В настоящем обзоре законодательства использованы материалы, подготовленные специалистами компании "Консультант Плюс", материалы, подготовленные специалистами компании "Кодекс", а также материалы, заимствованные из иных открытых интернет источников. У каждого использованного материала стоит ссылка на свой первоисточник.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47100.html Приказ Минтруда России от 27.06.2016 N 313н "Об утверждении Правил подачи заявления о предоставлении единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала и порядка ее осуществления в 2016 году" Для получения единовременной выплаты лица, получившие сертификат или их представители, вправе обратиться в территориальный орган ПФ РФ по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания с заявлением о предоставлении единовременной выплаты независимо от срока, истекшего со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, но не позднее 30 ноября 2016 года, если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло (возникает) по 30 сентября 2016 года включительно. К заявлению прилагаются необходимые документы, перечень которых приведен в Приказе.
Установлены основания для отказа в удовлетворении заявления (в том числе, например, ограничение лица, получившего сертификат, в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, на дату вынесения решения по заявлению (до момента отмены ограничения в родительских правах), порядок аннулирования лицом ранее поданного заявления.
Перечисление единовременной выплаты осуществляется территориальным органом ПФ РФ не позднее месячного срока с даты принятия решения об удовлетворении заявления.
Единовременная выплата осуществляется в размере 25000 рублей. Если фактический остаток средств материнского (семейного) капитала на дату подачи заявления меньше 25000 рублей, выплата осуществляется в размере фактического остатка средств материнского (семейного) капитала на дату подачи заявления.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47115.html Приказ Минтранса России от 11.03.2016 N 59 "Об утверждении Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" Отбор проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с целью привлечения к выполнению обязанностей, непосредственно связанных с движением транспортных средств, лиц, имеющих уровень компетенции, необходимой для надлежащего осуществления возлагаемых на них трудовых функций и соответствующей требованиям, предъявляемым к ним в соответствии с законодательством РФ.
Соответствие принимаемых на работу лиц требованию по наличию у них права на управления ТС подтверждается водительским удостоверением. Работники обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры. Соответствие работников требованиям к уровню образования подтверждается, если иное не установлено законодательством РФ, документом об образовании и (или) квалификации. Соответствие работника требованиям к стажу работы подтверждается, как правило, трудовой книжкой работника. При предоставлении всех необходимых документов юридическое лицо или индивидуальный предприниматель проводит собеседование с работником. Результаты собеседования заносятся в листы собеседования, хранящиеся работодателем не менее 5 лет.
Водители, впервые принимаемые на соответствующую работу, допускаются к самостоятельной работе только после прохождения стажировки, сроки которой устанавливаются работодателем самостоятельно
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47114.html Приказ Минтруда России от 29.04.2016 N 201н "О внесении изменений в Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" Внесенные в Правила финансового обеспечения предупредительных мер изменения касаются уточнения:
- перечня мероприятий, расходы страхователя на которые подлежат финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов;
- перечня документов, представляемых с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер;
- перечня случаев, в которых территориальный орган ФСС РФ принимает решение о финансовом обеспечении предупредительных мер, а также об отказе в нем;
- порядка зачета расходов страхователя в счет уплаты страховых взносов.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47110.html Приказ Минприроды России от 01.07.2016 N 379 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" К соискателям лицензии относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, обратившиеся с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности; о переоформлении лицензии; о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности; о предоставлении дубликата или копии лицензии. Заявителями, которым предоставляются сведения о конкретной лицензии, являются физические или юридические лица.
Решение о предоставлении (отказе в предоставлении) лицензии оформляется в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня поступления в территориальный орган Росприроднадзора надлежащим образом оформленного заявления и в полном объеме прилагаемых документов. Также установлены сроки принятия решений о переоформлении (отказе в переоформлении) лицензии; о прекращении действия лицензии; выдаче дубликата лицензии; предоставления сведений о конкретной лицензии.
За предоставление лицензии взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Регламентом также устанавливается формы осуществления контроля за предоставлением государственной услуги, досудебный (внесудебный) порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47109.html Проект Федерального закона "Об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации" Целью разработки проекта является повышение результативности и эффективности осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля при одновременном снижении избыточного вмешательства государственных органов и органов местного самоуправления в деятельность граждан и организаций.
