Меню по разделу
+
Сразу несколько министерств Российской Федерации приложили руку к созданию очередного законопроекта, который, как им кажется, позволит изменить положение дел в промышленности, а именно улучшить условия труда на рабочих местах путем модернизации производства там, где она требуется. Выявлять такие производства планируется с помощью специальной оценки рабочего места (не путать со специальной оценкой условий труда).
Законопроект подготовлен, сейчас он проходит оценку регулирующего воздействия. Итак, оценивать рабочие места планируется только крупных предприятий промышленности, транспорта и связи, направлена она будет на стимулирование обновления основных фондов, и, как следствие, повышение производительности труда, рост конкурентоспособности на мировом рынке. Заметьте, что про охрану труда речи не идет, хотя несчастные случаи и профессиональные заболевания значительно снижают доходность предприятия. Но это и не удивительно, ведь авторами законопроекта являются профильные министерства, Минтруд не принял участие в разработке проекта.
При проведении спецоценки планируется уделить основное внимание техническому оснащению рабочего места, выявить устарелые средства труда и технологии. Все это интересно, но кто же будет выполнять такую проверку? Проектом закона сказано, что за дело возьмутся профильные министерства (промышленности и торговли, энергетики, транспорта, коммуникаций и связи), а объединять информацию в отчет берется Минэкономразвития РФ. Перечень рабочих мест, которые будут подвергнуты оценке так же будут выбирать уполномоченные органы. Отказаться от такой проверки организации не имеют права.
Результаты оценки будут применяться для решения вопросов, связанных с модернизацией устаревшего производства. Эксперты опасаются, что государство может заставить владельца изменить технологию и оборудование, если же государство намерено помочь в улучшении производительности труда промышленным предприятиям, то необходимо прописать механизмы, каким образом это планируется сделать.
Порядок проведения спецоценки будет определён Правительством РФ, но уже известно, что выполнять такую идентификацию придется не реже, чем один раз в 5 лет. Результаты оценки будут занесены в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки рабочего места основного персонала крупных предприятий промышленности, транспорта и связи, где, ко всему прочему, будет указываться класс и подкласс условий труда на оцениваемом рабочем месте. И не это главное, результаты оценки будут доступны страховым компаниям, то есть так или иначе, а стимул к модернизации производства будет приличный, даже если государство напрямую не будет воздействовать на владельцев промышленности.
Что это? Новый вид контроля и проверок за предприятиями промышленности или стимулирование работодателей модернизировать производство и улучшить условия труда? Законопроект проходит оценку регулирующего воздействия, которая имеет высокую степень, а уж пройдет ли он ее или нет, скоро увидим.
Комментарии
2. Результаты проведения специальной оценки ... могут применяться для:
1) осуществления контроля за состоянием основных фондов предприятий ...
Вопрос №1: если, например, при работе угольного комбайна концентрация пыли на рабочем месте (где, вероятно, может находиться какое-то живое существо) может превышать 1 грамм/м3, то какая будет концентрация пыли на том же месте, если повысить производительность комбайна в несколько раз?
Вопрос №2: документ направлен на повышение производительности труда, для чего предполагается провести оценку рабочих мест. Таким образом, если буквально толковать написанное, авторы предполагают, что продукция, товары и услуги производятся не рабочими, а рабочими местами, и нужно повышать производительность труда рабочих мест. Наверно, нужно у филологов проконсультироваться ...
Вопрос №3: по данным Роструда за 3.5 года о проведении АРМ отчиталось 0.7% организаций. То есть - чихал наш бизнес на условия труда бандерлогов, и на предписания правительства РФ (обязательные для выполнения, вообще-то). Ему это нэ нада. А зачем ему такая спецоценка? Если устаревшие технологии приносят прибыль, и их замена на новые экономически выгодна - что, сами не поменяют? А если не выгодна - что, государство сможет заставить? Как заставило провести АРМ?
К примеру, первые респираторы ШБ-1 Лепесток появились в одна тысяча девятьсот пятьдесят третьем году - и их выпуск продолжается без существенных изменений конструкции. Они очень дешёвые, и это коммерчески выгодно. Покупают сертификат, где написано, что СИЗОД соответствует требованиям к полнолицевым маскам, эластомерным маскам, фильтрующим полумаскам (в том числе - что есть маркировка, а её нет), и к эластомерным маскам с несъёмными противогазными фильтрами - одновременно (!!!). И гонят товар на рынок. А что их правильное одевание - цирковой номер, что при неправильном одевании они не защищают, и др. - это бизнес не волнует (да и Минтруда - тоже). И каким же образом удастся заставить изготовителей модернизировать основные фонды, если им это не нужно?
Может, лучше сначала элементарный порядок навести, а ?
А с другой стороны - если работодатель попадает под "основной персонал" , можно будет (для повышения производительности его труда и модернизации экономики РФ) ускорить замену используемого им оборудования. Скажем - Абрамович будет менять яхты не каждые 7 лет, а - через год (чтоб заржаветь не успели) ...