Меню
Навигация
Пробный доступ к системе Гарант
Вебинар VR
Техносферная безопасность- обучение

Оценка профессиональных рисков персонала ждет нас уже в 2017 г.

Оценка профессиональных рисков персонала ждет нас уже  в 2017 г.
24 марта 2017 | Законотворчество

Раннее выявление профессиональных заболеваний – с такой идеей вышли специалисты Минтруда.  Сейчас на обсуждении находится проект поправок в ряд законодательных актов. Таких как Трудовой кодекс, КоАП, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Планируется внедрить систему оценки уровня профессиональных рисков. Работодатели обязаны будут выявлять и описывать опасности, имеющие вероятность угрожать жизни и здоровью работников. Это позволит  прекратить производственный процесс, в случае  превышение уровня допустимого риска.

Новым НПА предполагается утвердить классификатор опасностей. Сейчас это понятие используется только в теоритическом курсе безопасности жизнедеятельности. Определившись с видами опасностей, можно будет информировать персонал о рисках на их рабочих местах.

Внедрение системы раннего обнаружения признаков профзаболеваний необходимо и потому, что сейчас их число очень занижено. Например, в Финляндии регистрируется в 13 раз больше профзаболеваний, в США – в 25 раз. Хоть условия труда в нашей стране ничуть не лучше.

По статистике 90% случаев выявленных профзаболеваний приводят к инвалидности. 44% из них получают сразу третью группу. Причем треть профзаболеваний выявляется уже на стадии инвалидности.

На данный момент профессиональный риск определяется по методике Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников». Однако, она носит рекомендательный характер из-за отсутствии регистрации в Минюсте РФ. К тому же, оценить возможно только риск от профзаболеваний. Оценки риска травматизма в ней нет.

Нынешняя система обнаружения профзаболеваний несостоятельна. Она не учитывает новых профессий, новых факторов риска. Основные мероприятия по результатам расследования профзаболеваний направлены на снижение вредности, а не на управление рисками каждого работника. Ведь все мы разные и условия труда на каждый отдельный организм влияют по-своему.  

Есть в нововведениях и экономическая мотивация. Ведь выплачивая пособие по временной нетрудоспособности, возмещая вред работнику от трудовой деятельности и обеспечивая его пенсией по инвалидности, государство несет высокие экономические издержки. А раннее выявление профзаболеваний будет способствовать снижению объема этих затрат.

Более подробно эта тема будет обсуждаться в апреле на Всероссийской неделе охраны труда в Сочи.

Скачать Проект ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права)"

Мария Гаврилова

Комментарии

24 марта 2017 12:55
Цитата
Новым НПА предполагается утвердить классификатор опасностей. Сейчас это понятие используется только в теоритическом курсе безопасности жизнедеятельности.  
простите, а как насчет волшебного перечня "в качестве опасностей могут рассматриваться" из пр.№438н Типовое положение СУОТ ??
24 марта 2017 15:35
проекты никто не скачивает - в них не ткнёшь директору.
24 марта 2017 15:38
в России профзаболевание это когда у работника цементного завода лёгкие полные цемента, всё остальное не считается: попробуй докажи...
25 марта 2017 15:54
На данный момент профессиональный риск определяется по методике Р 2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников».

Вы сами хоть  читали это Р 2.2.1766-03?

2.2. Исходными данными для оценки ПР являются результаты:
- производственного контроля, проводимого согласно
СП 1.1.1058-01
; все забыли уже. Этот СП не только устарел но и уже не проверяется  Роспотребнадзором  согласно спискам Нпа которые проверяет РПН
- государственного санитарно-эпидемиологического надзора; в каком виде и на основании чего?
- санитарно-эпидемиологической оценки производственного оборудования и продукции производственного назначения; на основании чего?
- аттестации рабочих мест (далее - АРМ)  - теперь у нас СОУТ в которой даже травмопасность не оценивают
Лучше бы классификатор опасных и вредных факторов новый бы приняли вместо всяких ГОСТ и создания всяких новых опасностей.
Есть вредные и опасные факторы,  а не опасности. Факторы идентифицируют и либо оценивают их воздействие по методикам, либо признают невозможность его оценки так как фактор  случаен или вообще невозможно его оценить. После же оценки воздействия воздействием факторов управляют,  проводя мероприятия по охране труда,  т.е снижая воздействие факторов  либо устраняя воздействие вообще.
Все. Введение еще всяких рисков абсолютно не нужно.
26 марта 2017 11:04
Проект ФЗ  показался настолько "интересен", что захотелось разобраться. Тем более, что реформу делают (уже понятно),  исходя из финансовых соображений, а не научно- ориентированных подходов .

Проект закона вносит дополнения и изменения в Трудовой Кодекс, в том числе раздел "Охрана труда". Как известно Трудовой кодекс регулирует социально-трудовые отношения между "работодателем" и "работником" и , возможно, отношения признанные трудовыми по суду.

У нас также есть документы техрегулирования в сфере безопасности труда (ГОСТы, своды правил и пр.). При этом не многие понимают, что если в этих документах учтены вопросы "безопасности жизни  и здоровья", то они для судов приоритетнее в силу объективности технического (не социального).

Понятие "профессиональный риск" есть и в трудовом праве, и в ГОСТ 12.0.002-2014 ССБТ. Термины и определения в сфере безопасности труда и безопасности производства (далее- ГОСТ).

Если эти понятия в документах сравнить - мы получим разночтения. В ст. 209 ТК РФ речь идет о "работниках" и "трудовом договоре". Примерно такое же понятие "профессионального риска" дает и представленный проект, в котором речь идет о "работнике" и "трудовой функции". При этом согласно ст.15 ТК РФ трудовые отношения связаны с ПРОФЕССИЕЙ, квалификацией "работника".

Между тем в п. 2.2.65 ГОСТ и в примечании к нему подчеркивается , что "профессиональный риск " - это "юридическое по смыслу понятие НЕ СВЯЗАНО с профессией, а связано с занятостью (наймом) пострадавшего и применяется только к РАБОТАЮЩИМ по найму или к иным лицам, приравненным к ним"".

Согласно п. 2.1.18 ГОСТ термин "работающий"  - человек, занятый трудом ЛЮБОГО его вида и социально-экономической сущности.
Согласно п. 2.1.19 ГОСТ термин "работник" - человек, занятый наемным трудом в интересах работодателя.

Понимаю так, что "работающие" могут быть "работниками". В этом случае для них закон работать будет. Но ведь "работающие" могут и не быть "работниками"  по Трудовому договору.

В этом случае возникнет принципиальное разночтение понятий в проекте закона (из-за его ограничений) и в ГОСТ. Для "работающих" не по Трудовому договору закон работать не будет, а общество получит социальную несправедливость. На наших предприятиях все "работающие" трудятся "бок о бок", все одинаково "получают" от "профессионального риска" (не зависящего от профессии)  и "рыночную" экономику никто пока не отменял.

С уважением,






 
29 марта 2017 10:59
Цитата
Попова Светлана написал:
Если эти понятия в документах сравнить - мы получим разночтения.

Я уже не только их сравнил но и в работу запустил - СУОТ создал. И получился полный бардак  вместо системы ОТ в котором разбираюсь только я.

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл