Декларирование соответствия условий труда требованиям охраны труда на рабочих местах, на которых по результатам измерений условия труда признаны допустимыми – это, пожалуй, тема номер один с начала 2016 года, которая обсуждается в кулуарах специалистов и экспертов охраны труда. А стоит ли? А есть ли смысл?
В настоящее время такое декларирование распространяется только на рабочие места с оптимальными условиями труда, то есть на такие, где вредные (а также и опасные) производственные факторы отсутствуют. Само собой разумеющееся, что подогнать рабочее место под такие параметры очень сложно, а скорее всего просто невозможно, поэтому сейчас декларирование – это попросту пустое место.
Скорее всего по данной причине министерство и решило расширить круг рабочих мест, подлежащих декларированию. Также и сам замминистра труда и социальной защиты на заседании Государственной думы пояснил, что действительно, законопроект, который вносит изменения в существующий Федеральный закон о спецоценке, направлен на послабления для бизнеса, которые они так давно ждали. Все это позволит реально сэкономить, уверены в министерстве.
Но так ли это на самом деле? По экспертным оценкам, опять же из Минтруда, принятые изменения позволят оставить в кармане организаций аж 6 миллиардов рублей на всех. Сумма приличная, высчитали ее так. Так как по расчетам Минтруда под послабления попадет очень большое количество субъектов бизнеса, примерно 30 % от общего числа рабочих мест, а в абсолютных цифрах это 15 миллионов рабочих мест, после проведения специальной оценки условий труда будут отнесены к рабочим местам с допустимым условиям труда. Ведомство исходит из того, что стоимость проведения специальной оценки условий труда, в данном случае уже повторной, будет стоить 400 рублей (!!!), поэтому и сумма экономии вытекает в 6 миллиардов рублей.
О том, что министерство глубоко заблуждается при расчете стоимости проведении спецоценки условий труда одного рабочего места, известно еще со времен аттестации рабочих мест, то есть реальная картина далека от того, что видят чиновники. Конечно, можно найти спецоценку и за 400 рублей/место, но в качестве ее приходится усомниться.
Специалисты по охране труда, которые непосредственно «варятся» в проведении спецоценки, относятся скептически к процедуре введения декларации, не потому, что не хочется сэкономить, а потому что сделать это очень сложно, как правило штатное расписание, особенно в условиях кризиса, а такие условия чуть ли не перманентны, меняется очень часто, меняются названия должностей, добавляются обязанности, то есть результаты специальной оценки условий труда приходится постоянно пересматривать. Фактически задекларировать удастся лишь малую толику имеющихся рабочих мест.
Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» за пару лет своего фактического действия уже претерпел немало изменений и несколько редакций, последняя ли эта? Вряд ли. Причем изменения существенные, работодатели должны подстраиваться, неужели заранее было непонятно, что декларирование на основе оптимальности практически невозможно и понадобилось два года, чтобы признать это и смягчить закон. Что ж, пусть так.
В настоящее время
законопроект уже прошел стадию первого чтения и был принят, но с условиями переделок, предоставленными в течение месячного срока. Сомнений не вызывает, что в конечном итоге изменения вступят в силу, а работодатели получат дополнительную возможность «сэкономить».
Комментарии
Очень интересно, а как тогда фирма (которая проводит СОУТ) получила все необходимые разрешения на право проведения спецоценки?
Ко мне тоже такие вот приезжали, две девушки с одним прибором))) Прибором измерения освещенности. Заплатили за каждое РМ по 1200р. Все РМ имеют статус "2" допустимые условия труда. Специалисты (проводившие спецоценку) нулевые, на вопросы просто красиво улыбаются.
Я не понимаю разницы между 400р и 2000р за одно РМ, если организация проводящая СОУТ выполнила все условия, аккредитация, лаборатория и включение в единый реестр по единому стандарту, если он вообще есть. И что значит опыт специалиста более 10 лет в проведении СОУТ, если приказу и методике всего пару лет. По принципу АРМ тоже включается в стаж? Или у нас есть учреждения, которые обучают людей и выдают дипломы со специальностью "специалист проведения СОУТ" ? Или можно прослушать лекцию и после стать спецом в проведении? Тогда, опять же, откуда разница в цене? Что, тоже от цены на $ зависит?
"Специалисты по охране труда, которые непосредственно «варятся» в проведении спецоценки, относятся скептически к процедуре введения декларации"
Специалистов по ОТ, да и просто специалистов начали слушать? Завтра снег выпадет, чувствую.
Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» за пару лет своего фактического действия уже претерпел немало изменений и несколько редакций, последняя ли эта?
Это стало нашей новой национальной забавой. Когда дойдёт, что СОУТ не работает, придумают новые правила. Была АРМ, сейчас СОУТ, потом ХР-ПСА (Хочешь Работать - Проведи Сам Аттестацию).
СОУТ же сплошная фикция!! классификатор чудовищный, методика и того страшней... с СИЗами ваще полный ужас.. сочиняли-сочиняли методику снижения КУТ, в итоге ни толком наличие СИЗ на РМ и адекватных рекомендаций по их выдаче нет (не оценивают), ни приличной "работающей" методики...
а что Вы намерены делать с неуклонным непрекращающимся ростом рабочих мест с вредными и / или опасными условиями труда, которые вносят основной вклад в высокую смертность и (проф)заболеваемость работающего населения РФ ???
Ничего не собираетесь делать (кроме как: не регистрировать последствия + упростить порядок получения гражданства и ввести в ЕГЭ китайский язык) ???
Предлагаю сравнить 2 документа: Методику СОУТ и Руководство Роспотребнадзора Р 2.2.1766-03 по оценке профессионального риска для здоровья работников (далее - Руководство).
Руководство вступило в действие 1 ноября 2003 года. Напомню, в то время активно велись переговоры о вступлении в ВТО, шло реформирование законодательства под стандарты ВТО, вышел "рыночный" Ф/з "О техническом регулировании" .
Роспотребнадзор - это согласованное с ВТО ведомство с особой миссией. Оно действует не только в сфере гигиены труда, но и в сфере закона о правах потребителей, "безопасности здоровья" при техническом регулировании через "запрет на импорт".
Руководство Роспотребнадзора Р 2.2.1766-03 ссылается на позиции ООН, ВОЗ (всемирная организация здравоохранения), МОТ (международная организация труда) в части оценки профессионального риска на рабочих местах. Таким образом можно сказать, что в документе - международный опыт по оценке условий труда. Одна из целей Руководства - ОБОСНОВАНИЕ мер профилактики.
Согласно п.2.2. Руководства - результаты АРМ (с 01.01.2014 - Специальной оценки условий труда - СОУТ) являются "исходными данными" для оценки профессионального риска. Получается - Методика СОУТ- один из этапов, прописанных в авторитетном Руководстве.
Особенностью Руководства (в отличии от Методики СОУТ) является комплексное исследование рабочих мест, изучение травматизма, учет не только индивидуального риска, но и группового (коллективного) риска, что очень важно, к примеру, для строителей, сельхозпроизводителей, обрабатывающей отрасли, где работают звеньями и бригадами. Коллективный труд -это и есть "технология". По статистике именно в этих отраслях - самый высокий травматизм.
Поэтому Методика СОУТ и не работает, так как процесс оценки всего лишь "один из этапов", образно говоря - "одно колесо в телеге".
Полагаю, при таком положении Методики СОУТ замеры не повредят, но присваивать класс условий труда и штрафовать - просто некорректно.
С уважением,