В настоящем обзоре законодательства использованы материалы, подготовленные специалистами компании "Консультант Плюс", а также материалы, заимствованные из иных открытых интернет источников. У каждого использованного материала стоит ссылка на свой первоисточник.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/34741.html Приказ Минобрнауки России от 01.04.2014 N 255 "Об утверждении уровней владения русским языком как иностранным языком и требований к ним"
С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 20.04.2014 N 74-ФЗ, который вводит обязанность иностранных граждан подтвердить владение ими русским языком для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу.
Владение русским языком должно быть подтверждено либо документом об образовании государственного образца, выданном на территории бывшего СССР до 1 сентября 1991 года или на территории России после указанной даты, либо сертификатом.
Для получения сертификата иностранным гражданам потребуется успешно сдать экзамен, в частности, по русскому языку в образовательной организации, включенной в специальный перечень.
Приказом установлено 7 уровней владения русским языком как иностранным, в том числе элементарный (ТЭУ/А1) и базовый для трудящихся мигрантов (ТБУМ/А1).
От трудящихся мигрантов будет требоваться, в частности:
умение читать короткие простые тексты из разных источников (названия газет, журналов, вывески и др.) и определять темы текстов;
умение писать изложения с элементами сочинения, изложение с творческим заданием;
понимание на слух основной информации из кратких монологов и диалогов социально-бытового характера;
умение самостоятельно создавать связные и логичные высказывания, понимать собеседника, определять его коммуникативные намерения в ограниченном наборе ситуаций бытового характера;
объем лексического минимума должен составлять до 850 единиц.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/34753.html Федеральный закон от 23.06.2014 N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"
Поправками в КоАП РФ установлена ответственность:
за нарушение органом по сертификации установленной формы сертификата соответствия или установленных законодательством Таможенного союза правил ее заполнения, не повлекшее за собой необоснованной выдачи сертификата соответствия;
за нарушение экспертной организацией требований законодательства РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации;
за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований законодательства РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации;
за дачу заведомо ложного заключения экспертом по аккредитации, техническим экспертом при подготовке экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы.
Закон вводит единообразное регулирование отношений по аккредитации в сфере семеноводства, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, связи, обеспечения единства измерений и т.д.
Закон вступает в силу с 1 июля 2014 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/34825.html Постановление Правительства РФ от 18.06.2014 N 559 "Об утверждении Правил включения юридических лиц в реестр экспертных организаций"
Экспертные организации, включенные в реестр, смогут проводить экспертизу документов и сведений, представленных заявителем или аккредитованным лицом, а также выездную экспертизу их соответствия критериям аккредитации.
Включать организации в реестр и исключать их из него будет Росаккредитация. Для включения в реестр организации потребуется представить в Росаккредитацию:
заявление, подписанное руководителем организации или лицом, которое в силу закона или учредительных документов организации выступает от его имени;
руководство по качеству, подтверждающее наличие у организации внедренной системы менеджмента качества;
копии трудовых книжек экспертов по аккредитации, работающих в организации по основному месту работы;
опись прилагаемых документов.
Решение о включении организации в реестр будет приниматься в течение 30 рабочих дней со дня поступления указанных документов.
Определен перечень оснований исключения экспертной организации из реестра, а также его порядок.
Постановление вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/34909.html Приказ Минздрава России от 28.11.2013 N 876н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники"
Лицензирование осуществляется, в частности, в отношении следующих видов деятельности:
- производство медицинской техники;
- изготовление медицинской техники по индивидуальным заказам для личного пользования, к которой предъявляются специальные требования;
- монтаж и наладка медицинской техники;
- контроль технического состояния медицинской техники;
- периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
- ремонт медицинской техники.
Регламентом определены состав, сроки и последовательность административных действий Росздравнадзора при выполнении данной функции.
Срок принятия решения о предоставлении лицензии составляет 45 рабочих дней.
http://www.consultant.ru/law/hotdocs/34876.html Проект Федерального закона N 555391-6 "О стандартизации в РФ"
Законопроект формирует базовые цели, принципы стандартизации, в том числе в сфере обороны и безопасности государства, устанавливает правовой статус национальной системы стандартизации и ее участников, определяет документы по стандартизации, полномочия национального органа Российской Федерации по стандартизации и другие вопросы, касающиеся обеспечения деятельности в сфере стандартизации в рамках национальной системы стандартизации.
В частности, законопроектом:
на законодательном уровне закрепляется понятие "технические условия", под которыми понимается вид стандарта организации, принятый изготовителем продукции (исполнителем работы (услуги)), устанавливающий требования к безопасности и качественным показателям продукции (работы, услуги) и методам ее контроля;
устанавливаются требования к национальной системе стандартизации, национальному органу РФ по стандартизации, техническим комитетам по стандартизации, документам по стандартизации;
определен механизм пересмотра национальных стандартов, на которые даны ссылки в нормативных правовых актах;
предусмотрено право национального органа Российской Федерации по стандартизации официально публиковать и распространять национальные стандарты, предварительные национальные стандарты, своды правил;
вводится знак национальной системы стандартизации, которым будет маркироваться продукция (работа, услуга) в случае, если изготовитель (поставщик, исполнитель) публично заявил, что продукция (работа, услуга) произведена по соответствующим национальным стандартам.
Законопроект предусматривает, что международные стандарты, региональные стандарты, стандарты иностранных государств применяются для широкого использования на территории РФ посредством принятия соответствующих национальных стандартов. Вместе с тем заинтересованные предприятия вправе применять такие стандарты напрямую без их адаптации в качестве национальных стандартов, что, по мнению разработчиков, может способствовать трансферту современных достижений науки и техники в рамках деятельности конкретных предприятий.
Законопроект предусматривает необходимость преобразования стандартов отраслей промышленности (ведомственных отраслевых стандартов) в национальные стандарты или своды правил в течение десяти лет с момента его вступления в силу, что позволит сохранить нормативные требования, применяемые в ряде отраслей промышленности.
http://fsa.gov.ru/news/index/show_id/836/
1 июля 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», который окончательно закрепляет формирование единой национальной системы аккредитации в России. В числе ключевых положений закона необходимо отметить закрепление за Федеральной службой по аккредитации полномочий единого национального органа по аккредитации, а также установление универсальных правил аккредитации в национальной системе, соответствующих международным стандартам. Кроме того, закон содержит ряд положений, которые уточняют действовавшую ранее процедуру аккредитации, вводят новые механизмы контроля за аккредитованными лицами, закрепляют статус экспертов и экспертных организаций и др.
Помимо закона об аккредитации, сегодня также вступает в силу корпус нормативных документов, необходимых для его реализации. Прежде всего, это «закон-спутник», которым вносятся изменения в законодательство, смежное с аккредитацией. Также вступают постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие особенности аккредитации в отдельных сферах, сроки в рамках процедуры аккредитации и подтверждения компетентности, а также порядок деятельности комиссии по апелляциям при Федеральной службе по аккредитации. Наконец, для реализации закона об аккредитации был принят целый ряд приказов Министерства экономического развития России, направленных на реализацию отдельных положений закона в части требований к аккредитованным лицам, экспертам по аккредитации и техническим экспертам, утверждения форм используемых при оказании госуслуг документов и осуществления отдельных административных процедур в рамках аккредитации.
Вступление в силу корпуса вышеуказанных документов знаменует собой завершение многолетней работы по формированию системы правового регулирования аккредитации, а также означает переход на финальный этап реформы системы аккредитации, связанный с внедрением новых правил и получением международного признания.
http://buh.ru/news/uchet_nalogi/36247/ В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ с 2014 года вместо аттестации рабочих работодатели должны проводить специальную оценку условий труда.
Если вредные или опасные условия труда не выявлены, то организации и предприниматели должны представить в трудовую инспекцию по месту своего нахождения Декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по форме, утв. приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н.
Минтруд в письме от 23.06.2014 № 15-1/В-724 разъяснил порядок заполнения строк указанной формы декларации:
- юридические лица и предприниматели должны указывать полное наименование юрлица и фактический адрес в соответствии с уставными документами независимо от наличия филиалов или представительств;
- при описании рабочих мест наименование должности, профессии или специальности работника (работников), численность занятых на декларируемом месте работников указывается в соответствии с Картой специальной оценки условий труда рабочего места. При этом работодатель наименование профессии (должности), учет рабочих мест осуществляет самостоятельно с учетом норм законодательства о труде;
- индивидуальный номер рабочего места указывается в соответствии с первой графой Перечня рабочих мест, на которых была проведена спецоценка. Если декларируются аналогичные рабочие места, то их порядковые номера указываются с добавлением прописной буквы «А» в соответствии с данными четвертой графы Перечня;
- при заполнении строки «Реквизиты заключения эксперта организации, проводившей специальную оценку условий труда» должна указываться фамилия и инициалы эксперта, который идентифицировал потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы, организация, проводившая спецоценку и дату и номер заключения эксперта.
В письме отмечено, что Перечень и Карта специальной оценки условий труда – это часть отчета о проведении спецоценки, утв. приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.
http://law.edu.ru/centers/labourlaw/message.asp?mID=969844167 Как сообщает официальный сайт Минтрудсоцзащиты, на очередном заседании Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова представила концепцию законопроекта о независимой оценке квалификации
Законопроектом предусматривается обеспечение регулирования принципиально нового для РФ вида оценки квалификации граждан – оценки на соответствие единым требованиям к квалификации граждан, установленным профессиональными стандартами. Оценка квалификации, предусмотренная законопроектом, будет независимой от работодателей, работники которых проходят указанную оценку, и от организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых лицами, проходящими указанную оценку, получено профессиональное образование или пройдено профессиональное обучение
http://law.edu.ru/centers/labourlaw/message.asp?mID=969844166 Как сообщил Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин по итогам заседания Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, Минтруд России предлагает выдавать работодателям сертификаты на привлечение работников (официальный сайт Минтрудсоцзащиты.
