Меню по разделу
+
Многие задаются вопросом, проводить ли специальную оценку условий труда уже сейчас или подождать? Как ответить на столь каверзный вопрос? Некоторые «эксперты» говорят о том, что проводить уже пора, так как есть методика, есть организации, а что еще нужно? Собственно, нет тех умных экспертов, которые, в первую очередь, и должны оценить все вредности и опасности на рабочих местах.
Как же быть? Скорее всего до конца года процедуру как таковую запустить не удастся, и даже то, что Минтруд обещает доделать все свои правовые акты до 1 августа не позволит запустить спецоценку, так как на обучение и получения сертификатов экспертам как-никак надо время. А пока разработанный еще в конце прошлого года проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка аттестации лиц на право выполнения работ по специальной оценке условий труда» находится в подвешенном состоянии.
Кто же он, эксперт в сфере специальной оценки условий труда? Во-первых, это сотрудник организации, аккредитованной на выполнение работ по спецоценки, на руках у которого есть специальный сертификат. Во-вторых, это лицо обязательно с высшим образованием и дополнительным образованием по спецоценке в объеме не менее 72 часов. Плюс ко всему супер-эксперт должен иметь опыт практической работы в сфере спецоценки не менее трех лет. Данный пункт не раз удивлял всех и каждого. Откуда же у еще не родившихся эксперта и самой спецоценки такой опыт? Минтруд разъясняет. В данный опыт может входить работа и по проведению производственного контроля, работа в испытательных лабораториях по подтверждению соответствия (например, работа в должности главного метролога, инженера-лаборанта, инженера по метрологии и т.д.). Скорее всего сюда же можно будет отнести и тех специалистов, которые ранее проводили аттестацию.
И в-третьих, эксперт должен знать и уметь выполнять свою работу как таковую, а именно, уметь выявить и описать вредные и (или) опасные производственные факторы, сопоставить найденное со специальным классификатором, сделать выводы о необходимости дальнейших измерений и исследований условий труда на рабочем месте и собственно выполнить эти измерения и исследования. Кроме того, эксперт должен установить класс условий труда и оформить результаты выявления вредностей и опасностей. Отчет, по результатам своей работы эксперт предоставляет комиссии по проведению спецоценки.
Что бы подтвердить свои знания претендент в эксперты должен будет ответить на 40 тестовых вопросов, которые система выберет случайным образом из базы данных, включающей в себя более 1000 вопросов из различных областей охраны труда. Испытание будет удачно пройденным, если претендент даст 36 и более правильных ответов. После чего эксперту будет выдан сертификат, а его данные будут занесены в специальный реестр наподобие того, что существует сейчас и содержит в себе данные об организациях, предлагающих свои услуги в области охраны труда.
Еще одним фактом того, что спецоценка до 1 января 2015 года работать не будет, это то, что только с этого момента вступят поправки в КоАП об административной ответственности организаций и лиц, предоставляющих услуги в области спецоценки условий труда. Поправки предусматривают наложение штрафа на организации и экспертов, дисквалификацию последних или лишение сертификата. Организация может поплатиться приостановлением своей деятельности на срок до 90 суток.
Что же получается? Согласно Федеральному закону «О специальной оценке условий труда», данная процедура может проводиться только при наличии экспертов в сфере специальной оценки условий труда, а так как их на настоящее время нет, то и провести ее фактически невозможно. Так что не попадайтесь на удочку недобросовестных фирм, предлагающих мифические услуги, а лучше следите за изменениями в законодательстве, ведь рано или поздно (хочется надеется, что рано) эксперты все-таки появятся!
Комментарии
Где выделил двоякую ситуацию с проведением или не провидением СОУТ до 01.01.2015
Новосибирски ГИТ пишет по этому поводу следующее:
Далее, либо через суд, либо смирись и подставь левую щеку.
Учитывая расточительно-экономическую ситуацию в этом году (Олимпиада, Крым, Сирия, ЧС на Алтае и т.д.), управляющей элите целесообразно пополнять казну максимальными штрафами с помощью гос инструментов, таких как ГИТ, РТН, РПН и т.п.
Вроде как все твердят за справедливость, но справедливость тут не проходила..
Вроде как везде есть люди, грамотные люди, но почему-то крутятся-крутятся в этой карусели, крутят-крутят эти шестеренки.. видимо, хотят изменить мир к лучшему, но пока..
П.С. Мое субъективное
"Так что не попадайтесь на удочку недобросовестных фирм, предлагающих мифические услуги, а лучше следите за изменениями в законодательстве, ведь рано или поздно (хочется надеется, что рано) эксперты все-таки появятся!"
Так что не попадайтесь на удочку недобросовестных интернетных писателей.
Статья 27. Переходные положения
1. Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. До дня вступления в силу федерального закона об аккредитации в национальной системе аккредитации аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
2. Организации, которые аккредитованы в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, и имеют в своем составе испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 году, вправе проводить специальную оценку условий труда без учета требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 19 настоящего Федерального закона, до 31 декабря 2014 года включительно.
3. Обязанности экспертов организаций, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, вправе выполнять лица, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, к работе в испытательных лабораториях (центрах), по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, но не позднее сроков, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи.
Так что недобросовестных фирм, как и мифических услуг нет.
они же без работы идят
А если серьёзно, можно посидеть, подумать, проанализировать ошибки, допущенные при АРМ, почитать разные документы, пообщаться с СОТами, почитать отзывы о работе аттестующих организаций на нашем форуме и др., сделать выводы и приступить к работе по СОУТ добросовестно и преследуя одну только цель - объективную оценку условий труда и улучшение условий труда граждан РФ....
Профзаболевания - не регистрируются, несчастные случаи без смертельного исхода - тоже, несчастные случаи со смертельным исходом - всё же регистрируются, но (по оценкам МОТ) их число занижено в 1.6 раза...
Пособия инвалидам платит ФСС, а не работодатель - так зачем (ему) всё это? Лучше - купить второю яхту (внучке), или Челси и т.п. ...
А если бы работодатель отвечал за каждый случай профзаболевания - он бы сам лично (без бестолковых и ленивых экспертов со стороны, которые заведомо не знают специфику его предприятия) обнюхал каждое рабочее место, и устранил всё, что только можно - чтобы СВОИ денюжки сэкономить....
А тратить время и силы для экономии чужих (ФСС) денег - зачем ему надо? Так, глядишь, вместо яхты - придётся надувной матрас покупать!!
он бы сам лично (без бестолковых и ленивых экспертов со стороны, которые заведомо не знают специфику его предприятия) обнюхал каждое рабочее место, и устранил всё, что только можно - чтобы СВОИ денюжки сэкономить....