Ќа главную
Ќа главную

ћинтруда дает разъ€снени€

ћинтруда дает разъ€снени€
11 ћарта 2014 | «аконотворчество

ѕрошло уже более двух мес€цев с начала 2014 года, а это значит, что специальна€ оценка условий труда должна бы во всю работать, так как с 1 €нвар€ текущего года ‘едеральный закон об ее утверждении вступил в действие. Ќо никого не удивл€ет, что воз и ныне там.  роме всего прочего, в “рудовой кодекс –‘ были внесены изменени€, который исключают проведение на территории –оссии аттестации рабочих мест по условий труда, однако ѕор€док о ее проведении все еще не упразднен или же хватит только изменений в “ ?

јттестации нет, спецоценка есть только на бумаге, как же вести себ€ инспекторам √осинспекции труда, которые так привыкли к тому, что работодатель никак не хочет проводить аттестацию. Ќо если раньше можно было спросить с него карты аттестации, то теперь положение €вно затруднительное.

—огласно ‘едеральному закону от 28.12.2013 є 426 «ќ специальной оценке условий труда» данна€ процедура проводитс€ на основании методики ее проведени€, утверждаемой органом исполнительной власти, осуществл€ющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнени€ –оссийской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. ѕроще говор€, ћетодика утверждаетс€ приказом ћинтруда. ѕриказ вышел аж в конце €нвар€, но толи сказалась олимпиада, то ли мес€ц февраль был слишком коротким дл€ работы, но ћинюст до сих пор не регистрирует у себ€ данный документ. —оответственно данна€ ћетодика юридической силы на сегодн€шний момент не имеет.

ћинтруд не отрицает данного факта и на основании отсутствующей минюстовской регистрации не требует, чтобы лица органов государственного надзора выражали при проверках свои требовани€ о незамедлительном проведении спецоценки условий труда. ¬ тексте разъ€снений, размещенном на официальном портале министерства, через зап€тую были указаны и требовани€ к аттестации рабочих мест, но каким боком она здесь и сейчас? ѕора бы уже избавитьс€ от этого устаревшего словосочетани€.

„то же получаетс€, спецоценка есть только на бумаге, аттестаци€ же в некоторых организаци€х проведена, причем результаты ее останутс€ действительными на привычный срок – 5 лет, единственное Ђної, которое отсюда вытекает Ц это то, что данные результаты, в отличие от результатов специальной оценки условий труда, работодатель не может использовать, чтобы освободить себ€ от уплаты избыточных взносов в ѕенсионный фонд –‘. ¬от така€ вот дискриминаци€.

 стати, проект приказа ћинтруда Ђќб утверждении ѕор€дка аттестации лиц на право выполнени€ работ по специальной оценке условий трудаї, который ћинэкономразвитием был признан несоответствующим требовани€м оценки регулирующего воздействи€, одно врем€ числилс€ вот-вот подписанным, несмотр€ на отрицательное заключение. —ейчас же данный документ исчез с простора официального портала дл€ размещени€ информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждени€, но по€вилс€ другой, с не менее интересным названием Ђќб утверждении ѕор€дка проведени€ аттестационного испытани€ с целью получени€ сертификата эксперта на право выполнени€ работ по специальной оценке условий трудаї.   сожалению текст приказа пока не представлен, очень бы хотелось услышать разъ€снени€ ћинтруда и по этому поводу.

ќльга »ванова
8 171 24 10
ћне нравитс€
 омментировать ƒобавить в закладки

 омментарии

0 ћне нравитс€
Ќиколай  улибаба
”важаемые коллеги, мастера своего дела. —ложивша€с€ ситуаци€ еще раз доказывает, что к охране труда надо относитьс€ не слишком серьезно....как это не печально.
0 ћне нравитс€
Ќиколай
ћинтруд разъ€сн€ет, цитата: "¬ этой св€зи требование отдельных должностных лиц органов государственного надзора к работодател€м о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда, либо аттестации рабочих мест необоснованны".
“о есть из этого следует, что √»“ имеют право выдавать предписани€ о проведении —ќ”“, но с указанием разумных сроков, то есть пока не будут урегулированы все вопросы по Ќѕј, можно ходатайствовать о продлении сроков предписани€ по вопросам
—ќ”“ и √»“ не может отказать в их удовлетворении!
0 ћне нравитс€
—ергей “ункин
÷итата
Ќиколай  улибаба пишет:
—ложивша€с€ ситуаци€ еще раз доказывает, что к охране труда надо относитьс€ не слишком серьезно...
Ќиколай, не соглашусь с ¬ами! охрана труда - крайне серьезна€ тема и сегодн€шн€€ проблема кроетс€ в том, чтобы минтруд начал к ней также относитьс€ вполне серьезно, а не т€п л€п. ѕора многим выключить "счетчики" и включить разум.  то мешал нормальные документы все заранее подготовить, кто мешал дату ввода в действие закона поставить через год, к примеру. ј сейчас что имеем? Ќа одной чаше закон, на другой разъ€снени€.  то нибудь знает статус данного разъ€снени€? –азъ€снени€ эти официальные? минюстом зарегистрированы? неужели какие-то разъ€снени€ могут поставить под сомнение действие закона?
—мешно! Ќа месте надзорных органов, если работодатель принесет бумажку с этими разъ€снени€ми, самое правильное просто скомкать ее и в урну. ’от€ не исключаю, что в –оссии дл€ одного бюрократа бумажка другого бюрократа на самом деле статусом может оказатьс€ выше федерального закона.

ј вообще интересна€ штука получаетс€ с малым бизнесом, который специализировалс€ на ј–ћ. Ѕизнес поделилс€ на 3 категории:
1) честные - сид€т в убытке, т.к. работать по сути благодар€ заботе ћинтруда нельз€, люди отправлены в отпуска за свой счет.
2) ушлые - работаю и делают ј–ћ, оформл€€ ее задним числом до 2014 года
3) отча€нные  - уже делают спецоценку условий труда, все по закону, методика сути не изменит этой процедуры, особенно дл€ тех кто и ранее умудр€лс€ без выездов на рабочие места делать ј–ћ под ключ.

ƒа, что касаетс€ подготовки экспертов без существующих программ обучени€ - тут вообще песн€! 19-30тр стоит такое обучение и реклама просто валом идет!
0 ћне нравитс€
Ќиколай: ...к охране труда надо относитьс€ не слишком серьезно....как это не печально.
—ергей: ...охрана труда - крайне серьезна€ тема ...

–еб€та, да если провести ј–ћ или спецоценку на совесть везде, да потом начать регистрировать профзаболевани€ - тут такое вы€снитс€... ќхрана труда нужна - позарез нужна (Ќјћ), но така€, котора€ помогает люд€м сохранить жизнь и здоровье. ј чиновникам, которые вчера работали у продавщицы сырь€ дл€ производства наркотика "крокодил" √оликовой, и (ещЄ больше) прихватизаторам - ни ј–ћ, ни спецоценка, ни охрана труда  -  всЄ это совершенно не нужно. Ѕухгалтерам нужно то, что они умеют тратить и переводить на счета в банки. Ќо рул€т - они, и результат налицо.
÷итата
"... Ќикакой ÷ентральный  омитет, никака€ президентска€ команда, никакое правительство никакого выбора пути не может сделать. ