Система выявления профрисков – работа на опережение - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Велко
НАОТ
Новатика - обучение для СОТ
Сфера

Система выявления профрисков – работа на опережение

Система выявления профрисков – работа на опережение
14 марта 2019 | Законотворчество

С 11 по 15 марта 2019 года Российский союз промышленников и предпринимателей проводит традиционную Неделю российского бизнеса. Выступая на одном из форумов Недели, вице-премьер РФ по социальным вопросам Т.Голикова заявила, что пришло время уделить серьезное внимание воплощению в действие системы выявления и устранения профессиональных рисков на производстве.

Т.Голикова отметила, что несмотря на положительную динамику, указывающую на снижение травматизма и профзаболеваний в последнее десятилетие, «существующая модель управления охраной труда, которая основана на жесткой регламентации процедуры действия работодателя, по нашему мнению, себя исчерпала».

Так же, вице-премьер напомнила о «неизменных лидерах», вносящих основной вклад в статистику несчастных случаев на производстве. Это такие направления деятельности как транспорт, строительство, обрабатывающее производство, работы по добыче полезных ископаемых, сельское и лесное хозяйство.

Т. Голикова подчеркнула, необходимость акцентировать внимание на механизмах предотвращения несчастных случаев и профзаболеваний. Для этого необходимо вести активную работу по выявлению профрисков, их оценке и снижению еще до того, как они станут причиной ухудшения здоровья работников или приведут к травме на производстве. В такую систему должны согласованно включиться все заинтересованные стороны: государство, работодатели и сами работники.

О профрисках говорилось уже много. На сегодняшний день обязательной и единой методики оценки не существует. Хотя, для определенных категорий работников стандарты разработаны. Например, для работников воздушного транспорта действует ГОСТ Р 57908-2017 "Авиационные риски по реализации системы оценки безопасности полетов при обеспечении воздушного движения", для тех кто связан с ж/д транспортом - ГОСТ Р 12.0.011-2017 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Методы оценки и расчета профрисков работников ж/д транспорта. В других отраслях, где четкая методика не предусмотрена, метод оценки профрисков должен устанавливаться руководителем с учетом специфики производства.

В этом случае всё же необходимо использовать действующие НПА:

- ГОСТ Р 12.0.010-2009 - Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков;

- Р 2.2.1766-03.2.2. Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки. Руководство";

- ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования";

- СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" и другие НПА РФ.

Важно так же учесть результаты проведенной спецоценки и класс условий труда на рабочем месте.

Данные оценки профрисков должны стать основанием для работодателей принять управленческие решения, направленные на оптимизацию условий труда своих работников.

Ева Панина

Комментарии

14 марта 2019 11:15
Плохо, что внедрением таких инструментов занимаются люди, в них совершенно ничего не понимающие и не имеющие опыта работы на производствах в принципе...а так да, давно пора выходить из "каменного века"
14 марта 2019 11:23
Цитата
Владимир Шатунин пишет:
Плохо, что внедрением таких инструментов занимаются люди, в них совершенно ничего не понимающие
А те, кто "понимающие" такого в методиках наворотили, что на производстве применить не реально. Вначале надо оценку рисков как то систематизировать, с методикой определиться, а уж потом внедрять и требовать результатов.  
14 марта 2019 13:44
Если для своих производственных нужд или собственного проф.развития - вводите в строку поиска Гугл "Risk assessment" и читаете все по этой теме. Лучше чем в англоязычных странах по этой и другим темам ОТ еще не придумали...  
14 марта 2019 14:01
Механизмы предотвращения несчастных случаев - это "операционные" риски. Это, если говорить на языке учебников по современному управлению предприятиями, который понимают финансисты (не технари).

На языке производственников - это технические риски, которые могут затрагивать и некоторые социальные вопросы, к примеру, режим труда и отдыха.

Как операционные (технические) риски на самом деле оценивают на практике?
Действия происходят на плывущем корабле.

Оценка риска от вибрации.
https://www.youtube.com/watch?v=yfVNzrsjoG0&list=UU55iLRtD1GrOBDx39Lb_2Jw&index=1

Оценка рисков от электрического тока.
https://www.youtube.com/watch?v=B6yIFV2e16A

Оценка рисков работы в замкнутом пространстве.
https://www.youtube.com/watch?v=HyA6-9ySWjE&list=UU55iLRtD1GrOBDx39Lb_2Jw&index=17

Оценка рисков для допуска к работе.
https://www.youtube.com/watch?v=auhIFz3du-w

Оценка рисков при работе на высоте.
https://www.youtube.com/watch?v=2Z9pVx2PhxU&list=UU55iLRtD1GrOBDx39Lb_2Jw&index=14

Что напоминают нам видео?
Напоминают -  "технику безопасности", но не в статичном положении, как было раньше (карты трудовых процессов и пошаговые действия), а в современной динамической среде и системном (комплексном) подходе. То есть мы видим не просто рабочих и задания, которые они выполняют, а их действия в целом на корабле, учитывая, к примеру, погодные условия.

Операционные риски являются частью комплексной оценки рисков движения всего корабля, к примеру, в цепочке поставок грузов.

ТК РФ в такое управление предприятиями не вписывается.
15 марта 2019 14:19
Попова Светлана, спасибо вам! Супер подборка!!!

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл