В минувший вторник 4 августа 2015 года состоялось заседание Правительства РФ, ключевым вопросом повестки дня которого стал вопрос о совершенствовании законодательного регулирования в сфере охраны труда. Открыл заседание Д.А. Медведев и после короткого вступления «о наболевшем», точнее, о санкциях, плавно перешёл к охране труда.
В своем выступлении председатель Правительства РФ с удовлетворением сообщил о положительной тенденции – двукратном снижении уровня травматизма в стране за последние десятилетие, отметив при этом, что работу по снижению уровня травматизма нужно продолжать, сделав акцент на профилактику производственных травм и заболеваний.
Глава Правительства выделил четыре основных направления работы. Первое – выяснить «как применять механизм спецоценки условий труда, чтобы понимать, нужны ли корректировки законодательства». Что и говорить, «в яблочко» - систему придумали, внедрили, все взяли «под козырек»… выполняют, но вот как применить ее результаты на практике до конца еще поняли. Так что теперь задача номер один – найти правильное применение СУОТ. Что ж, задача поставлена, и это уже хорошо.
Второе - «внедрение так называемого риск-ориентированного подхода на производстве, который позволяет объективно оценивать профессиональные риски на каждом рабочем месте.
В-третьих, улучшение службы профессиональных патологий, чтобы выявлять профессиональные болезни на ранних стадиях».
Четвертый пункт связан с совершенствованием системы социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, направленных на переход от возмещения ущерба к профилактике.
Понимание всей важности этих вопросов на столь высоком уровне очень радует и вселяет надежду на то, что охрана труда в России будет жить.
После Медведева с основным докладом выступил Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М. А. Топилин. Начал он с гордых заявлений о том, что Россия по уровню смертности на производстве лишь незначительно превосходит развитые экономики Европы, а по сравнению со странами БРИКС и вовсе выглядит передовиком. Далее представил слушателям краткий отчет о проделанной работе, в частности о внедрении СУОТ и механизмов декларирования условий труда. А после перешел к наиболее интересной части своего доклада, в частности, обозначил основные задачи, стоящие перед министерством на следующую пятилетку.
Министр сообщил о планируемых изменениях в Трудовом кодексе РФ, которые будут предусматривать обязанность всех сторон трудовых отношений «на постоянной основе выявлять и исключать опасность травмирования и заболевания», а не просто соблюдать требования охраны труда. Он также сообщил о планах полностью отказаться от списочного состава и перейти к гарантиям и компенсациям на основе реальной оценки условий труда.
Неожиданным для многих оказалось заявление Топилина о готовности ослабить нормы и стандарты по охране труда для представителей микро- и малого бизнеса. И это именно то, чего малый бизнес уже давно ждал от Правительства. Какие именно «поблажки» будут даны малым предприятиям, министр не сообщил, но отметил, что при этом требования к охране труда и здоровью работников на производстве должны будут соблюдаться неукоснительно.
Вторым важным сообщением стали планы о внесении до конца 2015 года предложений об изменениях в ФЗ №125. Смысл в том, чтобы выявлять первичные признаки профзаболеваний на ранних стадиях, проводить своевременную реабилитацию работников и выводить их из вредных условий труда, дабы потом не платить компенсации и не предоставлять гарантии за заработанное профзаболевание. При этом, по заявлению Топилина, страховые взносы должны будут остаться на прежнем уровне дабы не повышать нагрузку на бизнес.
Еще одним интересным заявлением стала новость о предложениях Минтруда РФ увеличить с 2016 года части тарифов страховых взносов по несчастным случаям на превентивные меры с 20 до 30%.
Ну и последнее новшество, о котором Максим Топилин поведал на заседании Правительства РФ, стали планируемые изменения в работе госинспекций по труду. Если точнее, Минтруд предлагает работодателям перейти на режим внутреннего контроля и режим самоинспектирования. Предполагается, что работодатели смогут сами оценивать условия труда у себя через так называемые проверочные листы, а реализована данная идея будет через специализированный интернет-сервис, который позволит осуществлять самооценку и получать заключение и консультации от инспекций труда для опять же самостоятельной корректировки на производстве. Даже название этому сервису уже придумали – «Электронный инспектор». Ох уж эти электронные сервисы… дорого они обходятся налогоплательщикам, можно только надеяться, что о данном проекте узнают все с лучшей стороны.
Скачать справку "О состоянии охраны труда в РФ по состоянию на август 2015 года"
Комментарии
изменениях в ФЗ №125. Смысл в том, чтобы выявлять первичные признаки профзаболеваний на ранних стадиях, проводить своевременную реабилитацию работников и выводить их из вредных условий труда, дабы потом не платить компенсации и не предоставлять гарантии за заработанное профзаболевание. При этом, по заявлению Топилина, страховые взносы должны будут остаться на прежнем уровне дабы не повышать нагрузку на бизнес.
Слов много, а толку только 0.
А это что вообще такое:
Берутся 10 гос.предприятий и проводится СОУТ от начала до конца, а потом уже делать выводы и не просто в своём кабинете и с умным видом писать плюсы и минусы закона-мероприятий, а оторвать свою министерскую, зам.министерскую, помощника зам. министерскую, советника помощника зам.министерскую..... и не с директорами говорить, а со специалистами по ОТ и самими работниками. Что изменилось, какие недостатки, что подправить, где доработать. И после всей проведённой работы, а это не простая работа, делать выводы!
И отстаньте уже от рабочего класса, бедных шахтёров, которые еле еле до пенсии доживают. Ну а про наши Российские, да и вообще, медосмотры я уже писал. Ни один здравомыслящий человек врачу никогда не скажет, что мол ой всё болит! Т.к. ему "денюжка" нужна, ему работать надо. Очереди, нервотрёпка... а должно быть так - пришел работник с организации на медосмотр, ему укольчик в пальчик и через 10 мин результат про все заболевания, которыми он болел вплоть до 5-го колена и которыми он может заболеть. Баночку, баночку под мочу, молодой человек, забыли.... XXI век, а мы в баночку "писяем".
Электронный инспектор, а что сейчас такой проверки нет? А квартальные, полугодовые, годовые отчёты тогда куда деваются? В гейропу отправляются, народ пугать?
p.s. позже допишу, в уч.центр еду)
Основным показателем совершенства законодательства является его соответствие здравому смыслу, практике и научным положениям!!!
Почитала комментарии :appl2: надо Правительству выездные совещания проводить с участием СОТов, чтобы знать "о наболевшем", а не заниматься словоблудием
Какие к чёрту первичные признаки на ранних стадиях? Наши врачи ОРЗ будут сутки выявлять, а тут профзаболевания.
В своей справке Минтруд РФ уточняет, причем дважды, как будто оправдываясь, что ежегодное увеличение количества рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда обусловлено не ухудшением условий труда на уже наблюдаемых рабочих местах, а выявлением вредных (опасных) условий труда на ранее не исследованных рабочих местах. В принципе это так и должно быть: увеличение объемов исследованных рабочих мест ведет к увеличению числа выявленных рабочих мест с плохими условиями труда. Вот и за 2014 и текущий период 2015 года, как указано в справке, проведена оценка на 2 млн. рабочих мест, и к рабочим местам с плохими условиями труда прибавилось ещё более пятисот тысяч. Нетрудно спрогнозировать, что если же оценка будет проводиться такими же темпами, то каждый год мы будем прирастать на полмиллиона в течение 12 последующих лет. Но правительство планирует ввести в ближайшие годы еще более 20 млн. рабочих мест, которые также подлежат оценке, причем, в первую очередь. Поэтому процедура оценки может еще более затянуться на многие годы, если не на десятилетия. Завидная перспектива, однако.
Почему-то в справке не приводятся данные, на скольких рабочих местах и для скольких работников условия труда сделали нормальными, или хотя бы были улучшены. Неужели такой статистики не ведется? Или может стыдно приводить эти данные? Ведь именно по этим основным показателям можно судить о реальном положении с охраной труда.
Институт специальной оценки условий труда, сформированный в 2013–2014 годах «в целях обеспечения безопасных условий труда», на самом деле направлен на эти цели довольно ограниченно - только для решения задач в рамках предупреждения профессиональных заболеваний, а не предупреждения производственного травматизма и обеспечения безопасности труда в целом. К тому же существующая СОУТ настолько сырая, что с ней просто опасно работать как работодателям, так и экспертам организаций, проводящим эту оценку. Даже в принципиальных моментах нет единого подхода и однозначных позиций. Так что, рано ещё бить в литавры, трубить в медные трубы и петь хвалебные оды.