Проектом определяются в том числе:
- основные понятия, принципы организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
- полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ в области государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, органов местного самоуправления в области муниципального контроля;
- порядок представления уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
- порядок организации государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
- порядок оценки результативности и эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также организации национальной системы управления рисками при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (для всех видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля устанавливается от трех и до шести категорий рисков);
- формы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля - проверка, плановое (рейдовое) обследование, мониторинг, контрольная закупка, постоянный государственный контроль (надзор);
- перечень мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в том числе осмотр и досмотр, видеонаблюдение, опрос, сбор и использование информации (отчетности), получение объяснений, инвентаризация, экспертиза;
- порядок обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
В приложениях к проекту приводятся перечни видов федерального, регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (надзора).
Предлагается признать утратившими силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и целый ряд других законодательных актов.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47123.html Письмо Ростехнадзора от 07.07.2016 N 09-00-12/4480 "Об аттестации персонала и специалистов в области промышленной безопасности" Указывается, что области аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору, установлены Приказом Ростехнадзора от 06.04.2012 N 233. Область Б8.26 охватывает деятельность, связанную с проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и техническим перевооружением опасных производственных объектов (ОПО), монтажом (демонтажом), наладкой, обслуживанием и ремонтом (реконструкцией) всего спектра оборудования, работающего под избыточным давлением, применяемого на ОПО. Таким образом, если деятельность персонала связана только с эксплуатацией паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под избыточным давлением, или трубопроводов пара и горячей воды, то достаточно аттестации по областям Б.8.21 - Б.8.23 в зависимости от оборудования, эксплуатируемого на объекте.
Одновременно с этим, Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденные Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116, установлено, что эксплуатирующая организация, осуществляющая выполнение работ по ремонту, реконструкции (модернизации) и наладке эксплуатируемого оборудования, должна иметь в своем составе специализированное подразделение, отвечающее ряду требований, одним из которых является наличие в штате персонала эксплуатирующей организации, специалистов, аттестованных на знание требований промышленной безопасности, в том числе и по области Б.8.26.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47133.html Приказ Минздрава России от 14.04.2016 N 233н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" Предусмотрены, в том числе:
- перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию;
- круг заявителей в рамках предоставления государственной услуги;
- требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги;
- результат предоставления государственной услуги (в том числе предоставление лицензии, переоформление лицензии, предоставление сведений из реестра лицензий);
- срок предоставления государственной услуги, исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, перечень административных процедур;
- формы контроля за предоставлением государственной услуги;
В приложениях приведены перечень территориальных органов Росздравнадзора, блок-схемы исполнения административных процедур.
Признан утратившим силу Приказ Минздравсоцразвития России от 31.12.2006 N 895.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47132.html Письмо Минздрава России от 30.05.2016 N 15-1/10/1-2853 О правилах посещения родственниками пациентов в отделениях реанимации и интенсивной терапии В памятку предлагается включать правила, обязательные для соблюдения всеми лицами, посещающими больных в отделении реанимации и интенсивной терапии (ОРИТ). В частности, указывается, что не допускается посещение больных в ОРИТ при наличии каких-либо признаков заразных заболеваний (насморк, кашель, боль в горле, недомогание, повышение температуры, сыпь, кишечные расстройства). Посетитель обязан сообщить медицинскому персоналу о наличии таких признаков, справку об отсутствии заболеваний предъявлять не требуется. Перед посещением ОРИТ необходимо снять верхнюю одежду, надеть халат, бахилы, маску, шапочку, тщательно вымыть руки, не брать с собой либо выключить мобильные телефоны и иные электронные устройства, не прикасаться к приборам и медицинскому оборудованию, соблюдать тишину, покинуть ОРИТ по требованию медицинских работников при необходимости проведения в палате инвазивных мероприятий. Посетители, не являющиеся прямыми родственниками пациента, допускаются в ОРИТ только в сопровождении близкого родственника. В палате одновременно могут находиться не более 2 человек, при этом дети до 14 лет, а также лица, находящиеся в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, к посещению в ОРИТ не допускаются.
Указывается, что родственники могут оказывать помощь медицинскому персоналу в уходе за пациентом и поддержании чистоты в палате только по личному желанию и после подробного инструктажа.
Медицинскому персоналу следует обеспечить защиту прав всех пациентов, находящихся в отделении реанимации (защита персональной информации, соблюдение охранительного режима, оказание своевременной помощи).
