На главную
На главную

Правила по охране труда в строительстве будут обновлены

Правила по охране труда в строительстве будут обновлены
25 Августа 2017 | Законотворчество

Рабочая группа Минтруда с июня текущего года реализует План мероприятий по снижению производственного травматизма в строительной отрасли. Одно из мероприятий – внесение изменений в Правила по охране труда в строительстве, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 1 июня 2015 г. № 336н. 

11 августа на заседании рабочей группы были рассмотрены предложения по корректировке Правил от АНО "Института безопасности труда" (далее -АНО «ИБТ»).

Любопытно, что еще в 2015 году при согласовании проекта оригинальных Правил Минстрой поручал этому же Институту провести их анализ. Учреждение подготовило обширный отчет. Однако Минтруд не посчитал нужным учесть замечания и утвердил Правила.

Почти все поправки Института были приняты на нынешнем заседании и сформирован проект приказа Минтруда «О внесении изменений в Правила по охране труда в строительстве, утвержденные приказом Минтруда России от 1 июня 2015 г. № 336н».

Разберём некоторые из них:

Пункт 6 Правил планируется изложить в следующей редакции: «При наличии на рабочих местах вредных (опасных) условий труда, установленных по результатам специальной оценки условий труда, работодатель обязан реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, снижение уровня воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также применять результаты проведения специальной оценки условий труда»

Сейчас он сформулирован следующим образом: «При проведении работ в строительном производстве, связанных с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов (далее-ВОПФ), работодатель обязан принять меры по их исключению или снижению до допустимого уровня воздействия»

Разработчики отмечают, что ВОПФ имеются практически на всех рабочих местах и невозможно исключить их как таковые. К тому же угроза здоровью персонала возможно только при превышении допустимого уровня ВОПФ, выявляемого в ходе проведения специальной оценки условий труда. Кроме того по трудовому законодательству нет прямого запрета работать во вредных условиях труда (исключая лиц имеющих медицинские противопоказания к работе и не прошедших соответствующее обучение). Ведь в этом случае работникам предоставляются гарантии и компенсации (досрочная пенсия, молоко, санаторно-курортное лечение, доплата, сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск).

В пункте 13 «Для предупреждения падения работников с высоты в ППР предусматриваются…» слова «в ППР предусматриваются» заменить словами «при организации таких работ следует предусмотреть и указать в документации по охране труда». Пункт посвящен мерам безопасности при работе на высоте. Соответственно нынешняя версия Правил обязывает разрабатывать ППР (план производства работ) в каждом случае таких работ. Однако, в нормах ТК РФ и иных НПА в сфере охраны труда требование о разработке ППР вообще не упоминается. Правда возникает вопрос: в какой документации по охране труда следует указывать эти меры? На ум приходит лишь инструкция по охране труда при работе на высоте.

Некоторые нововведения предложены непосредственно Минтрудом, т.к. в тексте корректировок от АНО «ИБТ» они звучат иным образом. Например, пункт 49 в проекте изложен так: «У въезда на производственную территорию необходимо устанавливать стенды пожарной защиты с указанием строящихся, сносимых и вспомогательных зданий и сооружений, въездов, подъездов, схем движения транспорта, местонахождения водоисточников, средств пожаротушения». Хотя сейчас Правила предусматривают устанавливать схему внутрипостроечных дорог и проездов с указанием мест складирования материалов и строительных конструкций, мест разворота транспортных средств, объектов пожарного водоснабжения. Стоит отметить, что термин «стенды пожарной защиты» видимо является обновленной версией термина «стенды пожарной безопасности». Либо это еще один документ наподобие паспорта объекта, который необходимо будет разрабатывать для строительных объектов.

В общем, изучив предложенные изменения видно, что всё же есть попытка исключить из ПОТ дублирующие нормы ТК РФ и иных НПА. Безусловно, это радует, т.к. документ станет полезным и лаконичным дополнением к действующему законодательству.

Добавим, что сейчас ведутся работы по доработке и других правил по охране труда, распространяющихся на строительную отрасль.

Мария Гаврилова
4 240 13 3
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки

Комментарии

1 Мне нравится
Аркадий Чайников
По всем областям пройтись не мешало бы, а не клепать новые и новые правила
0 Мне нравится
Попова Светлана
"Двойственность" подхода в законодательстве становится все очевиднее.