Медведев, как всегда, подошел к проблеме охраны труда мудро и кратко и четко изложил, как в апрельских тезисах, что надо делать. И вот, оказывается, что сначала надо понять, как применять «изобретенный велосипед». Напрашивается естественный вопрос, а зачем надо было его изобретать, если непонятливому начальству, путающему СОУТ с СУОТ, не разжевали, для чего и как на нем ездить? Однако задача №1 Медведевым поставлена, и это хорошо! Кстати, интересно, Медведев, как руководитель организации, аттестован на знание норм и правил в области охраны труда?
Второе – внедрение риск-ориентированного подхода для оценки профессиональных рисков. Но, по-моему, прежде чем что-то внедрять, нужно сначала это что-то заиметь. К сожалению проблема внедрения оценки профессиональных рисков у нас находится в эмбрионном состоянии, так как самой оценки по сути до сих пор нет. И если для создания СОУТ была хоть какая-то основа, практические наработки по АРМ в течение двух десятков лет, то в ОПР, как говорится, «еще конь не валялся». Так что с задачей её внедрения Медведев явно поспешил. Дай бог разобраться бы сначала с нормативными требованиями к опасным производственным объектам.
В-третьих, улучшение службы профессиональных патологий, чтобы выявлять профессиональные болезни на ранних стадиях. Сказал и сам, наверное, не понял, что сказал. Если это касается медицинских служб, занимающихся профессиональными патологиями: центрами профпатологии и т. п. Так они итак неплохо занимаются выявлением профессиональных болезней, в том числе на ранних стадиях. Но задача то как раз должна быть другой – выявления начальных признаков профессиональных заболеваний, пока это заболевание даже на ранней стадии ещё не наступило. Но этим занимаются другие – врачебные комиссии лечебных учреждений при проведении медицинских осмотров. Именно здесь нужно улучшать работу по проведению периодических профилактических медицинских осмотров. Почему в других странах, например, в США работодатель направляет работника, занятого работой с производственной вибрацией, каждые полгода, а если надо и чаще, к специалисту-профпатологу? Да потому что он крайне заинтересован предупредить заболевание у работника и не подвергать себя риску, иначе он потерпит миллионные убытки по возмещению вреда здоровью. Но у нас то этого нет. Так что, чтобы был толк, нужно не службу улучшать, а правильно организовать профилактику профессиональных заболеваний. И в этом плане, четвертый пункт направления, будет как раз кстати. Страхование должно быть инструментом не только компенсаций ущерба для здоровья, а прежде всего, его профилактики.
В целом оно отличается декларативными и демагогическими заявлениями.
Заявления Топилина о том, что Россия по уровню смертности на производстве лишь незначительно превосходит развитые экономики Европы, а по сравнению со странами БРИКС и вовсе выглядит передовиком, пусть остаются на его совести. Как известно, наши чиновники неплохо умеют манипулировать цифрами. Наиболее высокий травматизм в том числе и смертельный, у нас в строительной отрасли. А в ней если не основной, но значительный контингент представляют гастарбайтеры. Они также есть и в других отраслях с высоким уровнем травматизма: сельском хозяйстве, горно-добывающей, лесозаготовительной, рыболовной промышленности. Как правило – это малоквалифицированные кадры, выходцы из азиатских республик бывшего Советского Союза, Молдавии, Украины и других азиатских стран, в том числе, БРИКС. Точное число их в России неизвестно, несмотря на предпринимаемые усилия вести их строгий учет, особенно в частном секторе экономики. Соответственно отчетные цифры по травматизму не могут быть корректными по определению.
Далее представил слушателям краткий отчет о проделанной работе, в частности о внедрении СУОТ и механизмов декларирования условий труда.
Уж лучше бы не заикался о работе по внедрению СОУТ, так как практика в СОУТ - это сплошная головная боль и ходьба по минному полю. А о внедрении механизмов декларирования, стоило бы вообще молчать. Чего только стоит так называемые разъяснения о порядке декларирования, сделанные его чиновниками, во многом противоречащие содержанию его же Приказа от 07.02.2014 80н. В частности, «разъяснения», данные Сергеевым в письме от 23 июня 2014 года № 15-1/В-724, которые за неимением места нет смысла здесь приводить.
