Ќа главную
Ќа главную

ќбзор законодательства (05.11.2014 - 07.11.2014)

ќбзор законодательства (05.11.2014 - 07.11.2014)
10 Ќо€бр€ 2014 | «аконотворчество

¬ насто€щем обзоре законодательства использованы материалы, подготовленные специалистами компании " онсультант ѕлюс", материалы, подготовленные специалистами компании " одекс", †а также материалы, заимствованные из иных открытых интернет источников. ” каждого использованного материала стоит ссылка на свой первоисточник.


http://www.consultant.ru/law/hotdocs/38215.html
‘едеральный закон от 04.11.2014 N 329-‘« "ќ внесении изменени€ в статью 31.1 ‘едерального закона "ќ некоммерческих организаци€х"
”становлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправлени€ могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организаци€м при условии осуществлени€ ими в соответствии с учредительными документами де€тельности по профилактике и (или) тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/38212.html
‘едеральный закон от 04.11.2014 N 333-‘« "ќ внесении изменений в отдельные законодательные акты –‘ в части исключени€ положений, устанавливающих преимущества дл€ отдельных хоз€йствующих субъектов"
“ак, в “рудовом кодексе –‘ закреплено правило, согласно которому работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена его заработна€ плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов дл€ перевода денежных средств не позднее чем за п€ть рабочих дней до дн€ выплаты заработной платы.
 роме того, предусматриваетс€ возможность зачислени€ денежных средств детей-сирот на счета кредитных организаций, участвующих в системе страховани€ вкладов физлиц.
Ќапример, согласно внесенным поправкам алименты, взыскиваемые с родителей на детей, оставшихс€ без попечени€ родителей, могут зачисл€тьс€ не только на счета, открытые в отделени€х —бербанка, но и счета иных банков при условии, что соответствующие денежные средства застрахованы и суммарный размер денежных средств, наход€щихс€ на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный законодательством размер возмещени€ по вкладам (в насто€щее врем€ - 700 тыс€ч рублей).

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/38206.html
‘едеральный закон от 04.11.2014 N 331-‘« "ќ внесении изменени€ в статью 13 ‘едерального закона "ќб обеспечении доступа к информации о де€тельности государственных органов и органов местного самоуправлени€"
— 1 €нвар€ 2015 года информаци€ о кадровом обеспечении государственных органов и органов местного самоуправлени€ будет размещатьс€ на сайте gossluzhba.gov.ru
—реди информации, подлежащей размещению:
- сведени€ о вакантных должност€х государственной службы, имеющихс€ в государственном органе, его территориальных органах, о вакантных должност€х муниципальной службы, имеющихс€ в органе местного самоуправлени€;
- квалификационные требовани€ к кандидатам на замещение вакантных должностей;
- услови€ и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей;
- номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещени€ вакантных должностей.
–азмещение такой информации производитс€ в пор€дке, определ€емом ѕравительством –‘.
≈сли орган местного самоуправлени€ не имеет возможности размещать такую информацию на сайте gossluzhba.gov.ru, она размещаетс€ органом власти субъекта –‘, в границах которого находитс€ соответствующее муниципальное образование.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/38233.html
‘едеральный закон от 04.11.2014 N 345-‘« "ќ внесении изменений в ‘едеральный закон "ќ дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формировани€ пенсионных накоплений" и отдельные законодательные акты –‘"
ƒо 31 декабр€ 2014 года продлен срок подачи за€влени€ дл€ участи€ в программе государственного софинансировани€ пенсионных накоплений
–анее данный срок ограничивалс€ 1 окт€бр€ 2013 года. ѕраво на получение государственной поддержки формировани€ пенсионных накоплений имеют застрахованные лица, подавшие за€вление об уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. »сключение установлено дл€ получателей любых видов пенсий и пожизненного содержани€ судей в отставке, за исключением военных пенсионеров и приравненных к ним в пенсионном обеспечении лиц.
«а€влени€ работников о добровольной уплате дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии должны представл€тьс€ в территориальный орган ѕенсионного фонда –‘ в виде электронных документов, в случае если среднесписочна€ численность работников организации превышает 25 человек (ранее - 100 человек).
ѕеречисление дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и взносов работодател€ теперь должно осуществл€тьс€ не единым платежом, а отдельными платежами и оформл€тьс€ отдельными платежными поручени€ми.
ѕенсионный фонд –‘ уполномочен по результатам проверки достоверности сведений об уплате дополнительных страховых взносов осуществл€ть корректировку сведений о средствах пенсионных накоплений, отражает ее в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/38242.html
"¬ременный пор€док подачи документов в электронном виде в ¬ерховный —уд –оссийской ‘едерации" (”твержден ѕрезидиумом ¬— –‘ 5 но€бр€ 2014 года)
—огласно утвержденному ¬ременному пор€дку подачи документов в электронном виде по делам, рассматриваемым ¬ерховным —удом –‘ (далее - —уд), лица, участвующие в деле, а также лица, о правах и об об€занност€х которых прин€т судебный акт (стать€ 42 јѕ  –‘), вправе направл€ть в —уд документы в электронном виде, заполн€ть формы документов, размещенных на официальном сайте —уда в сети »нтернет. ƒл€ этого указанные лица регистрируютс€ в системе "ћой јрбитр", размещенной на официальном сайте —уда.
ѕор€дком регламентируютс€:
услови€ подачи документов в электронном виде;
требовани€ к подаваемым документам;
пор€док подачи документов по делам, рассматриваемым ¬ерховным —удом –‘ в качестве суда первой инстанции по правилам јѕ  –‘;
пор€док подачи документов в ¬ерховный —уд –‘ в цел€х проверки судебных актов.
ѕредусматриваетс€, что при поступлении в —уд по каналам электронной почты (без заполнени€ специальных форм документов, предусмотренных ѕор€дком) за€влений, жалоб, представлений или прочих св€занных с судебным делом процессуальных документов такие документы —удом не принимаютс€ как поданные в нарушение ѕор€дка, о чем сообщаетс€ за€вителю. ѕредставление документов, которые содержат сведени€, составл€ющие государственную тайну, ѕор€дком не регулируетс€.
«а€вление о прин€тии обеспечительных мер, за€вление об обеспечении доказательств, ходатайство о приостановлении исполнени€ судебных актов могут быть поданы в —уд только на бумажном носителе, поскольку јѕ  –‘ не предусматриваетс€ подача этих документов в электронном виде. ’одатайство о прин€тии обеспечительных мер, изложенное в исковом за€влении, апелл€ционной жалобе, кассационной жалобе (представлении), надзорной жалобе (представлении), поданное в электронном виде, считаетс€ неподанным.
ќбращени€ по делам об административных правонарушени€х не могут быть поданы в ¬ерховный —уд –‘ в электронном виде, поскольку согласно части 4.1 статьи 30.13  ојѕ –‘ производство по делам об административных правонарушени€х в ¬ерховном —уде –‘ осуществл€етс€ по правилам  ојѕ –‘.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/38302.html
ѕостановление ѕравительства –‘ от 04.11.2014 N 1159 "ќ внесении изменений в ќсновы формировани€ индексов изменени€ размера платы граждан за коммунальные услуги в –‘"
–ешение об установлении предельных индексов изменени€ размера платы за услуги ∆ ’ должно содержать соответствующее обоснование
»ндексы и размер отклонений по субъектам –‘ утверждаютс€ ѕравительством –‘ на основании предложени€, представленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулировани€ тарифов.
“еперь решение об утверждении предельных индексов должно быть дополнено обоснованием установленных величин.
¬ обосновании отражаютс€ мотивировочные по€снени€ о причинах и факторах, повли€вших на величину индексов по каждому муниципальному образованию соответствующего субъекта, а также сведени€ о типе благоустройства, темпах изменени€ тарифов на коммунальные услуги, нормативах потреблени€, о численности населени€ и пр.
ѕрин€тое решение будет способствовать повышению информированности граждан о причинах изменени€ размера платы за коммунальные услуги и повышению публичности прин€ти€ решений об утверждении предельных индексов.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/38308.html
ѕриказ ћинтруда –оссии от 12.08.2014 N 549н "ќб утверждении ѕор€дка проведени€ государственной экспертизы условий труда"
ќпределены правила проведени€ государственной экспертизы условий труда, осуществл€емой –острудом и уполномоченными региональными органами исполнительной власти
√осударственна€ экспертиза условий труда осуществл€етс€ в цел€х оценки:
- фактических условий труда работников;
- правильности предоставлени€ работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными или опасными услови€ми труда;
- качества проведени€ специальной оценки условий труда.
Ёкспертиза осуществл€етс€ на основании:
- обращений работников, профессиональных союзов, работодателей, органов исполнительной власти, органов ‘—— –‘ и иных страховщиков;
- определений судебных органов;
- представлений государственных инспекций труда в св€зи с осуществлением меропри€тий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований закона о специальной оценке условий труда.
—рок проведени€ экспертизы определ€етс€ руководителем государственной экспертизы в зависимости от трудоемкости экспертных работ и не должен превышать тридцати рабочих дней.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/38296.html
ѕриказ ћинприроды –оссии от 05.08.2014 N 349 "ќб утверждении ћетодических указаний по разработке проектов нормативов образовани€ отходов и лимитов на их размещение"
ƒл€ хоз€йствующих субъектов, в результате хоз€йственной и иной де€тельности которых образуютс€ отходы, и территориальных органов –осприроднадзора, принимающих решение об утверждении нормативов образовани€ отходов и лимитов на их размещение, подготовлены ћетодические указани€ по разработке проектов нормативов образовани€ отходов и лимитов на их размещение (далее - ѕЌќќЋ–).
ћетодические указани€ устанавливают единый подход к разработке и общие требовани€ к содержанию и оформлению ѕЌќќЋ–, в котором обосновываетс€ предлагаемое обращение со всеми отходами, образующимис€ в процессе хоз€йственной и иной де€тельности хоз€йствующего субъекта, путем их использовани€, обезвреживани€, размещени€, а также передачи другим хоз€йствующим субъектам с целью их дальнейшего использовани€, обезвреживани€, размещени€.
ƒействие ћетодических указаний не распростран€етс€ на отношени€ в области обращени€ с радиоактивными, биологическими и медицинскими отходами.

http://www.consultant.ru/law/hotdocs/38293.html
ѕроект ‘едерального закона "ќ производстве органической продукции"
«аконопроектом регулируютс€ общественные отношени€, возникающие при производстве и обращении на рынке продукции растительного, животного или микробного происхождени€ в натуральном или переработанном виде, употребл€емой человеком в пищу, используемой в качестве корма дл€ животных, посадочного и посевного материала, в информации о которой и/или в прилагаемых к ней документах содержитс€ указание на то, что продукци€ €вл€етс€ продукцией органического производства.
—огласно проекту основами органического производства, в частности, €вл€ютс€:
использование только здоровых животных и растений;
исключение применени€ генно-модифицированных (генно-инженерных, трансгенных) организмов и продукции, изготовленной из √ћќ или с помощью √ћќ;
запрещение применени€ ионизирующего излучени€ дл€ обработки органических пищевых продуктов, кормов или сырь€, используемого в органических пищевых продуктах или кормах;
вторичное использование отходов и побочных продуктов растительного и животного происхождени€ в качестве средств производства в растениеводстве и животноводстве, полученных в услови€х органического производства;
осуществление производства без применени€ агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимул€торов роста и откорма животных, гормональных препаратов;
сохранение здоровь€ животных путем стимулировани€ естественной иммунной защиты их организмов, а также путем выбора соответствующих пород и способов содержани€ животных;
применение в животноводстве кормов, состо€щих из сельскохоз€йственных ингредиентов, полученных в результате органического ведени€ сельского хоз€йства;
сохранение биологического многообрази€ естественных водных экологических систем, обеспечение соответствующего состо€ни€ окружающих водных и наземных естественных экологических систем при производстве продукции аквакультуры.
ѕроизводство органической продукции осуществл€етс€ обособленно от производства, осуществл€емого без соблюдени€ правил органического производства.
«аконопроектом предусматриваетс€, что подтверждение соответстви€ производства органической продукции осуществл€етс€ в форме добровольной сертификации.
“ермин "органическа€ продукци€" может примен€тьс€ дл€ информировани€ потребителей и рекламировани€ органической продукции только после получени€ физическими и юридическими лицами сертификата соответстви€ производства органической продукции и включени€ в √осударственный реестр производителей органической продукции –оссийской ‘едерации.

http://regulation.gov.ru/project/18879.html
ѕроект ‘едеральный закон «ќ внесении изменени€ в ‘едеральный закон "“ехнический регламент о безопасности зданий и сооружений"» (разработчик ћинстрой, процедура ќ–¬)

http://regulation.gov.ru/project/20033.html
ѕроект ¬едомственный приказ ћинтранса Ђќ внесении изменений в ‘едеральные авиационные правила Ђѕодготовка и выполнение полетов в гражданской авиации –оссийской ‘едерацииї, утвержденные приказом ћинистерства транспорта –оссийской ‘едерации от 31 июл€ 2009 г. є 128 ї

http://regulation.gov.ru/project/20106.html
ѕроект ¬едомственный приказ ћинтруда "ќ внесении изменений в ѕор€док проведени€ государственной экспертизы условий труда, утвержденный приказом ћинистерства труда и социальной защиты –оссийской ‘едерации от 12 августа 2014 г. є 549н" (процедура ќ–¬)

http://regulation.gov.ru/project/12018.html
ѕроект ¬едомственный приказ ћинтруда Ђќб утверждении ѕравил по охране труда при эксплуатации теплового оборудовани€ производственного назначени€ї (процедура ќ–¬)

http://regulation.gov.ru/project/14225.html
ѕроект ¬едомственный приказ ћинтруда Ђќб установлении особенностей проведени€ специальной оценки условий труда на рабочих местах работников, трудова€ функци€ которых состоит в подготовке к спортивным соревновани€м и в участии в спортивных соревновани€х по определенному виду или видам спорта ї (процедура ќ–¬)

http://regulation.gov.ru/project/20081.html?point=view_project&stage=3&stage_id=13674
ѕроект јдминистративный регламент (ведомственный приказ) ћ„— Ђќб утверждении јдминистративного регламента ћинистерства –оссийской ‘едерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуаци€м и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию де€тельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктурыї

http://regulation.gov.ru/project/14367.html
ѕроект ¬едомственное постановление –оспотребнадзора Ђќ внесении изменений в —анѕиЌ 1.2.2353-08 Ђ анцерогенные факторы и основные требовани€ к профилактике канцерогенной опасностиї (процедура ќ–¬)

http://regulation.gov.ru/project/14741.html
ѕроект ¬едомственное постановление –оспотребнадзора †Ђќб утверждении санитарно-эпидемиологических правил Ђ—анитарные правила эксплуатации метрополитеновї

http://regulation.gov.ru/project/20024.html
ѕроект ¬едомственный приказ –осприроднадзора Ђќ внесении изменений в ‘едеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом ‘едеральной службы по надзору в сфере природопользовани€ от 18.07.2014 є 445 Ђќб утверждении федерального классификационного каталога отходовї

http://regulation.gov.ru/project/16368.html
ѕроект ¬едомственный приказ –остехнадзора Ђќ внесении изменений в ѕор€док оформлени€ декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечн€ включаемых в нее сведений, утвержденный приказом ‘едеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 но€бр€ 2005 г. є 893ї

http://www.kodeks.ru/5976.html
«а нарушение правил обработки персональных данных увеличиваетс€ штраф
ћаксимальный штраф за нарушение правил обработки персональных данных (ѕƒ) будет увеличен с 10 тыс. до 300 тыс. рублей. –оскомнадзор получит право самосто€тельно составл€ть акты по нарушени€м, св€занным с персональными данными, — сейчас такие дела в компетенции прокуратуры. Ѕудут также введены штрафы дл€ операторов персональных данных, которые не хот€т обеспечить своим пользовател€м Ђправо на забвениеї. —оответствующие поправки в  одекс об административных нарушени€х ( ојѕ) ћинкомсв€зи направило в правительство дл€ внесени€ в √осдуму.
»зменени€ предлагаетс€ внести в ст. 13.11  ојѕ, определ€ющую ответственность за нарушение правил обработки персональных данных. —ейчас максимальный штраф по этой статье дл€ юрлиц составл€ет 10 тыс. рублей.
¬ новой редакции ст. 13.11  ојѕ будет состо€ть из восьми пунктов. «а Ђобычноеї нарушение правил максимальный штраф дл€ юрлиц увеличат до 50 тыс. рублей. ј вот обработка Ђданных, касающихс€ расовой, национальной принадлежности, политических взгл€дов, религиозных или философских убеждений, состо€ни€ здоровь€, интимной жизни, а также персональных данных о судимости в случа€х, не предусмотренных законодательствомї, будет грозить юрлицам штрафом до 300 тыс. рублей.
ќдин из пунктов новой редакции ст. 13.11 позволит штрафовать оператора персональных данных в случае отказа реализовать так называемое право на забвение дл€ клиентов. ≈сли оператор откажетс€ заблокировать или уничтожить персональные данные, которые Ђ€вл€ютс€ неполными, устаревшими, неточными, незаконными, незаконно полученными или не €вл€ютс€ необходимыми дл€ за€вленной цели обработкиї, Ч максимальный штраф дл€ юрлиц составит 45 тыс. рублей.
5 но€бр€ на конференции по защите персональных данных глава –оскомнадзора јлександр ∆аров отмечал, что в –оссии еще с 2006 года граждане имеют право требовать от оператора ѕƒ прекратить обработку их личной информации, в том числе в сети интернет, сообщает газета Ђ»звести€ї.

http://www.kodeks.ru/5970.html
¬ступает в силу новый пор€док получени€ водительских прав
ѕостановление правительства –‘, которое мен€ет правила сдачи экзаменов на получение водительского удостоверени€, вступает в силу 5 но€бр€.
ѕостановление устанавливает пор€док проведени€ экзаменов на право управлени€ автомобилем, определ€етс€ состав технических средств контрол€, предназначенных дл€ проведени€ экзаменов, требовани€ к указанным техническим средствам и услови€ их применени€, а также пор€док выдачи российских национальных и международных водительских удостоверений и обмена иностранных водительских удостоверений.
“еперь автолюбител€м, которые посто€нно проживают на территории –оссии, сдавать экзамены можно в любых экзаменационных подразделени€х √ј», независимо от регистрации по месту жительства.  роме того, получить национальное российское или международное водительское удостоверение и обмен€ть иностранные права также можно по всей –оссии.
— 5 но€бр€ исключаетс€ допуск к экзаменам после самосто€тельной подготовки. Ђ  сдаче экзаменов будут допускатьс€ только лица, прошедшие соответствующее профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорийї, Ч сказали –»ј Ќовости в пресс-службе √»Ѕƒƒ –оссии.
 роме того, теперь претенденты в водители смогут сдавать экзамены в √ј» на автомобил€х с автоматической коробкой передач, однако, в их водительских удостоверени€х будет проставлена соответствующа€ отметка. ≈сли вдруг такие водители захот€т пересесть на Ђмеханикуї, то их права будут считатьс€ недействительными. Ђƒанное ограничение обусловлено упрощенным характером управлени€ такими транспортными средствами и подтверждено международной практикой приема экзаменов и выдачи водительских удостоверений. “ем же, кто сдал экзамен на автомобиле с механической коробкой переключени€ передач, по-прежнему будет предоставлено право управл€ть автомобил€ми с любым видом трансмиссииї, Ч сказал представитель пресс-службы.
—тоит отметить, что теперь увеличены сроки назначени€ повторного экзамена. ƒл€ людей, которые не сдали один из экзаменов с третьего и более третьего раза, повторный экзамен будет назначатьс€ не ранее чем через 30 дней, положительна€ оценка, полученна€ на теоретическом экзамене, будет считатьс€ действительной в течение 6 мес€цев.
„то касаетс€ выдачи временных разрешений на право управлени€ автомобилем, то в случае обращени€ граждан по факту утраты прав им будет выдаватьс€ новое водительское удостоверение.
Ђѕрин€тые изменени€ позвол€т усовершенствовать систему проведени€ экзаменов на право управлени€ транспортными средствами и привести пор€док допуска к управлению транспортными средствами в соответствие с современными требовани€ми международных норм и стандартов, что окажет положительное вли€ние на состо€ние аварийности в целомї, Ч отметили в пресс-службе √»Ѕƒƒ –оссии.

