Анализ изменений, внесённых в закон о Специальной оценке условий труда (№426-ФЗ) - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Академия

Анализ изменений, внесённых в закон о Специальной оценке условий труда (№426-ФЗ)

Анализ изменений, внесённых в закон о Специальной оценке условий труда (№426-ФЗ)

Изменения в 426-ФЗ были внесены первого мая этого года, Федеральным законом №136-ФЗ.

Согласно пункта 2 части 2 статьи 4, теперь работодатель, предоставляя информацию организации, которая будет проводить специальную оценку, должен представить предложения работников об идентификации на их рабочих местах потенциально вредных и(или) опасных производственных факторов. Таким образом, если работник считает, что на его рабочем месте существует вредный опасный фактор – вибрация, например – он должен представить работодателю письменное предложение с описанием фактора, которое тот обязан передать спец. оценщикам.

Следующее изменение коснулось пункта 3 части 2 статьи 6. Организация, проводящая специальную оценку, освобождена от необходимости применять методы исследований (испытаний), прошедшие проверку в Федеральном фонде по обеспечению единства измерений.

Далее, в пункте 1 части 6 статьи 10, изменён вид пенсии: идентификация не проводится в отношении рабочих мест, включённых в списки, по которым осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости, вместо трудовой пенсии.

В десятую статью Закона добавлена новая часть 8, где перечисляется ряд действий, которые эксперт организации, проводящей спец.оценку, может применять для определения перечня для части 7.

В статье 11, пункт 5, добавили новый критерий, по которому декларация соответствия условий труда может прекратиться, а именно, если в ходе проведения проверки были выявлены нарушения прав работника  в области охраны труда, занятого на определённом рабочем месте.  

 Важные изменения затронули часть 7 стати 14 – теперь понижать класс (подкласс) условий труда больше чем на одну степень, можно только после согласования с федеральным органом исполнительной власти, вместо территориального.

Для составления отчёта о результатах проведении специальной оценки, согласно статьи 15, теперь нужно предоставлять протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты, применяемых работниками, занятых на работах с вредными условиями труда и прошедшими обязательную сертификацию, проводимую с целью снижения класса или подкласса условий труда (если такая оценка имела место быть).

Дополнили статью 15, добавив часть 5.1. В ней говорится о необходимости организации, которая получила утверждённый отчёт о проведении спец.оценки, уведомить об этом любым доступным образом компанию, проводившую у неё специальную оценку. Кроме того, направить в адрес этой компании заказное письмо (с уведомлением, либо электронное письмо с электронной подписью), с приложением копии утверждённого отчёта.

Теперь, для инициации проведения внеплановой оценки условий труда, работодателю достаточно нарушить любые требования, касающиеся охраны труда, которые содержатся в ФЗ или НПА Российской Федерации (п.2 ч.1 ст.17).

Добавили приятное для многих организаций нововведение – ч.3 и ч.4 ст. 17 теперь разрешает не проводить внеплановую спец.оценку в случае изменения ФИО руководителя, названия рабочего места, формы собственности организации. Тем не менее, запрещены ухудшения условий труда до подачи отчёта о проведении проверки.

Множество изменений внесено в ст. 18 - в ч.1 добавили, что в Федеральную государственную информационную систему учёта не нужно передавать материалы, содержащие государственную тайну, или любую иную тайну, охраняемую законом.  В адрес информационной системы учёта нужно будет представлять информацию о снижении класса (подкласса) (подпункт «д»); основание для формирования прав работников, занятых на рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости (при наличии таких прав) (подпункт «е»). Введён подпункт «и» - нужно представлять сведения о принятии федеральным органом решения о прекращении действия декларации об условиях труда.

Статьей 21 определено, что в реестр организаций, помимо всего прочего, необходимо вносить информацию  о наименовании и месте нахождения филиалов и представительств организации.

Так же увеличили срок проведения специальной оценки для принятых в эксплуатацию новых рабочих мест – с 6 месяцев до 12.

В заключении, декларированию теперь подлежат не только рабочие места, на которых не выявлены вредные или опасные факторы, но и те, на которых условия работы признаны оптимальными или допустимыми.

Кузьмин Н.С.

Комментарии

20 мая 2016 13:30
Цитата

нужно предоставлять протокол оценки эффективности средств индивидуальной защиты, применяемых работниками, занятых на работах с вредными условиями труда и прошедшими обязательную сертификацию, проводимую с целью снижения класса или подкласса условий труда
Это, наверно, опечатка - это не рабочие используют СИЗ для защиты от вредных факторов (в соответствии с научно-обоснованными требованиями к выбору и к организации применения). Это, теперь, работодатели используют СИЗ для снижения классов (подклассов) условий труда.

Нет, не только для этого!
(Текстильный вестник 2006-03-14, три дубль вэ точка cotton.ru/cgi-bin/vestnik/article.pl?id=39792):

Цитата

Считается, что на обеспечение одного работника СИЗ в России тратится около $60 ...   Кроме того, характерной чертой рынка остается высокий уровень 'откатов'. 'Мы в рамках ассоциации очень серьезно заняты защитой от коррупции, которая на этом рынке очень сильно выражена, - объясняет Юрий Сорокин. - Чтобы выиграть тендер или просто получить заказ, надо иметь значительные средства. Если вы спросите любого члена ассоциации, сколько ему приходится платить в качестве 'отката' , он, конечно, ничего не ответит. Но проблема стоит крайне остро. На самом деле это 20-40 % от стоимости контракта'.
А средства на закупку СИЗ (и на откаты, конечно!) - теперь можно взять из отчислений в ФСС. Вот для чего СИЗ на самом деле нужны!!!

Чтоб до такого додуматься - тут и обучения в ВУЗе может оказаться недостаточно, тут особый ум нужен...
20 мая 2016 20:40
Ссылка в части 4 статьи 15 на пункт 4 части 1 этой статьи излишне указана - она противоречит части 4 статьи 10, так как при идентификации условий труда измерения производственных факторов не проводятся, а значит не может в априори быть протоколов измерений. Минтрудовские законороженцы снова увлеклись словами "идентификация", "идентифицировать". В итоге ограничили право работника на получение объективной информации о состоянии условий труда: "добавкой" в пункт 2 части 1 статьи 5 право работника ограничили при обращении к работодателю, его представителю, организации, проводящей специальную оценку условий труда, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда только возможностью внесения предложения по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов! При применении положений закона следует эти положения понимать так, как они прописаны, не допуская их расширенное толкование. То есть работник не может как раньше предложить провести измерение уровня конкретного, на его взгляд, вредного производственного фактора - только идентификацию, которая благодаря ссылками в классификаторе, имеет массу условностей-ограничений для проведения измерений отдельных факторов. Сиди чувак в "безвредном" офисе в полутьме, мерзни зимой и парься летом, потому что твой работодатель экономит на энергоносителях (в селах это как правило).

Оставить комментарий

Защита от автоматических сообщений
Загрузить файл