В настоящее время внутренняя трудовая миграция преимущественно направлена в три субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Московская область (66,2 % от численности населения, выезжающего на работу в другой субъект Российской Федерации). При этом граждане не пользуются какой-либо поддержкой со стороны государства. С целью переориентации данных потоков и направления их в другие регионы, в которых требуется привлечение трудовых ресурсов, Минтруд России подготовил предложения по реализации мероприятий по повышению трудовой мобильности граждан и стимулированию привлечения трудовых ресурсов в территории, не относящиеся к территориям естественной миграционной привлекательности. Он сказал, что сегодня затраты работодателя в среднем на привлечение одного человека составляют около 300 тысяч рублей, что включает в себя стоимость аренды жильядля работника на год, его переезд и при необходимости – стоимость обучения. По словам Министра, государство может взять на себя компенсацию 75 процентов затрат через оплату сертификата. «Сейчас обсуждается сумма 225 тысяч рублей на условиях софинансирования: 150 тысяч дает федерация, 75 тысяч – субъект», – уточнил Максим Топилин. Предлагается, что новый механизм стимулирования трудовой мобильности начнет применяться уже в 2015 году
http://law.edu.ru/centers/labourlaw/message.asp?mID=969844150 Госдума приняла в новой редакции статью 374 ТК (гарантии работникам, входящим в состав выборных профорганов и не освобожденным от основной работы). Увольнение профлидеров “по хотению” работодателя, помимо общего порядка, будет допустимо только с учетом мнения вышестоящего выборного профоргана или с согласия Госинспекции труда
Причина разработки проекта - определение КС РФ от 3.11.2009, по которому один из пунктов ст. 374 ТК был сочтен не соответствующим Конституции. Эта норма защищала неосвобожденных профактивистов от “произвольных” увольнений (например, по причине “неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей” при наличии дисциплинарного взыскания). Руководители (их заместители) выборных органов первичек и профорганизаций структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденные от основной работы, могли быть уволены нанимателем только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профоргана. Как говорит председатель комитета ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов Андрей Исаев, решение КС было связано с тем, что “один из “альтернативных профсоюзов” не дал разрешения на увольнение своего представителя, грубо нарушившего трудовое законодательство и дисциплину на производстве”. В итоге КС “из единичного факта сделал вывод о том, будто особые условия увольнения профактивистов нарушают статью Конституции” (о равенстве прав граждан). Исаев убежден, что согласиться с такой трактовкой нельзя, но исполнять вердикты высших судов страны обязаны все
http://law.edu.ru/centers/labourlaw/message.asp?mID=969844149 Росстат опубликовал итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю мая 2014 года.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в мае 2014г. составила 75,3 млн.человек, или более 52% от общей численности населения страны. В численности экономически активного населения 71,6 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,7 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в мае 2014г. составил 4,9% (без исключения сезонного фактора). Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в мае 2014г. составил 65,4%.
По сравнению с апрелем 2014г. численность занятого населения в мае 2014г. увеличилась на 645 тыс.человек или на 0,9%, численность безработных уменьшилась на 284 тыс.человек, или на 7,1%. По сравнению с маем 2013г. численность занятого населения осталась на том же уровне, численность безработных уменьшилась на 202 тыс.человек, или на 5,2%. Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,1 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце мая 2014г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 905 тыс.человек, что на 3,0% меньше по сравнению с апрелем 2014г. и на 10,4% - по сравнению с маем 2013 года.
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости в мае 2014г. около 72% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в мае 2014г. составила 25,2%, среди безработных женщин - 31,8%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в мае 2014г. его использовали 62,5% безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы, который использовали более трети безработных.
Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в мае 2014г. составила 45,8%, доля городских жителей - 63,1%. Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В мае 2014г. это превышение составило 1,9 раза.
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в мае 2014г. составил 36,2 года. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 21,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 3,0%, 20-24 лет - 18,6%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (21,8%) и 20-24 лет (11,5%). По сравнению с маем 2013г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 0,4 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет уменьшился на 0,1 процентного пункта. В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в мае 2014г. составил 12,3%, в том числе среди городского населения - 10,7%, среди сельского населения - 16,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,1 раза, сельского населения - 2,4 раза.
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 31,1% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,0% безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 30,3%, среди городских - 25,2%.
Наличие опыта работы. В численности безработных 28,0% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В мае 2014г. их численность по сравнению с маем 2013г. уменьшилась на 68 тыс.человек, или на 6,2% и составила 1,0 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 8,9% составляет молодежь в возрасте от 15 до 19 лет, 40,7% - от 20 до 24 лет, 23,0% - от 25 до 29 лет. В мае 2014г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 15,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 27,6% (в мае 2013г. - соответственно 18,1% и 27,3%).
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.