http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/salary/20/
“иповые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда

1. “акой параметр как освещенность рабочей поверхности при искусственном освещении идентифицируетс€ всегда, получаетс€, что спецоценку необходимо проводить на всех местах? ќсвещенность же идентифицируетс€?
ќтвет: »сследовани€ (испытани€) и измерени€ по фактору Ђ—ветова€ средаї следует проводить в случае, если указанный фактор идентифицирован на рабочем месте как вредный, а именно: освещенность рабочей поверхности недостаточна, имеютс€ жалобы работников на недостаточность или избыточность освещенности рабочей поверхности, на рабочем месте имеютс€ слеп€щие или отражающие поверхности и др.
¬ случае, если фактор Ђ—ветова€ средаї не идентифицирован как вредный, исследовани€ (испытани€) не провод€тс€.

2. ƒействительны ли результаты спецоценки без проведени€ испытаний эффективности —»«?
ќтвет: Ќормы частей 6 – 8 статьи 14 ‘едерального закона є 426-‘« в части возможности снижени€ класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты €вл€ютс€ диспозитивными, в св€зи с чем возможность снижени€ класса (подкласса) условий труда €вл€етс€ правом работодател€, а не его об€занностью.
ќтсутствие в насто€щее врем€ утвержденной ћетодики снижени€ класса (подкласса) условий труда при применении работниками, зан€тыми на рабочих местах с вредными услови€ми труда, эффективных средств индивидуальной защиты не преп€тствует применению ћетодики проведени€ специальной оценки условий труда, утвержденной приказом ћинтруда –оссии от 24 €нвар€ 2014 г. є 33н.

3. ќб€зана ли организаци€ проводить специальную оценку условий труда (по истечению срока действи€ декларации) на рабочих местах, на которые была оформлена деклараци€, при вы€влении профессионального заболевани€ на рабочих местах, которые не входили в состав декларируемых?
ќтвет: Ќе об€зана, так как профессиональное заболевание вы€влено на незадекларированном рабочем месте.
ѕри этом, согласно част€м 5 и 7 статьи 11 ‘едерального закона от 28.12.2013 є 426-‘« Ђќ специальной оценке условий трудаї по истечении срока действи€ декларации соответстви€ условий труда государственным нормативным требовани€м охраны труда и в случае отсутстви€ в период ее действи€ несчастных случаев на производстве с зан€тыми на нем работниками (за исключением несчастного случа€ на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или случаев профессиональных заболеваний, причиной которых €вилось воздействие на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, срок действи€ данной декларации считаетс€ продленным на следующие п€ть лет.

4. „то делать работникам при их несогласии с результатами спецоценки?
ќтвет: ¬ случае несогласи€ работника с результатами специальной оценки условий труда он может обратитьс€ в орган исполнительной власти по охране труда субъекта –оссийской ‘едерации дл€ проведени€ экспертизы качества специальной оценки условий труда или в √осударственную инспекцию труда в субъекте –оссийской ‘едерации по месту нахождени€ работодател€ (часть 1 статьи 5 и стать€ 26 ‘едерального закона от 28.12.2013 є 426-‘«).

5. ¬ воздухе рабочей зоны присутствуют вещества, которых нет в ѕеречн€х веществ ѕриложений 2 Ц 7 к ћетодике проведени€ специальной оценки условий труда, утвержденной приказом ћинтруда –оссии от 24.01.2014 є 33н, (например, окись кальци€ в теплоэнергетических предпри€ти€х).  ак проводить оценку по химическому фактору при отсутствии веществ в ѕриложени€х 2 Ц 7 к ћетодике?
ќтвет: ѕриложени€ 2 Ц 7 к ћетодике проведени€ специальной оценки условий труда сформированы на основе существующих гигиенических нормативов (пр€мые ссылки) и содержат в себе наиболее часто встречающиес€ в производственных процессах химические вещества в св€зи с чем, по существу, €вл€ютс€ справочными. ≈сли при проведении специальной оценки условий труда вы€влены химические вещества, не вошедшие в указанные ѕриложени€, оценка условий труда по ним должна проводитьс€, исход€ из гигиенических нормативов, а оформление результатов осуществл€тьс€ в соответствии с ћетодикой проведени€ специальной оценки условий труда.