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47131.html Письмо Ростехнадзора от 18.07.2016 N 00-06-06/1413 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Указано, в частности, что в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2016 года Федерального закона от 02.06.2016 N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к ОПО не относятся сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно. Они идентифицируются как объекты технического регулирования с учетом величины давления природного газа. В отношении указанных сетей Ростехнадзором будет осуществляться контроль (надзор) за соблюдением эксплуатирующими организациями требований технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870.
Сети газораспределения и сети газопотребления, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно, подлежат исключению из государственного реестра ОПО на основании заявления эксплуатирующей организации.
На территориальные органы Ростехнадзора возлагается ответственность за ведение реестра сетей газораспределения и газопотребления, работающих под давлением природного или сжиженного углеводородного газа до 0,05 МПа включительно.
Кроме того, Ростехнадзор напоминает, что организации, эксплуатирующие ОПО "Сеть газораспределения" и "Сеть газопотребления", должны иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, с правом выполнения работ по транспортированию опасных веществ.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47126.html Письмо Росстата от 26.07.2016 N 04-04-4/92-СМИ "Об использовании ресурса statreg.gks.ru" Сообщается, в частности, что в случае если на указанном ресурсе имеется информация о том, что организация должна сдавать ту или иную форму статистического наблюдения, то штраф за ее непредставление будет законным.
Однако, в случае, если на сайте форма значится как обязательная, но организация была проинформирована органом статистики в письменной форме о том, что форму не нужно предоставлять, штрафные санкции на нее не налагаются.
Действующие организации должны получать информацию о перечне форм федерального статистического наблюдения, которые они должны предоставлять, в конце года, предшествующего отчетному, а вновь созданным организациям следует проверять такую информацию ежемесячно в течение первого года их создания.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47125.html Решение Верховного Суда РФ от 01.07.2016 N АКПИ16-453 О признании недействующими отдельных положений Приказа Минприроды России от 05.12.2014 N 541 Верховный Суд РФ признал недействующими абзац второй пункта 5, подпункт "е" пункта 6, абзац второй пункта 13, пункт 15, абзацы второй и третий пункта 19 Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541, поскольку данные положения, вопреки пункту 2 статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", устанавливают обязанность подтверждения отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47143.html Приказ Минтранса России от 21.07.2016 N 202 "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 120, в формы электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте, установленные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 августа 2012 г. N 322, и в Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 473" Утверждены также формы транспортной карты для проезда в поездах пригородного сообщения и контрольного купона для подтверждения внесения денежных средств за проезд.
Уточнено, что оформление проездных документов на поезда пригородного сообщения производится в билетной кассе, в том числе путем валидации бесконтактных смарт-карт, транспортных карт, платежных карт (в том числе с использованием технологии проведения бесконтактного платежа) или электронных устройств с использованием автоматизированных систем. Кроме того, в предусмотренных случаях допускается оформление проездного документа в поезде.
Определено, что заказ электронного билета для разовой поездки на поезд пригородного сообщения без предоставления мест путем валидации указанных карт или устройств с использованием автоматизированных систем происходит автоматически в момент валидации. При этом в автоматизированной системе управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте сохраняется информация о карте или устройстве, с помощью которых был осуществлен заказ электронного билета, а также обязательная информация о перевозке пассажира.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47141.html Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.08.2016 N 90 "О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2013 г. N 254" Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии обновлены структура и формат электронной копии декларации на товары, а также транзитной декларации
Решение вступает в силу с 1 октября 2016 года, но не ранее даты вступления в силу Соглашения о реализации в 2015 - 2016 годах пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха" от 8 сентября 2015 года.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47139.html Постановление Правительства РФ от 01.08.2016 N 736 "О внесении изменений в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта" Согласно внесенным изменениям туроператор или турагент при реализации туристского продукта обязан проинформировать заказчика об обеспечении экстренной помощи за счет средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма в случае невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Установлено также, что турист и (или) другой заказчик может обратиться с требованием о возмещении реального ущерба, понесенного в результате неисполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, за счет средств фонда персональной ответственности туроператора.
Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/47136.html Информация ПФ РФ от 01.07.2016 О подаче заявления на единовременную выплату из средств материнского капитала через сайт ПФ РФ Воспользоваться правом на получение единовременной выплаты смогут все владельцы сертификата, также лица, которые получат право на сертификат до 30 сентября 2016 года.
Заявление необходимо подать не позднее 30 ноября 2016 года в территориальный орган ПФР, который выдал сертификат.
