Количество россиян, работающих в удаленном режиме из-за пандемии коронавируса, увеличилось в 30 раз. Об этом заявил российский премьер Михаил Мишустин. В абсолютных значениях — это более 2 млн человек.
По словам главы Кабмина, подобный формат оказался очень удобным для многих категорий сотрудников, включая тех, у кого растут маленькие дети или существуют проблемы со здоровьем. Чтобы эффективно решать проблемы с занятостью необходимо применять новые методы в сфере трудоустройства, в том числе оказывать поддержку удаленной форме работы, пояснил М. Мишустин.
Актуальность проблемы удаленного труда стала причиной подготовки изменений в Трудовой кодекс. Соответствующие поправки были внесены в Нижнюю палату 16 июня. Рассмотрение законопроекта в первом чтении предполагается провести 21 июля.
Ключевая поправка связана с сохранением за работниками, временно переведенными в удаленный формат работы по причинам чрезвычайного характера, заработной платы и ранее утвержденного рабочего графика. В периметр правового регулирования также попали вопросы ведения электронного документооборота, компенсации затрат на использование собственной техники, включая электроэнергию, и многое другое.
Законопроект регламентирует три формы удаленной работы — постоянная, временная и комбинированная. Организация временной удаленки допускается по соглашению сторон либо производственной необходимости/чрезвычайной ситуации. Документ закрепляет право работника отказаться от этого формата.
Авторы законопроекта допустили небольшое расхождение между понятиями дистанционная работа и удаленная работа. Первое понятие давно присутствует в Трудовом кодексе, второе предлагается закрепить с помощью поправок. Разница между ними связана с характером организации труда. На дистанционке сотрудник самостоятельно определяет время и режим работы, на удаленке параметры труда идентичны тем, что применяются на рабочем месте. Это означает, что работник будет трудиться фиксированное время.
При подготовке проекта закона ко второму чтению понятия удаленный и дистанционный труд будут четко разделены.
Законодатели намерены уточнить понятие «неприкосновенность времени отдыха». Работодателей обяжут включить в трудовое соглашение время выполнения производственных обязанностей, а локальных актах указывать время, в течение которого сотрудник должен отвечать на письма и звонки. Новые задания и звонки вне рабочего времени могут поступать лишь с согласия сотрудника или при возникновении чрезвычайной ситуации. При этом оплата за такую работу должна вестись как за сверхурочную.
По словам первого заместителя руководителя фракции «Единой России» в ГД А. Исаева, проблема охраны труда на удаленке пока недостаточно раскрыта . В частности, непонятно как обеспечить безопасность сотрудника на дому. Также необходимо доработать инициативу, связанную с компенсацией расходов работника на удаленке и организации его рабочего места.
По нашему мнению, эти меры нужно сделать обязательными при временном переводе в такой формат и при постоянной дистанционной работе. Однако во втором случае работник понимает куда он направляется и какие ресурсы у него есть. Такие предложения высказывали коллеги из регионов, подчеркнул Исаев.
Во время круглого стола, состоявшегося в стенах Мосгордумы, было отмечено, что общие основания для увольнения сотрудников на удаленке неприменимы. Например, как можно уволить за появление на рабочем месте в нетрезвом виде, если человек трудится дома? По сути никак. В качестве более объективной причины увольнения удаленного сотрудника рассматривается длительный невыход на связь с работодателем без уважительных причин.
По данным мониторинга РАНХиГС «Особенности удаленной занятости в марте-июне 2020 года», часть работодателей и сотрудников предприятий негативно оценивают удаленную работу. Такое мнение высказывает четверть руководителей и 35% работников. В числе основных проблем называются трудности взаимодействия с коллегами, низкий моральный настрой на подобную работу и много отвлекающих факторов, которые мешают выполнять трудовые обязанности дома.
При этом в дистанционном режиме трудятся только 20% сотрудников, чей общесемейный доход составляет порядка 10 тыс. рублей. Работников с доходом свыше 120 тысяч, по данным опроса, оказалось около 60%. Прогнозы многих экспертов по поводу серьезных изменений на рынке труда в период массовой самоизоляции не совсем оправдались. Вероятность окончательного перехода на удаленку положительно оценивают только 14% респондентов.
Между тем, по информации канала CNBC (США), власти Барбадоса решили запустить новую программу для граждан зарубежных государств, работающих в удаленном режиме. Им дали право оставаться в стране в течение года. Подобные планы намерены реализовать и в соседней с Россией Эстонии. Возможно кто-то задумается и о такой географии для работы в новом формате.
Комментарии
- выступление одного гос деятеля
- критика существующего порядка
- будем проектировать новый порядок
- а как у них за рубежом?
А ответ на вопрос как обеспечить безопасность сотрудника на дому простой. Надо переделать "конфликт работодателя и работника" - т.е. саму "охрану труда" в "безопасность труда" которая обеспечивается сообща и работником и работодателем а не Минтрудом руками работодателя как сейчас!
А как это все осуществить на практике можно почитать в документах МОТ и ВОЗ.
В принципе и на предприятиях основной принцип должен быть таким же, ну, естественно, определенные коррективы должны быть, исходя из особенностей рабочего места. Но основа -"Сами с усами"! А то нянчимся - Касочку надень! Очочки нацепи! Неисправный инструмент замени! Соответственно нарушил - никаких тебе социальных выплат, но если при расследовании выяснится, что это работодатель чего-то не выдал или недодал, то уж работодателя нагрузить полной мерой, а не теми смехотворными штрафами, что сейчас. А то сейчас никому не понятно - то ли детский сад у нас, то ли вся страна слабоумных? Уж если хлебать какпитализм, то полной ложкой!