6. ¬ ѕриложении є18 отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда на рабочем месте при воздействии неионизирующих электромагнитных излучений оптического диапазона (лазерное, ультрафиолетовое) отсутствуют ссылки на документы, из которых можно вз€ть значение ѕƒ”. ¬ этом случае проведенна€ оценка может быть легко оспорена в судебном пор€дке. Ќа какие документы ссылатьс€ в протоколах измерений и оценке факторов?
ќтвет: ¬ качестве нормативных актов, содержащих ѕƒ” дл€ лазерного и ультрафиолетового излучений, следует использовать Ђ—анитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеровї (утв. √лавным государственным санитарным врачом ———– 31 июл€ 1991 г. є 5804-91) и Ђ—анитарные нормы ультрафиолетового излучени€ в производственных помещени€хї (утв. √лавным государственным санитарным врачом ———– 23 феврал€ 1988 г. є 4557-88).

7. ¬ соответствии с  лассификатором (ѕриложение є2 к ѕриказу ћинтруда –оссии от 24.01.14 г. є33н) виброакустические факторы идентифицируютс€ как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеетс€ технологическое оборудование, €вл€ющеес€ источником указанных виброакустических факторов. »сключаютс€ ли тем самым рабочие места водителей транспортных средств, а соответственно строительных и сельскохоз€йственных машин, так как, опира€сь на многолетний практический опыт работы, фактические уровни шума и вибрации на рабочих местах водителей и машинистов зачастую превышают нормативные значени€?
ќтвет: ќценка условий труда по виброакустическим факторам на рабочих местах водителей автотранспортных средств, строительных и сельскохоз€йственных машин проводитс€ аналогично стационарным рабочим местам, на которых присутствует оборудование, €вл€ющеес€ источником шума и вибрации.
 роме того, при наличии виброакустических факторов идентификаци€ и оценка условий труда проводитс€ также в отношении рабочих мест, на которых зан€ты работники, использующие ручные инструменты, €вл€ющиес€ источником соответствующих факторов.

8. »сследовани€ (испытани€) и измерени€ фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществл€ютс€ испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, провод€щей специальную оценку условий труда. »ные работники организации это кто?  акие к ним требовани€?
ќтвет:   иным работникам организации могут быть отнесены, например, сотрудники организации, не €вл€ющиес€ экспертами, но имеющие квалификацию, позвол€ющую им провести необходимые испытани€ (измерени€).

9. ¬ переходный период экспертом назначают работника аттестующей организации, имеющего стаж работы 3 года. ѕри этом во многих организаци€х отсутствуют врачи с указанным периодом стажа. ¬озможно ли назначать экспертом врача без стажа работы в области аттестации рабочих мест?
ќтвет: —огласно статье 27 ‘едерального закона є 426-‘« организации, аккредитованные в пор€дке, действовавшем до дн€ вступлени€ в силу данного ‘едерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по услови€м труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечени€ срока действи€ имеющихс€ на день вступлени€ в силу насто€щего ‘едерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабр€ 2018 года.
ѕри этом в переходный период об€занности экспертов вправе выполн€ть лица, работающие в этих организаци€х по трудовому договору и допущенные в пор€дке, установленном законодательством –оссийской ‘едерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лаборатори€х (центрах), по состо€нию на день вступлени€ в силу данного ‘едерального закона.

10. ћожно ли при проведении спецоценки использовать средства измерени€, которые наход€тс€ в аренде?
ќтвет: “ребовани€ к испытательной лаборатории (центру) в части проведени€ исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса изложены в части 3 статьи 13 ‘едерального закона от 28.12.2013 є 426-‘« Ђќ специальной оценке условий трудаї, в св€зи с чем указанна€ лаборатори€ должна быть аккредитована на проведение указанных измерений и обладать соответствующей приборной базой дл€ их проведени€.
ѕри этом, согласно части 2 статьи 19 данного ‘едерального закона, организаци€, провод€ща€ специальную оценку условий труда, вправе проводить исследовани€ (испытани€) и измерени€ энергетической экспозиции лазерного излучени€, мощности амбиентного эквивалента дозы гамма-излучени€, рентгеновского и нейтронного излучений, радиоактивного загр€знени€ производственных помещений, элементов производственного оборудовани€, средств индивидуальной защиты и кожных покровов работников; биологических факторов самосто€тельно или привлечь по гражданско-правовому договору дл€ проведени€ исследований (испытаний) и измерений данных факторов испытательные лаборатории (центры), аккредитованные национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
 роме того, вопрос об использовании арендуемых средств измерений необходимо решать с учетом законодательства об аккредитации в национальной системе аккредитации, нормативных документов, устанавливающих требовани€ к испытательным лаборатори€м (центрам), а также руководства по качеству испытательной лаборатории (центра). Ќеобходимо обратить внимание на то, что при проведении исследований (измерений) примен€ютс€ только те методики (методы) измерений, которые указаны в области аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, провод€щей специальную оценку условий труда.