Пенсионный фонд РФ просит внимательно проверять правильность заполнения банковских реквизитов, куда должны быть перечислены денежные средства. Банковский счет должен принадлежать владельцу сертификата.
ПФР напоминает также, что все услуги и сервисы, предоставляемые в электронном виде, объединены на сайте ПФР по адресу pfrf.ru. Сайт структурирован не только по типу получаемых услуг (пенсии, соцвыплаты, материнский капитал и др.), но и доступу к ним - с регистрацией или без регистрации. Чтобы получить услуги ПФР в электронном виде, необходимо иметь подтвержденную учетную запись на едином портале государственных услуг (gosuslugi.ru).
http://www.rostrud.ru/press_center/novosti/472685/ Роструд: дочернее предприятие «Газпрома» допустило многочисленные нарушения Территориальный орган Роструда в Удмуртской Республике провел проверку соблюдения требований законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в ДОАО «Спецгазавтотранс» ОАО «Газпром».
Инспекторы труда выявили факты непроведения инструктажей, ряд работников не прошли обязательное обучение и проверку знаний по охране труда. Работники не в полном объеме обеспечены средствами индивидуальной защиты, выданные средства индивидуальной защиты не соответствуют нормативно установленным требованиям. Кроме того, в организации зафиксированы неоднократные нарушения сроков выплаты заработной платы и оплаты отпусков, точный учет рабочего времени не ведется, содержание трудовых договоров не соответствует требованиям трудового законодательства.
По результатам проверки работодателю выданы предписания об устранении выявленных нарушений, отстранении от работы 169 работников до прохождения инструктажей и обучения по охране труда. Запрещено использование 1078 средств индивидуальной защиты. В отношении виновных в несоблюдении законодательства о труде лиц вынесены постановления о привлечении к административной ответственности.
http://www.garant.ru/news/826385/ Госавтоинспекция подтвердила, что ее сотрудники не будут применять ручные радары Госавтоинспекция подтвердила, что ее сотрудники не будут применять ручные радарыИнспекторы ГИБДД не будут применять мобильные средства фото-видео фиксации нарушений ПДД, иными словами, ручные радары. Ранее о таком ограничении сообщал ряд СМИ, в настоящее время информация подтверждена на официальном сайте Госавтоинспекции. Как отметил Министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев, это необходимо в целях предупреждения и пресечения коррупции, укрепления служебной дисциплины и законности в подразделениях Госавтоинспекции.
Вместе с тем, применение таких средств фиксации будет возможно в исключительных случаях. Соответствующее решение сможет принять только руководитель территориального органа МВД России субъекта РФ под личную ответственность. Причем порядок использования мобильных средств должен быть закреплен в ведомственных нормативных актах. Также должны быть приняты меры, которые не позволят сотрудникам Госавтоинспекции удалять записи правонарушений без соответствующего разрешения руководителя подразделения.
Таким образом, пояснила официальный представитель МВД России Ирина Волк, полный запрет на использование мобильных средств фото-видео фиксации нарушений ПДД не установлен. Она также отметила, что дальнейшее совершенствование программного обеспечения таких приборов позволит упростить процедуру контроля за их применением и соблюдением законности при осуществлении сотрудниками Госавтоинспекции своих обязанностей.
Указанные изменения не затронули использование стационарных камер – они по-прежнему будут фиксировать нарушения ПДД. Напомним, в начале июля вступил в силу федеральный закон, в соответствии с которым камеры стали обязательным элементом обустройства автодорог и железнодорожных переездов. Установлено, что такие устройства должны иметь функции фото- и киносъемки и видеозаписи (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 257-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
http://www.garant.ru/news/822481/ ПФР повысит пенсии тем пенсионерам, которые работали в 2015 году ПФР повысит пенсии тем пенсионерам, которые работали в 2015 годуВ августе текущего года пенсионерам, работавшим в 2015 году, будет выплачиваться пенсия в повышенном размере. Об этом ПФР сообщил на своем официальном сайте.
Как указал Фонд, максимальная прибавка при этом не может составлять более 222,81 руб., так как она ограничена тремя пенсионными баллами в денежном эквиваленте (с 1 февраля 2016 года стоимость пенсионного балла составляет 74,27 руб.). На такой перерасчет имеют право получатели страховых пенсий по старости и по инвалидности, за которых их работодатели уплачивали страховые взносы в 2015 году. Поясняется, что прибавка связана с ежегодной корректировкой размеров страховых пенсий работающих пенсионеров, которая осуществляется ПФР без каких-либо дополнительных заявлений от граждан. Она отличается от обычной индексации тем, что в случае с корректировкой прибавка к пенсии носит сугубо индивидуальный характер. Ее размер зависит от уровня зарплаты работающего пенсионера в 2015 году, а точнее от суммы уплаченных за него работодателем страховых взносов и начисленных пенсионных баллов.
