safety

Авиационная безопасность - ссылка. Тоже "целостный" системный подход.

https://etech.iec.ch/issue/2018-06/aviation-safety-requires-a-holistic-systems-based-approach

Вирусная безопасность - ссылка на системный целостный подход.

https://www.bioprocessonline.com/doc/the-holistic-approach-to-upstream-viral-safety-0001

Очень хорошая статья про безопасность, системность управления и "holistic" для бизнеса - ссылка.

https://www.engineerlive.com/content/why-you-should-adopt-holistic-approach-safety-management

Вся сложная деятельность предприятий и безопасность так и организована в мире. Обязательные требования есть, полагаю, везде, но они  не выделяются из комплексных систем управления организациями. Поэтому и холизм ( "целостный").

Выделять "обязательные" требования в отдельный документ - по-логике это и есть "несистемность".  
5 августа 2020 07:53
многабукаф
читать не стану, но за старание большой пальчик

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл