На главную
На главную

Торжество охраны труда в новом КоАП

Торжество охраны труда в новом КоАП

Чиновники Минюста подготовили проект нового Кодекса об административных правонарушениях. Сейчас документ находится на этапе публичных обсуждений и проведения антикоррупционной экспертизы. Его текст опубликован на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.

Как утверждается в пояснительной записке к документу, по истечении 17 лет действия КоАП возникла необходимость научного осмысления и проведения критической оценки норм кодекса с учетом конституционных требований и многократных изменений. В вышеназванный период было принято свыше 650 федеральных законов, внесших более 4,8 тысяч поправок в КоАП.

В большинстве случаев корректировки не имеют системного характера, что вызывает нарушение правового регулирования тождественных по содержанию общественных отношений. Подобная практика негативно отражается на обеспечении прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Административные правонарушения в сфере труда

В Главе 8 Особенной части КоАП приведены административные правонарушения, посягающие на трудовые права граждан в сфере социального обеспечения и права социальной защиты. Перечислим самые интересные для нас статьи.

В случае несоблюдения норм трудового законодательства и иных НПА, которые содержат нормы трудового права для юрлиц предусмотрено наказание по ст. 8.1 в виде штрафа от 30 до 50 тысяч рублей.

По ст.8.3 предусмотрена ответственность за несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда. Нарушители юридические лица могут выплатить за это в бюджет государства от 50 до 80 тысяч рублей.

Нарушения работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение по статье 8.4 влечет наложение административного штрафа в размере 60-80 тысяч рублей.

Допуск сотрудников к работе без обучения и проверки знаний ОТ, а также без медосмотров и психиатрических освидетельствований (ст.8.5) влечет наложение штрафа для юрлиц в размере от 110 до 130 тысяч рублей. Аналогичное деяние, совершенное в отношении двух и более сотрудников, наказывается штрафом в размере 130-150 тысяч рублей.

В случае необеспечения персонала СИЗ (ст.8.6) предприятие заплатит штраф 130-150 тысяч рублей, если нарушение касается двух и более работников 150-200 тысяч рублей.

Нарушение действующего порядка расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев (ст.8.7) влечет выплату штрафа для юрлиц в размере 80-100 тысяч рублей.

Если работодатель несвоевременно проинформирует о несчастном случае на производстве либо профзаболевании сотрудника (ст.8.8) ему грозит штраф от 60 до 80 тысяч рублей. Такое же наказание предусмотрено за непредоставление сведений о последствиях несчастного случая и мерах, предпринятых для его предотвращения. В случае сокрытия подобных фактов наказание строже — штраф от 140 до 160 тысяч рублей.

Сокрытие нечастного случая (ст.8.9) обойдется предприятию в 5-10 тысяч рублей.

За нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, требований законодательства о специальной оценке условий труда (ст.8.10) юридическое лицо заплатит от 70 до 100 тысяч рублей.

Ст.8.18 предусматривает ответственность работодателей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований. Подобные действия юрлиц караются штрафом в размере 30-50 тысяч рублей, а если они создали угрозу здоровью и жизни работников штрафные санкции составляют 60-70 тысяч рублей. Эксперты считают, что нормы этой статьи могут применяться к предприятиям, игнорирующим соблюдение мер по предотвращению распространения COVID-19. Например, к ответственности можно привлечь за отсутствие устройств по обеззараживанию воздуха или непроведение дезинфекции контрактных поверхностей.

Отдельного внимания заслуживает статья 8.20, посвящённая фактам повторного нарушения норм трудового законодательства. В Минюсте предлагают удвоить наказание для юридических лиц или ввести административный запрет на деятельность предприятия сроком до 30 суток. При этом правонарушение как повторное станет квалифицироваться в случае совершения его два и более раза по одинаковой статье.

И в заключении хочется отметить, что несмотря на торжество в новом КоАП трудовых прав и охраны труда в частности, несмотря на действительно значительные штрафы, если работодатель все же не сможет обеспечить приемлемые условия труда и это элементарно вынудит работников пойти на крайние меры, например, объявить забастовку, то наказание за принуждение к отказу от забастовки (ст.8.16) будет носить чисто символический характер. По этому нарушению прав работников предусмотрен действительно ничтожно малый штраф в размере 1-2 тысячи рублей. Кроме того, даже увольнение в связи с объявлением забастовки по ст.8.17 влечет штраф для должностных лиц в размере 4-5 тысяч рублей. Могут ли испугать такие штрафы? Вопрос риторический.

Прикрепленные файлы:
Нравится ли Вам новый КоАП в части штрафов за нарушения по охране труда?*