Сообщается, что на эти цели до конца 2016 года ПФР дополнительно направит порядка 9 млрд руб.
Напомним, такой перерасчет без заявления пенсионера проводится по закону ежегодно с 1 августа (п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Добавим, что с 1 января текущего года индексация пенсий работающим пенсионерам была отменена. В апреле депутат Госдумы Борис Резник выступил с инициативой возвращения индексации для тех работающих пенсионеров, размер пенсии которых составляет не более двух прожиточных минимумов. В мае соответствующий законопроект был возвращен его автору по формальным основаниям.
http://nacot.ru/vesti-regionov/obzoryi-luchshix-praktik-po-orv-minekonomrazvitiya-rosii1.html Обзоры лучших практик по ОРВ Минэкономразвития Росии Уважаемые коллеги!
Благодарим Вас за активную позицию, внимание, проявляемое к публичным консультациям в рамках оценки регулирующего воздействия.
Для ознакомления с результатами нашей совместной работы направляем последние краткие обзоры заключений об ОРВ и сообщаем, что архив ежемесячных обзоров, начиная с сентября 2014 года, можно найти на сайте orv.gov.ru в разделе «Лучшие практики».
Краткий обзор по ОРВ (май 2016)
Краткий обзор по ОРВ (июнь 2016) (см. ссылки)
http://nacot.ru/vesti-regionov/prof-standartyi-obyazatelnyie-k-primeneniyu.html Профстандарты обязательные к применению Категории работников, которым Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными НПА РФ установлены требования к квалификации.
Работодатели обязаны применять требования к квалификации работников, установленные профессиональными стандартами - ст. 195.3 ТК РФ.
http://www.trudcontrol.ru/press/special-ocenka/24429/sout-pravoprimenitelnaya-praktika СОУТ: правоприменительная практика Аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда в наибольшей степени проведены в таких отраслях: добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; транспорт и связь; обрабатывающие производства. С какими сложностями столкнулись организации при осуществлении этих процедур? По состоянию на 1 января 2015 г. из 31,2 млн рабочих мест условия труда были оценены на 12,7 млн. В 2014-2015 гг. специальная оценка условий труда (СОУТ) была проведена в отношении 4,66 млн рабочих мест, на которых занято 6,6 млн работников в 152,1 тыс. организаций. При этом среднегодовая численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) составляет 33,6 млн чел. ...
Аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда в наибольшей степени проведены в таких отраслях: добыча полезных ископаемых; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; транспорт и связь; обрабатывающие производства. С какими сложностями столкнулись организации при осуществлении этих процедур?
По состоянию на 1 января 2015 г. из 31,2 млн рабочих мест условия труда были оценены на 12,7 млн. В 2014-2015 гг. специальная оценка условий труда (СОУТ) была проведена в отношении 4,66 млн рабочих мест, на которых занято 6,6 млн работников в 152,1 тыс. организаций. При этом среднегодовая численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) составляет 33,6 млн чел.
Вместе с тем темпы проведения СОУТ настораживают. В основном она проходит на средних и крупных предприятиях. На предприятиях, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, СОУТ может быть завершена в установленный законодательством срок. Основные риски, связанные с непроведением СОУТ, формируются на предприятиях малого бизнеса (включая микропредприятия).
Высока опасность того, что рабочие места на вновь зарегистрированных/ ликвидированных в 2015 г. предприятиях (фактически за пять лет состав малых предприятий обновляется, а на них занято 11,7 млн чел.) не будут охвачены СОУТ. При этом следует констатировать, что на сегодняшний день инфраструктура (т.е. организации и эксперты) для проведения СОУТ вполне достаточна. Значительная часть сложностей при применении Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон) связана с установлением гарантий и компенсаций. Вопросы возникают из-за неоднозначного толкования нормы ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.13 № 421-ФЗ о том, что условием неизменности компенсационного пакета, то есть мер, применяемых в отношении работников до вступления в силу данного закона, является сохранение условий труда, явившихся основанием для его назначения.
