1 ноября 2019 года вступили в силу изменения в процедуру тахографического контроля.
Одно из главных новшеств - теперь абсолютно все грузовики массой более 3,5 тонн и автобусы должны иметь тахографы. Исключение составляют ТС, занимающиеся зарубежными перевозками, - они оснащаются контрольным оборудованием по соглашению ЕСТР (европейский стандарт тахографии).
Как утверждают эксперты, законодательные новшества затронут около 70% рыночных участников в сфере автоперевозок, работающих в частном порядке без приобретения статуса индивидуального предпринимателя. Для юрлиц и ИП подобные требования были установлены ранее.
Правила, регулирующие режим труда и отдыха, существуют в России и сейчас. Они утверждены приказом Минтранса №15 от 20 августа 2004 года. Но эти нормы распространяются только на водителей, которые связаны трудовыми правоотношениями с зарегистрированными в России компаниями.
Если водитель работает самостоятельно и не связан трудовыми отношениями с работодателем, он не обязан соблюдать четкий режим управления автотранспортом. Несмотря на обязанность установки тахографа привлечь его к ответственности за несоблюдение режима труда и отдыха не получится до тех пор, пока не будут утверждены поправки в ПДД, инициированные Минтрансом.
На сегодняшний день Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090» находится на рассмотрении в Правительстве РФ.
В феврале 2019 года Минтранс представил проект ПДД, в который были включены нормы управления ТС. Планируется, что они будут распространяться на всех водителей грузового автотранспорта массой свыше 3,5 тонн и автобусов независимо от целей перевозок - личных или коммерческих.
Проект допускает управление ТС без перерыва на протяжении 4,5 часов, после чего обязателен 45-минутный отдых. Не возбраняется использовать его дважды, например, в течение 15 и 30 минут. Максимальное время пребывания за рулем в течение суток ограничивается 9 часами, как исключение дважды в неделю разрешается работать 10 часов. При этом продолжительность ежедневного отдыха должна составлять, как минимум 11 часов (трижды в неделю допускается по 9 часов).
Недельный объем вождения автотранспорта - 56 часов, двухнедельный - 90 часов. Длительность еженедельного отдыха должна составлять 45 часов. Как рассказал глава ассоциации «Рустахоконтроль» Г. Мирошин, документ долгое время находится на рассмотрении в Кабмине, но пока так и не подписан. Одна из причин была связана с отрицательным решением по итогам процедуры оценки регулирующего воздействия.
Определенные замечания к тексту проекта возникали у чиновников Минэкономразвития, которые пояснили, что ПДД не могут выполнять регулирование продолжительности управления автотранспортом. Кроме того, с учетом в целом невысокого уровня развития придорожной инфраструктуры в России даже добропорядочный водитель, далеко не всегда сможет правильно организовать свой режим труда и отдыха по причине отсутствия стоянок, мотелей и прочих объектов.
Владельцы грузового автотранспорта отмечают, что установка тахографа достаточно накладна и всерьез ударяет по бюджету. В среднем вместе с издержками на оформление документов на это уходит от 50 до 60 тысяч рублей.
При этом размер штрафов за отсутствие прибора с 1 ноября увеличился. Для физдиц он составляет 3-5 тысяч, должностные лица, которые допустили выезд ТС без тахографа наказываются штрафом от 7 до 10 тысяч рублей. Нарушившие закон индивидуальные предприниматели заплатят 15-25 тысяч рублей, а юридические лица от 20 до 50.
Одновременно повышаются штрафы за несоблюдение водителями режима труда и отдыха. Физлицам придется заплатить 1500-2000 рублей, должностным до 10000, ИП до 25000 и юридическим лицам до 50000 рублей.
Предусмотрена ответственность и за неправильную установку тахографического оборудования. Как пояснили в Федерации автовладельцев РФ, для установки тахографов нужно обращаться в компании, обладающие соответствующей лицензией и допуском ФСБ, который предоставляет право работать с криптографической защитой информации. Устройство перед использованием должно пройти поверку и быть опломбированным.