Прошло уже более двух месяцев с начала 2014 года, а это значит, что специальная оценка условий труда должна бы во всю работать, так как с 1 января текущего года Федеральный закон об ее утверждении вступил в действие. Но никого не удивляет, что воз и ныне там. Кроме всего прочего, в Трудовой кодекс РФ были внесены изменения, который исключают проведение на территории России аттестации рабочих мест по условий труда, однако Порядок о ее проведении все еще не упразднен или же хватит только изменений в ТК?
Аттестации нет, спецоценка есть только на бумаге, как же вести себя инспекторам Госинспекции труда, которые так привыкли к тому, что работодатель никак не хочет проводить аттестацию. Но если раньше можно было спросить с него карты аттестации, то теперь положение явно затруднительное.
Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда» данная процедура проводится на основании методики ее проведения, утверждаемой органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Проще говоря, Методика утверждается приказом Минтруда. Приказ вышел аж в конце января, но толи сказалась олимпиада, то ли месяц февраль был слишком коротким для работы, но Минюст до сих пор не регистрирует у себя данный документ. Соответственно данная Методика юридической силы на сегодняшний момент не имеет.
Минтруд не отрицает данного факта и на основании отсутствующей минюстовской регистрации не требует, чтобы лица органов государственного надзора выражали при проверках свои требования о незамедлительном проведении спецоценки условий труда. В тексте разъяснений, размещенном на официальном портале министерства, через запятую были указаны и требования к аттестации рабочих мест, но каким боком она здесь и сейчас? Пора бы уже избавиться от этого устаревшего словосочетания.
Что же получается, спецоценка есть только на бумаге, аттестация же в некоторых организациях проведена, причем результаты ее останутся действительными на привычный срок – 5 лет, единственное «но», которое отсюда вытекает – это то, что данные результаты, в отличие от результатов специальной оценки условий труда, работодатель не может использовать, чтобы освободить себя от уплаты избыточных взносов в Пенсионный фонд РФ. Вот такая вот дискриминация.
Кстати, проект приказа Минтруда «Об утверждении Порядка аттестации лиц на право выполнения работ по специальной оценке условий труда», который Минэкономразвитием был признан несоответствующим требованиям оценки регулирующего воздействия, одно время числился вот-вот подписанным, несмотря на отрицательное заключение. Сейчас же данный документ исчез с простора официального портала для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения, но появился другой, с не менее интересным названием «Об утверждении Порядка проведения аттестационного испытания с целью получения сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда». К сожалению текст приказа пока не представлен, очень бы хотелось услышать разъяснения Минтруда и по этому поводу.
То есть из этого следует, что ГИТ имеют право выдавать предписания о проведении СОУТ, но с указанием разумных сроков, то есть пока не будут урегулированы все вопросы по НПА, можно ходатайствовать о продлении сроков предписания по вопросам
СОУТ и ГИТ не может отказать в их удовлетворении!
Сложившаяся ситуация еще раз доказывает, что к охране труда надо относиться не слишком серьезно...
Смешно! На месте надзорных органов, если работодатель принесет бумажку с этими разъяснениями, самое правильное просто скомкать ее и в урну. Хотя не исключаю, что в России для одного бюрократа бумажка другого бюрократа на самом деле статусом может оказаться выше федерального закона.
А вообще интересная штука получается с малым бизнесом, который специализировался на АРМ. Бизнес поделился на 3 категории:
1) честные - сидят в убытке, т.к. работать по сути благодаря заботе Минтруда нельзя, люди отправлены в отпуска за свой счет.
2) ушлые - работаю и делают АРМ, оформляя ее задним числом до 2014 года
3) отчаянные - уже делают спецоценку условий труда, все по закону, методика сути не изменит этой процедуры, особенно для тех кто и ранее умудрялся без выездов на рабочие места делать АРМ под ключ.
Да, что касается подготовки экспертов без существующих программ обучения - тут вообще песня! 19-30тр стоит такое обучение и реклама просто валом идет!
Сергей: ...охрана труда - крайне серьезная тема ...
Ребята, да если провести АРМ или спецоценку на совесть везде, да потом начать регистрировать профзаболевания - тут такое выяснится... Охрана труда нужна - позарез нужна (НАМ), но такая, которая помогает людям сохранить жизнь и здоровье. А чиновникам, которые вчера работали у продавщицы сырья для производства наркотика "крокодил" Голиковой, и (ещё больше) прихватизаторам - ни АРМ, ни спецоценка, ни охрана труда - всё это совершенно не нужно. Бухгалтерам нужно то, что они умеют тратить и переводить на счета в банки. Но рулят - они, и результат налицо.
... если уж говорить о пути, то путь, конечно, есть; это ДЕМОКРАТИЯ. Но демократия, как говорит само слово, - это когда народ распоряжается своей судьбой. …
... говорят: ну, некого избирать... Да, конечно. Если Вы избираете только из тех, кто уже топчется на топталовке, может быть, Вам и некого из них избирать..."
Официально документ также нигде не был опубликован.
Формально государственный инспектор труда, выдающий предписание о проведении специальной оценки условий труда, прав. Потому что, работодатель, обязан эту самую спецоценку провести - в соответствии со ст.212 ТК РФ...
Аналогичная ситуация была с сертификацией работ по охране труда. Нормативный правовой акт, регулирующий проведение сертификации, был отменен. Но норма в ФЗ (ТК РФ) продолжала действовать...Что делать?
И с таким вопросом столкнулись многие работодатели Камчатского края, на которых органы прокуратуры массово подавали в 2010-2011 гг. исковые заявления о возложении обязанности "провести АРМ с последующей сертификацией"...
Что делали работодатели?
Получив судебное решение на руки (а ранее - согласившись с ним в судебном заседании), работодатели писали запрос в КГУ "Камчатский центр охраны труда" с просьбой о проведении сертификации работ по охране труда (КГУ "Камчатский центр охраны труда" - единственная организация на Камчатке, которая имела право на проведение работ по сертификации). В ответ работодатель, которого суд обязал провести сертификацию, получал письмо, из которого следовало, что хотя и норма в ТК РФ об этом есть, но нормативного правового акта - нет. В связи с чем, провести сертификацию не представляется возможным...
Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда
С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (подп. "г" п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).
По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).
По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.
Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.
Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).
Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).