В строительной отрасли в основном внебюджетное финансирование. Предприятия в основном в частной собственности. В строительной индустрии их доля достигает 99%.

Поэтому будет логичным посмотреть - что думает про охрану труда Российский союз промышленников и предпринимателей - РСПП. Союз обладает различным правовым статусом - общероссийского объединения работодателей и общероссийской общественной организации. РСПП объединяет тысячи крупнейших организаций. Официальный сайт - www.рспп.рф.

На официальном сайте РСПП можно найти раздел "Социальная ответственность".  
В разделе имеется - "Продвижение ISO 26000 "Руководство по социальной ответственности".

В "продвижении" - сам национальный стандарт ГОСТ ИСО 26000 (переадресация  на www.gost.ru) .
Рекомендую также почитать Рекомендации РСПП для компаний.

На странице 30 ГОСТ ИСО 26000 есть п.6.4. "Трудовые практики" и далее все по теме: наем персонала, трудовые отношения и т.д. Охрана труда на рабочем месте прописана в п.6.4.6.  стандарта. Интересен пункт 6.4.6.2 "Соответствующие действия и ожидания".

После ознакомления со стандартом становится понятным - в Правилах по ОТ в строительстве и другая терминология и другой подход.

Термин "опасный (вредный) производственный фактор" ( ОПВФ)  - в стандарте не упоминается совсем. Повсеместно термин - "риск", и про то как им управлять. В стандарте учтен весь персонал (не только работники). Используется термин "трудящийся" и еще много всего интересного в части управления бизнес-процессами.

Данный ГОСТ ИСО 26000 про социальную ответственность идет в комплексе документов, отражающих международно - признанные стандарты : общий - ISO 31000 (управление риском) и стандартами управления (качеством, охраной окружающей среды, безопасностью труда OHSAS 18000).

С уважением,
0 Мне нравится
Александр Чиркин
Цитата
"Двойственность" подхода в законодательстве становится все очевиднее.  
Действительно, в наследство от СССР нам достались не только (ныне прихватизированные) шахты, заводы и др. ценные народнохозяйственные объекты, но и написанные кровью требования обеспечения безопасности труда. Пользуясь современным языком - научно обоснованные требования, соблюдение которых сводит риск для жизни и/или здоровья к пренебрежимо малой величине, или к минимально достижимому.

С другой стороны, мы имеем "собственничков", готовых на всё ради личного обогащения, и хрен что делающих для страны, народа и экономики (нередко с криминальным прошлым). Им не только деньги на ОТ жалко - им не нужны живые и трезвые свидетели того, откуда взялись их богатства, т.к. несмотря на несовершенство законов 1990-х, нарушали и их; и соответственно при необходимости сохранения жизни и здоровья рабочих (даже в случаях, не требующих затрат) появляется конфликт интересов. Прочный сплав коррумпированных чиновников и этих хищников позволяет им выкачивать из страны невозобновляемые природные ресурсы и средства от их реализации, и заодно - гробить аборигенов.

Так например, упомянутый уваж. Светланой Поповой РСПП не так давно выступил с оригинальной инициативой (в части перехода на новомодные "риски"). Пользуясь тем, что большая часть профзаболеваний (при превышении ПДК и ПДУ) не регистрируется, и тем, что добиться компенсации через суд в РФ может быть очень нелегко, ушлые пацаны вычислили риск при превышении этих самых (научно обоснованных) ограничений - и предложили их отменить. Вообще. Т.е. если рабочие при, например, сильном шуме, не могут заставить работодателя обеспечить нормальные условия труда; не смогли заставить его платить адекватные компенсации заболевшим коллегам - значит (версия РСПП), шум безвреден, и риска нет. При этом сторонники перехода на "прогрессивные западные методы" не только игнорируют адекватный уровень советской и российской науки в области гигиены труда, но и западный опыт. В том же бездуховном пиндостане, в некоторых штатах, местные законодатели с учётом имевшейся практики возмещения ущерба пострадавшим рабочим, были вынуждены ввести поправки в законы - с целью хоть как-то ограничить максимальный (!) размер компенсации за утрату слуха при чрезмерном воздействии шума....

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.