Облегчит ли жизнь специалисту новый КоАП?*

  
Денис Ронжин
4 658 5 14
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

2 Мне нравится
Еще бы по одному нулю к штрафам приписать - вот тогда дело пойдет... А так - фуфло очередное.... :headwall:
Имя Цитировать
4 Мне нравится
Екатеринна А.
Жесткость законов компенсируется необязательностью их выполнения. Все по прежнему будут стараться сэкономить. Только теперь СОТ будет виноват еще больше - не подготовил бумажки для прикрытия РБТДля - вот и плати штраф.
Имя Цитировать
2 Мне нравится
Галина Ушкина
То есть я правильно понимаю, что если работодатель сообщил о несчастном случае не в течение суток, как того требует законодательство, а на вторые или третьи сутки, то его ждет штраф от 60 до 80 тысяч рублей, а если скрыл несчастный случай, то штраф будет от 20 до 30 тысяч рублей. Может тогда проще несчастные случаи скрывать, может и не выявят. Господа законодатели, вы белены объелись?
Имя Цитировать
2 Мне нравится
Лёлька
Цитата
Екатеринна А. пишет:
не подготовил бумажки для прикрытия РБТДля - вот и плати штраф.
Я бы на месте РБТДЛ просто уволила, без штрафа и объяснений! Зачем такой СОТ, если он даже бумажки нужные не может сделать!
Имя Цитировать
0 Мне нравится
Цитата
Лёлька пишет:
Зачем такой СОТ, если он даже бумажки нужные не может сделать!
Невозможно объять необъятное :laugh4:
Имя Цитировать
0 Мне нравится
Владимир Сомов
Цитата
Серж Ростовский пишет:
Невозможно объять необъятное
тогда придётся переквалифицироваться в управдомы
Имя Цитировать
1 Мне нравится
Владимир Сомов
я бы всех уборщиков и СОТов уволил - да здравствуют клининг и аутсорсинг! :appl2:
Имя Цитировать
0 Мне нравится
Иван Иванов
Мдя ужж. Ну теперь заживем!
Имя Цитировать
1 Мне нравится
Цитата
Лёлька пишет:

Цитата
Екатеринна А. пишет:
не подготовил бумажки для прикрытия РБТДля - вот и плати штраф.
Я бы на месте РБТДЛ просто уволила, без штрафа и объяснений! Зачем такой СОТ, если он даже бумажки нужные не может сделать!
Не все "бумажки" должен подготавливать СОТ, так же под всеми бумажками должна стоять роспись РБТД, что не всегда делается.
Имя Цитировать
0 Мне нравится
Владимир Сомов
тогда пускай СОТ котелками по зонам гремит. раз не всегда делает. бумажки с нужными подписЯми.
всё гармонично: сделал бумажку - едешь с женой в отпуск на юг; не сделал - на юг едет одна жена, а ты наоборот :laugh4:
Имя Цитировать
4 Мне нравится
С обсуждением КоАП несколько опоздал. Отправил письмо в Минюст на будущее... Править там еще есть что, но, как минимиум:
С 01.07.2003 в Российской Федерации нет понятия «государственный стандарт». Вместо этого термина и понятия используется «национальный стандарт». Прежнюю редакцию КоАП (2001 года) можно было еще простить (за 17 лет не заметили), новую уже нет. Касается статей 17.9, 17.10, 19.3, 21.2. Кроме того, в ст.22.6 используется термин «стандарт» — какой? В любом случае — все стандарты — добровольного применения, не содержат правовых норм, их несобюлюдение не является правонарушением (может быть: нарушение условий договоров, лицензирования, аккредитации). Есть некторые исключения (отдельные пункты отдельных сводов правил (СП) для подтверждения соответствия ТР «О безопасности зданий и сооружений», по пост. Правительства РФ от 26 декабря 2014 года N 1521). Но нарушение этих пунктов следует квалифицировать не как нарушение требований документов по стандартизации, что невозможно, а как нарушение требований ТР, отдельные требования котрого (временно, до внесения изменений в ТР) вынесены в СП. И еще, в ст.23.5 упоминаются «федеральные стандарты», как можно предположить «федеральные стандарты бухгалтерского учета»? Неполное название вводит в заблуждение.
Имя Цитировать
0 Мне нравится
Лёлька
Цитата
Вячеслав Темник пишет:
Не все "бумажки" должен подготавливать СОТ
я комментировала частный случай:
Цитата
Екатеринна А. пишет:
не подготовил бумажки для прикрытия РБТДля
Если не можешь убедить, настоять, заставить... сделать кого-то, что он должен сделать, значит делай сам или освободи место. Моя позиция!
Имя Цитировать
0 Мне нравится
Владимир Сомов, Сразу видно ГИТёныш комментарии пишет. :unr14:
Имя Цитировать
0 Мне нравится
Федор Бочанов
Цитата
Лёлька пишет:

Цитата
Екатеринна А. пишет:
не подготовил бумажки для прикрытия РБТДля - вот и плати штраф.
Я бы на месте РБТДЛ просто уволила, без штрафа и объяснений! Зачем такой СОТ, если он даже бумажки нужные не может сделать!
Штраф должен налагаться на должностное или юридическое лицо. СОТ таковым не является! У него даже в подчинении никого нет. Кому он имеет право приказать что делать и как делать, а что не делать?! Никому! "просто уволила без штрафа и объяснений"? Да пожалуйста! Только потом СОТ может подать жалобу в ГИТ или сразу в суд за незаконное увольнение (статья 81 п. 5 ТК РФ). И восстановите, и выплатите компенсацию за вынужденные прогулы, и крупненький штрафик. СОТу можно объявить административное взыскание за неоднократное невыполнение должностных обязанностей, а только потом уволить, впрочем как и любого другого работника. Конечно, если он не полный профан и в организационном приказе о разграничении ответственности по охране труда нет формулировок типа "назначить ответственным за/по охране труда", а есть типа "Возложить обязанности по организации работы по охране труда и создании СУОТ" и в должностной инструкции СОТа содержание приказов 559н о квалификации или 524н профстандарт. А если ещё и в должностной инструкции по ОТ организаторов и руководителей работ, начиная с РБТД, будет написано об обязанности и ответственности за выполнение мероприятий по обеспечению условий и охране труда, то советую крепко подумать, прежде чем выбрасывать СОТа за ворота. В прочем вы правы. РБТД зачастую именно так и делают. Им раздел 10 и прочие ТК РФ по барабану. А судьи судят по понятиям.
Имя Цитировать