Меню по разделу
+
Раннее выявление профессиональных заболеваний – с такой идеей вышли специалисты Минтруда. Сейчас на обсуждении находится проект поправок в ряд законодательных актов. Таких как Трудовой кодекс, КоАП, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Планируется внедрить систему оценки уровня профессиональных рисков. Работодатели обязаны будут выявлять и описывать опасности, имеющие вероятность угрожать жизни и здоровью работников. Это позволит прекратить производственный процесс, в случае превышение уровня допустимого риска.
Новым НПА предполагается утвердить классификатор опасностей. Сейчас это понятие используется только в теоритическом курсе безопасности жизнедеятельности. Определившись с видами опасностей, можно будет информировать персонал о рисках на их рабочих местах.
Внедрение системы раннего обнаружения признаков профзаболеваний необходимо и потому, что сейчас их число очень занижено. Например, в Финляндии регистрируется в 13 раз больше профзаболеваний, в США – в 25 раз. Хоть условия труда в нашей стране ничуть не лучше.
По статистике 90% случаев выявленных профзаболеваний приводят к инвалидности. 44% из них получают сразу третью группу. Причем треть профзаболеваний выявляется уже на стадии инвалидности.
На данный момент профессиональный риск определяется по методике Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников». Однако, она носит рекомендательный характер из-за отсутствии регистрации в Минюсте РФ. К тому же, оценить возможно только риск от профзаболеваний. Оценки риска травматизма в ней нет.
Нынешняя система обнаружения профзаболеваний несостоятельна. Она не учитывает новых профессий, новых факторов риска. Основные мероприятия по результатам расследования профзаболеваний направлены на снижение вредности, а не на управление рисками каждого работника. Ведь все мы разные и условия труда на каждый отдельный организм влияют по-своему.
Есть в нововведениях и экономическая мотивация. Ведь выплачивая пособие по временной нетрудоспособности, возмещая вред работнику от трудовой деятельности и обеспечивая его пенсией по инвалидности, государство несет высокие экономические издержки. А раннее выявление профзаболеваний будет способствовать снижению объема этих затрат.
Более подробно эта тема будет обсуждаться в апреле на Всероссийской неделе охраны труда в Сочи.
Комментарии
Вы сами хоть читали это Р 2.2.1766-03?
Проект закона вносит дополнения и изменения в Трудовой Кодекс, в том числе раздел "Охрана труда". Как известно Трудовой кодекс регулирует социально-трудовые отношения между "работодателем" и "работником" и , возможно, отношения признанные трудовыми по суду.
У нас также есть документы техрегулирования в сфере безопасности труда (ГОСТы, своды правил и пр.). При этом не многие понимают, что если в этих документах учтены вопросы "безопасности жизни и здоровья", то они для судов приоритетнее в силу объективности технического (не социального).
Понятие "профессиональный риск" есть и в трудовом праве, и в ГОСТ 12.0.002-2014 ССБТ. Термины и определения в сфере безопасности труда и безопасности производства (далее- ГОСТ).
Если эти понятия в документах сравнить - мы получим разночтения. В ст. 209 ТК РФ речь идет о "работниках" и "трудовом договоре". Примерно такое же понятие "профессионального риска" дает и представленный проект, в котором речь идет о "работнике" и "трудовой функции". При этом согласно ст.15 ТК РФ трудовые отношения связаны с ПРОФЕССИЕЙ, квалификацией "работника".
Между тем в п. 2.2.65 ГОСТ и в примечании к нему подчеркивается , что "профессиональный риск " - это "юридическое по смыслу понятие НЕ СВЯЗАНО с профессией, а связано с занятостью (наймом) пострадавшего и применяется только к РАБОТАЮЩИМ по найму или к иным лицам, приравненным к ним"".
Согласно п. 2.1.18 ГОСТ термин "работающий" - человек, занятый трудом ЛЮБОГО его вида и социально-экономической сущности.
Согласно п. 2.1.19 ГОСТ термин "работник" - человек, занятый наемным трудом в интересах работодателя.
Понимаю так, что "работающие" могут быть "работниками". В этом случае для них закон работать будет. Но ведь "работающие" могут и не быть "работниками" по Трудовому договору.
В этом случае возникнет принципиальное разночтение понятий в проекте закона (из-за его ограничений) и в ГОСТ. Для "работающих" не по Трудовому договору закон работать не будет, а общество получит социальную несправедливость. На наших предприятиях все "работающие" трудятся "бок о бок", все одинаково "получают" от "профессионального риска" (не зависящего от профессии) и "рыночную" экономику никто пока не отменял.
С уважением,
Если эти понятия в документах сравнить - мы получим разночтения.
Я уже не только их сравнил но и в работу запустил - СУОТ создал. И получился полный бардак вместо системы ОТ в котором разбираюсь только я.