Основанием назначения компенсаций в соответствии с постановлением Правительства РФ № 870 была занятость во вредных или опасных условиях труда; при этом не было сделано различий между подклассами вредного класса условий труда. В связи с этим возникают вопросы – изменяется ли компенсационный пакет в случае улучшения подкласса вредного класса условий труда (причем вредные условия труда сохраняются)? Что является изменением (улучшением) условий труда (имея в виду, что изменение подкласса 3-го класса условий труда может быть обусловлено изменением критериев оценки, а не фактическим улучшением условий труда)?
Приведем несколько примеров судебных решений по данным вопросам. Так, Определением СК по гражданским делам Ивановского областного суда от 07.12.2015 по делу № 33-2796/2015 установлено, что изменение условий труда – это изменение организационных или технологических условий труда, то есть акцент сделан на факте каких-либо изменений в организации рабочего места, технологии производства. Аналогичный вывод содержится в Апелляционном определении СК по гражданским делам Смоленского областного суда от 27.10.2015 по делу № 33-3761/2015. Основанием применения ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.13 № 421-ФЗ, по мнению суда, является объективное улучшение факторов условий труда. Вместе с тем в большинстве судебных решений и определений суды исходят из того, что факт изменения условий труда считается установленным исходя из результатов СОУТ, и подтверждением улучшения условий труда является измененный класс условий труда.
В частности, Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 09.12.2015 по делу № 33а-16996/2015 содержит вывод о том, что изменение условий труда подтверждается результатами СОУТ. В постановлении Суда Еврейской автономной области от 23.06.2015 по делу № 4А-28/2015 также сказано, что улучшение условий труда – это уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда. Апелляционное определение СК по административным делам Свердловского областного суда от 30.09.2015 по делу № 33-14176/2015 содержит похожее: изменение условий труда подтверждается результатами СОУТ, а не реализацией плана по улучшению условий труда, внесением сведений об улучшении условий труда в трудовые договоры. При этом на иной трактовке улучшения условий труда (как фактической реализации мероприятий плана улучшения условий труда) в последнем случае настаивала государственная инспекция труда.
Еще одна группа вопросов связана со сроками реализации обязанности работодателя по проведению СОУТ. С учетом переходных положений ч. 6 ст. 27 Закона СОУТ может быть проведена до 31.12.2018, если иное прямо не установлено законодательством. Речь идет о случаях наличия рабочих мест, упомянутых в ч. 6 ст. 10 Закона.(см. текст далее)
http://www.trudcontrol.ru/press/special-ocenka/24424/metodika-snizheniya-klassa-usloviy-truda-pri-pr.... Методика снижения класса условий труда при применении работниками эффективных СИЗ Приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н утверждена Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом...
Приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н утверждена Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом. КАК ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СИЗ Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, определяет требования к процедурам оценки эффективности применяемых работниками средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878, и предоставляет возможность снижения класса (подкласса) условий труда при применении отдельных видов эффективных СИЗ.
Технический регламент Таможенного союза распространяется на средства индивидуальной защиты, независимо от страны происхождения, ранее не находившиеся в эксплуатации (новые) и выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Как известно, Методика направлена на решение проблемы отсутствия экономического стимула работодателей к обеспечению своих работников высокоэффективными СИЗ, что снижает эффективность практической реализации Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ и не способствует повышению степени защищенности здоровья работников.
Действие методики не распространяется на случаи:
• когда условия труда по результатам специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) отнесены к опасным, оптимальным или допустимым условиям труда, соответственно возможность снижения класса предусматривается только для вредных условий труда — 3 класса и его подклассов;
• когда работники используют СИЗ для защиты от загрязнений, а также СИЗ, в отношении которых применяется процедура декларирования соответствия установленным требованиям в порядке, определенном техническим регламентом.
Оценка эффективности СИЗ проводится экспертом организации по решению работодателя в ходе СОУТ. Она представляет собой оценку действующих у работодателя бизнес-процессов, направленных на использование СИЗ с целью уменьшения воздействия вредных факторов производства, и включает в себя:
• оценку соответствия наименования СИЗ и норм их выдачи наименованиям СИЗ и нормам их выдачи, предусмотренным Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» от 1 октября 2008 года № 541н;
• оценку наличия документов, подтверждающих соответствие СИЗ требованиям технического регламента;
• оценку наличия эксплуатационной документации и маркировки СИЗ, соответствующих требованиям технического регламента и комплектности СИЗ;
• оценку эффективности выбора и применения СИЗ.