11. ¬ св€зи с новыми требовани€ми к аккредитованным лаборатори€м в состав лаборатории должен входить врач по общей гигиене труда или врач по санитарно-гигиеническим исследованием. ƒолжен ли врач иметь трудовой стаж по ј–ћ или в исследовательских лаборатори€х как у остальных экспертов?
ќтвет: —огласно части 3 статьи 20 ‘едерального закона є 426-‘« лица, претендующие на получение сертификата эксперта, должны соответствовать следующим требовани€м:
1) наличие высшего образовани€;
2) наличие дополнительного профессионального образовани€, содержание дополнительной профессиональной программы которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем семьдес€т два часа;
3) наличие опыта практической работы в области оценки условий труда (например, аттестации рабочих мест по услови€м труда) не менее трех лет.
ƒанные требовани€ едины дл€ всех экспертов, в том числе и дл€ врачей-гигиенистов.

12. ¬ нашей организации в 2013 году проведена аттестаци€ рабочих мест по услови€м труда, по результатам которой работникам, зан€тым во вредных услови€х труда, назначены компенсации в соответствии с постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 20.11.2008 є 870. ћожем ли мы сейчас установить гарантии и компенсации работникам в соответствии с действующей редакцией “рудового кодекса?
ќтвет: ‘едеральным законом от 28.12.2013 є 421-‘« Ђќ внесении изменений в отдельные законодательные акты –оссийской ‘едерации в св€зи с прин€тием ‘едерального закона Ђќ специальной оценке условий трудаї (далее Ц ‘едеральный закон є 421-‘«), вступившим в силу с 01.01.2014, в “рудовой кодекс –оссийской ‘едерации внесены изменени€, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставл€емых работникам, зан€тым на работах с вредными или опасными услови€ми труда (статьи 92, 117, 147 “рудового кодекса).
ѕри этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным услови€м труда в цел€х, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществл€тьс€ на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требовани€ми ‘едерального закона от 28.12.2013 є 426-‘« Ђќ специальной оценке условий трудаї (далее Ц ‘едеральный закон є 426-‘«).
ƒо вступлени€ в силу федеральных законов є 426-‘« и є 421-‘« гарантии и компенсации предоставл€лись работникам, зан€тым на работах с вредными и (или) опасными услови€ми труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 20.11.2008 є 870 (признано утратившим силу постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 30.07.2014 є 726).
ѕри этом переходными положени€ми статьи 15 ‘едерального закона є 421-‘« предусмотрено, что при реализации в отношении работников, зан€тых на работах с вредными и (или) опасными услови€ми труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействи€ на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенна€ продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежна€ компенсаци€ за них, а также повышенна€ оплата труда), пор€док и услови€ осуществлени€ таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с пор€дком, услови€ми и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состо€нию на день вступлени€ в силу ‘едерального закона є 421-‘« при условии сохранени€ соответствующих условий труда на рабочем месте, €вившихс€ основанием дл€ назначени€ реализуемых компенсационных мер.
“аким образом, к моменту вступлени€ в силу ‘едерального закона є 421-‘« виды и достигнутые размеры предоставл€емых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по услови€м труда установлены вредные (опасные) услови€ труда, должны сохран€тьс€ до улучшени€ условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведени€ специальной оценки условий труда.
¬ соответствии со статьей 27 ‘едерального закона є 426-‘« результаты ранее проведенной работодател€ми аттестации рабочих мест по услови€м труда действуют в течение п€ти лет со дн€ завершени€ данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с частью 1 статьи 17 ‘едерального закона є 426-‘« проведени€ внеплановой специальной оценки условий труда.
ѕересмотр предоставл€емых компенсаций работникам, зан€тым на работах с вредными и (или) опасными услови€ми труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считаетс€ уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
ѕредоставление компенсаций работникам, прин€тым на работу в 2014 году, осуществл€етс€ в соответствии с законодательством –оссийской ‘едерации, действующим с 01.01.2014.

13. ћожно ли заполн€ть протокол оценки эффективности —»« (раздел 4 ќтчета по —ќ”“) без указани€ оценки эффективности —»« п.7 в) до утверждени€ ћетодики эффективности —»«?
ќтвет: ƒо прин€ти€ и вступлени€ в силу ћетодики снижени€ класса (подкласса) условий труда при применении работниками, зан€тыми на рабочих местах с вредными услови€ми труда, эффективных средств индивидуальной защиты заполн€ть протокол оценки эффективности —»« в отчете не следует.