Планируемые изменения в Трудовом кодексе РФ, которые будут предусматривать обязанность всех сторон трудовых отношений «на постоянной основе выявлять и исключать опасность травмирования и заболевания», а не просто соблюдать требования охраны труда – еще один очередной «прожект». Прежде, чем выявлять опасности травмирования и заболевания без опоры на соблюдение нормативных требований, следует разработать оценки рисков, причем, с простыми и удобными расчетами показателей, а не по формулам из высшей математики. Только после этого можно предлагать введение нормативных требований в закон. Пока же у нас просто не соблюдаются существующие требования охраны труда, которые зачастую итак невозможно соблюдать. Поэтому давно пора пересмотреть правила и нормы и избавиться от драконовских или лишних, избыточных требований и не только для малых и микропредприятий. Хорошо, что необходимость этого доходит наконец-то до министерства.
Но отметил, «что при этом требования к охране труда и здоровью работников на производстве должны будут соблюдаться неукоснительно».
Если допускается мысль, что требования могут даже просто не соблюдаться, а не только «неукоснительно», то это уже не требования, а пожелания и рекомендации. Так зачем об этом говорить, да ещё с таким пафосом?
При этом, по заявлению Топилина, "страховые взносы должны будут остаться на прежнем уровне дабы не повышать нагрузку на бизнес".
Вряд ли будет правильным решение не увеличивать страховые взносы, чтобы не повысить нагрузку на их бизнес для тех работодателей, у кого имеются рабочие места с плохими условиями труда. Иначе их не заставить их улучшать, и они будут продолжать калечить своих работников. Нужно совершенствовать саму систему страхования, которая должна иметь оптимальные варианты, применяемые индивидуально к работодателям.
Новость о предложениях Минтруда РФ увеличить с 2016 года части тарифов страховых взносов по несчастным случаям на превентивные меры с 20 до 30% уже давно с бородой. Минтруд каждый год её заявляет, причем ранее заявленные ставки были еще больше – до 40%, но воз, как говорится, и ныне там. Если же действительно развивать и совершенствовать систему страхования и заниматься охраной труда, то нужно возвращать работодателю выплаченные и неизрасходованные им страховые суммы в значительно большем объеме.
Идея о том, что работодатели смогут сами оценивать условия труда у себя через так называемые проверочные листы – это старая сказка на новый лад. Работодатели не только могут, но и обязаны в соответствии с трудовым законодательством обеспечивать нормальные условия труда работников у себя в организации и соответственно контролировать и проводить их оценку. Зачем же ломиться в открытую дверь? Ну а проверочные листы – это уже антураж. Могут быть и контрольные листы или листки, журналы, блокноты, протоколы, акты проверки и прочее. В СУОТ (OHSAS) предусмотрены так называемые записи. Другое дело, что функции ГИТ следует реорганизовать, делая упор по большей части не на фискальные, инспекционные, надзорные и санкционные, а на консультативные, доверительные, профилактические. От них больше толка. Многие умные ГИТ так и работают.
У нас в большинстве помещений летом температура воздуха уверенно держится на отметке 35-36 градусов, а влажность достигает значений порядка 90%. Поскольку в каждом помещении висели гигрометру со шкалой до 50 градусов, любой работник мог в этом убедиться. Всему руководству говорили об этом неоднократно.
Руководство нашло "мудерное" решение данной проблемы - сменила гигрометры, на новые со шкалой до 25 градусов. Теперь, по крайней мере в отношении температуры, все нормально....
На мой взгляд, основная идея предложений М.Топилина заключается в том. чтобы максимально снять с работодателя обязанности по обеспечению работникам нормальных условий труда. Ведь если есть возможность "выявлять первичные признаки профзаболеваний на ранних стадиях, проводить своевременную реабилитацию работников и выводить их из вредных условий труда, дабы потом не платить компенсации и не предоставлять гарантии за заработанное профзаболевание", то в 100% случаев, работодатель будет не столько проводить реабилитацию работников и т.п., сколько просто избавляться от таких работников всеми доступными способами.