Оцениваемые СИЗ должны иметь сертификат соответствия, подтверждающий их соответствие требованиям, установленным техническим регламентом. Средства индивидуальной защиты также должны иметь маркировку и эксплуатационную документацию, которые позволяют выявить основные параметры этих средств, обеспечивающие снижение воздействия на работников вредных производственных факторов. Кроме того, комплектность СИЗ должна соответствовать сопроводительным документам и эксплуатационной документации.
Оценка эффективности применения СИЗ включает оценку выбора и оценку использования СИЗ. Правильность выбора средств для конкретного рабочего места предполагается оценивать на основе следующих показателей:
• соответствие выданных СИЗ перечню вредных факторов производственной среды, идентифицированных на рабочем месте по результатам СОУТ;
• соответствие защитных свойств СИЗ классу (подклассу) условий труда, установленному в отношении вредных факторов производственной среды на рабочем месте по результатам СОУТ;
• соответствие СИЗ потребительским свойствам, удобству применения и индивидуальным размерам работника.
Комплексная оценка эффективности СИЗ проводится на основе балльной оценки каждого из показателей эффективности выбора и применения СИЗ (Вф, Вк, Ву, Во и Пв, Пи, Пнз, По, Ппз). В частности Вф — это показатель соответствия СИЗ, выданных работнику, перечню вредных производственных факторов на рабочем месте, а Пв — показатель соответствия времени использования СИЗ сроку гарантированного сохранения защитных свойств СИЗ при соответствующем хранение и уходе.
При оценке использования СИЗ предполагается учитывать следующие показатели:
• соответствие срока носки СИЗ времени гарантированного сохранения защитных свойств при соответствующем хранении и уходе, указанных в паспорте СИЗ или в эксплуатационной документации на СИЗ;
• своевременность проверки исправности (испытания) СИЗ (отметка, клеймо, штамп, протокол), как установлено нормативными документами и рекомендациями производителей СИЗ;
• проведение регулярных обучений и тренировок работников по правилам использования СИЗ на рабочих местах с учетом особенностей технологических процессов и по простейшим способам проверки работоспособности и исправности СИЗ;
• наличие случаев производственного травматизма на рабочих местах, связанных с использованием или неиспользованием СИЗ.
По результатам оценки эффективности СИЗ эксперт оформляет протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, для целей снижения класса (подкласса) условий труда. (см. текст далее)
http://www.kdelo.ru/news/378432-qqn-16-m8-04-08-2016-mintrud-razyasnil-poryadok-primeneniya-profstan.... Минтруд разъяснил порядок применения профстандартов В своем письме от 06.07.2016 №14-2/ООГ-6465 Минтруд рассказал о порядке применения профстандартов.
Профессиональные стандарты применяются в обязательном порядке в тех случаях, которые, как сказано в ч.1 ст.195.3 ТК РФ, оговариваются трудовым законодательством, иными федеральными законами и нормативными актами и устанавливают требования к квалификации, требующейся для эффективного выполнения должностных обязанностей. Профстандарты в этих случаях применяются в части указанных требований.
В тех случаях, когда исполнение должностных обязанностей работником предполагает предоставление дополнительных компенсаций и льгот или же наличие ограничений, установленных в соответствии с ТК или иными федеральными законами, квалификационные требования для этих должностей должны быть приведены в полное соответствие наименованиям и требованиям, фигурирующим в профессиональных стандартах или в квалификационных справочниках.
Для всех остальных случаев профессиональные стандарты являются документом, носящим рекомендательный характер.
В тех случаях, когда и квалификационный справочник, и профстандарт содержат наименования должностей, профессий, специальностей, у работодателя есть право самостоятельно определить, каким из этих двух документов следует руководствоваться. Это не относится к случаям, предусматриваемым федеральным законодательством или какими либо другими правовыми актами РФ.
http://www.prominf.ru/news-content/usloviya-truda-v-zharkuyu-pogodu-soglasno-trudovomu-kodeksu-rf УСЛОВИЯ ТРУДА В ЖАРКУЮ ПОГОДУ СОГЛАСНО ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РФ. По закону работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда, где в том числе замеряются параметры микроклимата помещений.
Если оценка условий труда не проводилась, то работники вправе обратиться в Управление Роспотребнадзора по Удмуртии с заявлением о проверке соответствия температуры воздуха на рабочем месте санитарно-гигиеническим требованиям. Согласно им, температура воздуха на рабочих местах при работах производимых сидя и сопровождающихся незначительным физическим напряжением, не должна превышать 25°C.
