Идея контроля (надзора) и проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без взаимодействия с самими проверяемыми - не нова. Подобные заочные проверки уже предусмотрены ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. No 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Проект приказа Минтруда РФ с длинным названием: «Об утверждении Порядка оформления и содержания заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в части специальной оценки условий труда и Порядок оформления результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права, в части специальной оценки условий труда» доступен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 02/08/11-18/00085763).
В чем же «фишка» проекта и его цель, которой пытается добиться разработчик (Минтруд)? Что бы это понять, лучше всего процитировать фрагменты самого проекта:
«Задание на проведение плановых мероприятий по государственному контролю без взаимодействия оформляется в виде плана мероприятий по контролю на календарный год, утверждаемого руководителем территориального органа Федеральной службы по труду и занятости (далее - Служба).
Задание на проведение внеплановых мероприятий по государственному контролю без взаимодействия утверждается руководителем (зам. руководителя) территориального органа Службы на основании:
а) докладной записки федерального государственного гражданского служащего территориального органа Службы, на которого возложены функции государственного контроля без взаимодействия, на имя руководителя (заместителя руководителя) этого территориального органа, составленной в соответствии с полученной информацией о возможных нарушениях или признаках нарушения трудового законодательства и законодательства о специальной оценке условий труда;
б) поручения центрального аппарата Службы, подготовленного в соответствии с полученной информации о возможных нарушениях или признаках нарушения трудового законодательства и законодательства о специальной оценке условий труда».
Если кратко – мероприятия по контролю проводятся на основе заданий руководителей территориальных органов Роструда. Они могут быть плановые и внеплановые. С плановыми всё стандартно - составляется годовой план мероприятий и «счастливчиков», попавших «на карандаш», ждет заочная проверка. А вот внеплановые задания могут возникать по двум причинам:
1) Сотрудники Роструда подозревают, что где-то планируется или уже произошло нарушение.
2) Центральный аппарат Роструда сам дает такое поручение, предполагая возможность нарушения трудового законодательства (в частности - СОУТ).
Что же, по мнению Минтруда должно происходить дальше?
Итоги проверки «без взаимодействия» должны оформляться актом. Если нарушения действительно обнаружены, то незадачливый предприниматель (юр. лицо) получит от Роструда предостережение, которое не просто должен исполнить, но и по всей форме отчитаться об устранении выявленных нарушений. Кстати, единая форма «уведомления об исполнении предостережения...» в природе существует. Как альтернатива, предусмотрена и форма «возражения на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований», но этот шаг предназначен для смелых и уверенных в себе проверяемых. Если ИП (юр. лицо) проигнорирует выданное предостережение, то его ждет уже настоящая внеплановая проверка, предусмотренная проектом приказа.
Главное, не забывать, что речь здесь идет о нарушениях норм трудового права, в части специальной оценки условий труда, а сам приказ - только в проекте.
Комментарии
А то мало ли, зачесалась у чиновника левая пятка (или позолотили конкуренты правую ладошку), так он сразу стал шибко подозревать некое ООО, и предполагать там всякое.
Я вот подозреваю, что чиновник, покупающий квартиру за сто и более миллионов рублей - коррупционер. Так у меня хоть основания так думать есть.
какая наполняемость бюджета.....
А вот это:
"1) Сотрудники Роструда подозревают, что где-то планируется или уже произошло нарушение".
Весьма размытая формулировка.