Я чиновник, который связан с государственным управлением охраны труда. Поэтому с обсуждаемым правительственным заседанием у меня связаны надежды, что на охрану труда удастся нам "низам" (специалистам в отделах) обратить внимание "верхов" (правительственных) в регионах. Москва и регионы - это небо и земля. После таких заседаний возникает возможность что-то попытаться изменить, в первую очередь, в организациях малого бизнеса и организациях, расположенных в дали от региональных и районных центров. В глуши свои "князьки-бизнесмены" творят, что захотят, а власть ими "содержится", на малые предприятия "контролеры" стараются не ходить, так как если и найдут нарушения и выпишут штраф, так резко закрываются и открываются под новой вывеской с трехлетней "защитой" от проверок. Поэтому там используется наемный труд как рабский. Какая СУОТ или СОУТ в них? Не нравится - дверь открыта за ворота. А куда деваться в глуши, если в округе на несколько сотен километров нет заработка, кроме как воровство. Однако есть возможность это изменять, но только доходит до "верхов"... - заканчивается грозным покачиванием указательным пальцем и суровыми словами. Мы "низы" власти - молодцы, что подняли такой важный вопрос для обсуждения, но... Госинспектор труда либо на "подножном корме" либо не получает "благословения на контрольное мероприятие" от прокуратуры, которая всегда на "подножном корме". Либо еще один пируэт. Прокуратура посылает на "контроль" госинспектора, который добросовестно всё выявит, а потом спускает на госинспекцию всё выявленное как халатность госинспеции, которая довела до такого безобразия ситуацию отсутствием должного контроля - в итоге "опытный" инспектор выявляет "мелочи". Поэтому если как-то и удается растормошить "осиное гнездо", то под "раздачу" попадают только те, кто не имеет или не умеет заводить "связей". Всё же при таком раскладе многим работникам достаются некоторые улучшения труда. К сожалению, это не изменяет систему эксплуатации наемного труда.
Главная проблема, которая так и не была озвучена на заседании, - сокращение количества Специалистов (исполнителей хватает) по охране труда. Сегодня охраной труда всё больше занимаются "посторонние" люди, начиная с министерств. В организациях - это пытающиеся выжить пенсионеры, в государственных и муниципальных структурах - менеджеры, задача которых отчитаться с "правильными" цифрами (к сожалению, где я работаю, также пошли по этому пути после смены заместителя руководителя ведомства, курирующего вопросы труда, "технаря" на "экономиста"). Специалисты (с большой буквы) по охране труда сегодня редкость. Есть среди них и молодые, у которых можно учиться и "старым защитникам охраны труда". Но... труд Специалиста по охране труда не ценится, работодатели используют их как подсобных специалистов. Я, как чиновник, стараюсь "засветить" таких Спецов на региональном уровне и, прежде всего, перед его работодателем представить как помощника работодателя, а не как его подчиненного. Во многом удается: многие специалисты (инженеры) по охране труда стали замами руководителя организации либо стали руководителями служб охраны труда, подчиненные непосредственно руководителю организации. В таких организациях до сих пор труд есть занятие, а не повинность. Но в целом это единичные случаи. Нет поддержки практической, а не словесной со стороны моих "менеджеров". Да и я, пытаясь противостоять замены "практики" на "словесный онанизм", нахожусь в опале у новых руководителей.
Не ведитесь на слова федеральных министров, что специальная оценка условий труда нечто всё меняющее условия труда к лучшему. Само название "специальная оценка условий труда" привязано к ранее действовавшей части 4 статьи 33.2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Пенсионное законодательство изменяется не в сторону удовлетворения работников, а в сторону бизнеса, в том числе государства, которое доит этот бизнес. Поэтому закон и методика проведения СОУТ написаны так, чтобы не изменяя условия труда как физическое состояние, улучшать их как статическая единица. Минтруд России без премий не останется.
то в 100% случаев, работодатель будет не столько проводить реабилитацию работников и т.п., сколько просто избавляться от таких работников всеми доступными способами.
Не ведитесь на слова федеральных министров, что специальная оценка условий труда нечто всё меняющее условия труда к лучшему. Само название "специальная оценка условий труда" привязано к ранее действовавшей части 4 статьи 33.2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Пенсионное законодательство изменяется не в сторону удовлетворения работников, а в сторону бизнеса, в том числе государства, которое доит этот бизнес. Поэтому закон и методика проведения СОУТ написаны так, чтобы не изменяя условия труда как физическое состояние, улучшать их как статическая единица. Минтруд России без премий не останется.