Если температура воздуха достигает 28,5 °C, рабочий день должен быть сокращён до 7 часов, 29°C – до 6 часов, 29.5 °C – до 5,5 часов, 30°C – до 5 часов, 30,5°C – до 4 часов, 31°C – до 3 часов, 31,5°C –до 2,5 часов, 32°C – до 2 часов, 32,5°C –до 1 часа. По соглашению с работодателем в жаркую погоду может быть организована работа удалённая или на дому.
http://www.prominf.ru/news-content/federalnaya-sluzhba-po-ekologicheskomu-tehnologicheskomu-i-atomno.... Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору информирует об авариях и несчастных случаях, по которым завершено расследование При выполнении буровых работ по добыче гипсового камня в карьере «Слюдяная гора» (26.06.2016 г., ООО «ЮжУралгипс», Оренбургская область) бурильщик получил травму, не совместимую с жизнью, вследствие удара буровой штангой бурильной установки на базе автомобиля КАМАЗ.
Несчастный случай произошел на территории Западно-Уральского управления Ростехнадзора.
Причины несчастного случая:
1. Неудовлетворительная организация производства работ:
•отсутствие проекта производства работ;
•допуск к работе лиц, не прошедших стажировку, обучение по безопасным методам ведения технологических процессов, проекта производства работ;
•отсутствие квалифицированных горнотехнических специалистов;
•не обеспечение безопасной организации работ, соблюдение работниками требований правил, норм, инструкций по охране труда и промышленной безопасности, должностных инструкций.
2. Отсутствие производственного контроля в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте.
http://www.prominf.ru/news-content/v-rostehnadzore-proshlo-soveshchanie-po-voprosu-provedeniya-vnepl.... В Ростехнадзоре прошло совещание по вопросу проведения внеплановых проверок нефтеперерабатывающих предприятий 29 июля 2016 года в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) прошло совещание по вопросу проведения внеплановых проверок нефтеперерабатывающих предприятий, которые не обеспечивают выработку товарных нефтепродуктов, но осуществляют экспортные поставки темных нефтепродуктов. Мероприятие прошло под председательством заместителя руководителя Ростехнадзора Светланы Радионовой. В нем приняли участие руководители территориальных управлений Службы, представители Федеральной таможенной службы (ФТС), руководители нефтеперерабатывающих предприятий.
Внеплановые проверки будут проводиться во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Аркадия Дворковича.
Открывая совещание, Радионова заявила, что Ростехнадзор проведет проверки согласно законодательству Российской Федерации. «Мы сейчас серьезно загружены плановыми проверочными мероприятиями, но поручение Правительства выполним с высоким качеством проверок», – отметила она.
Радионова рассказала, что Ростехнадзор составил перечень нефтеперерабатывающих предприятий, которые не обеспечивают выработку товарных нефтепродуктов, но осуществляют их экспорт. На данный момент в него входит порядка 60-ти организаций. В частности, такие крупные, как Туапсинский НПЗ, комплекс Усть-Луга, Афипский НПЗ, Краснодарский НПЗ, Яйский НПЗ, Ильский НПЗ, Новошахтинский НПЗ, Марийский НПЗ и другие. «Появились организации, которые заявлены как производители нефтепродуктов, а у нас в реестре особо опасных объектов (ОПО) не числятся. По результатам этих проверок мы разберемся, как это возможно», – пообещала заместитель руководителя Ростехнадзора.
«Еще раз хочу подчеркнуть, что наша Служба будет работать в публичной плоскости. Есть законодательство, и мы его строго придерживаемся. Подход для всех организаций будет одинаковым. Настоятельно советую руководителям предприятий ознакомиться с нормативной базой для понимания, что мы будем спрашивать при проведении проверочных мероприятий», – заявила Радионова.
Она рассказала, что в данный момент составляется график проверок. «Сейчас я вас призываю к дискуссии, – обратилась Радионова к руководителям нефтеперерабатывающих производств. – Вы можете задавать все интересующие вас вопросы, высказывать своем мнение. Как только мы выйдем на проверки, мы будем действовать в рамках нормативно-правовых актов и административных регламентов».
«Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча снимет напряженность и внесет ясность в действия Ростехнадзора по исполнению поручений Правительства», – отметила заместитель руководителя Службы.