14. —огласно методике при воздействии на работника посто€нного шума или посто€нного инфразвука отнесение условий труда осуществл€етс€ по результатам измерени€ уровней звукового давлени€ в октавных полосах.   какому классу отнести услови€ труда, если превышение ѕƒ” звукового давлени€ наблюдаетс€ в октавных полосах по одной из среднегеометрических частот?
ќтвет: ќтнесение условий труда к классу (подклассу) при воздействии на работника посто€нного шума или посто€нного инфразвука отнесение условий труда осуществл€етс€ в соответствии с пунктом 37 и приложением є 11 ћетодики. ѕревышение уровн€ звукового давлени€ в октавных полосах по одной из среднегеометрических частот в услови€х посто€нного шума и (или) инфразвука дает основание дл€ установлени€ на рабочем месте вредных условий труда.

15. —носка 3 в классификаторе Ђ»дентифицируютс€ как вредные и (или) опасные факторы только на рабочих местах, на которых имеетс€ технологическое оборудование, €вл€ющеес€ источником указанных виброакустических факторовї.  ак поступать с рабочими местами, на которых отсутствует технологическое оборудование, €вл€ющеес€ источником виброакустических факторов, но сам виброакустический фактор есть? Ќе идентифицировать? ѕример: технологическое оборудование имеетс€ на соседнем рабочем месте.
ќтвет: ¬ соответствии со статьей 209 “рудового кодекса –оссийской ‘едерации рабочее место Ц место, где работник должен находитьс€ или куда ему необходимо прибыть в св€зи с его работой и которое пр€мо или косвенно находитс€ под контролем работодател€. — учетом данного определени€, рабочим местом может €вл€тьс€ часть пространства, в котором один или несколько работников выполн€ют трудовые функции.
≈сли в том месте, где работник должен находитьс€ в св€зи с его работой, имеетс€ технологическое оборудование, €вл€ющеес€ источником виброакустических факторов, экспертом может быть прин€то решение об идентификации потенциально вредных и (или) опасных факторов.

16. ¬ каком объеме должна содержатьс€ информаци€ о —Ќ»Ћ— работников. ƒостаточно ли только є или указывать и ‘.».ќ. работников.  то вносит в стр. 021 изменени€ в св€зи с увольнением или прин€тием работника?  ак оформить данные изменени€? ћожно ли эксперту при оформлении  арты оставл€ть стр. 021 не заполненной, дл€ последующего заполнени€ этих данных работодателем?
ќтвет: ¬ карту специальной оценки условий труда в строку 021 заноситс€ только номер —Ќ»Ћ— при его наличии (предоставлении работодателем/работником). ≈сли на рабочее место, на котором ранее проведена специальна€ оценка условий труда, прин€т новый работник, то внесенный в  арту специальной оценки условий труда —Ќ»Ћ— может быть изменен только в случае проведени€ очередной или внеплановой специальной оценки условий труда. ѕри этом в  арту вноситс€ —Ќ»Ћ— работника, фактически зан€того на данном рабочем месте на момент проведени€ идентификации (измерений (исследований) производственных факторов).

17. ѕункт 14 приложени€ є 1 к ѕриказу при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов должны примен€тьс€ утвержденные и аттестованные в пор€дке, установленном законодательством –оссийской ‘едерации об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в ‘едеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. јттестованные методики по измерению физических факторов и факторов трудового процесса в ‘едеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений отсутствуют.
ќтвет: ¬ соответствии со статьей 5 ‘едерального закона от 26.06.2008 є102-‘« Ђќб обеспечении единства измеренийї аттестацию методик (методов) измерений провод€т аккредитованные в установленном пор€дке в области обеспечени€ единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели; пор€док аттестации методик (методов) измерений и их применени€ устанавливаетс€ федеральным органом исполнительной власти в области обеспечени€ единства измерений.
¬ соответствии с постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 05.07.2008 є438, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечени€ единства измерений осуществл€ет ћинистерство промышленности и торговли –оссийской ‘едерации.
¬ насто€щее врем€ пор€док аттестации методик измерений и их применени€ указанным органов власти не прин€т.
¬ соответствии с ѕравилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением ѕравительства –оссийской ‘едерации от 13.08.1997 є 1009, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и об€занности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действи€ подлежат государственной регистрации в ћинюсте –оссии.
ѕри этом, соответствующими разъ€снени€ми ћинюста –оссии (утверждены приказом от 4.05.2007 N 88) детализировано, что нормативные акты, имеющие межведомственный характер - содержащие правовые нормы, об€зательные дл€ других федеральных органов исполнительной власти и (или) организаций, не вход€щих в систему федерального органа исполнительной власти, утвердившего (двух или более федеральных органов исполнительной власти, совместно утвердивших) нормативный правовой акт.
— учетом изложенного полагаем, что до прин€ти€ соответствующего пор€дка аттестации методик организации, осуществл€ющие специальную оценку условий труда, вправе примен€ть методики (методы) измерений, утвержденные в установленном пор€дке полномочными органами исполнительной власти, в том числе ведомствами бывшего ———–.
ќбзор подготовил ¬ас€ –азгульнов
2 977 4
ћне нравитс€
 омментировать ƒобавить в закладки

 омментарии могут оставл€ть только зарегистрированные пользователи.

ѕожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.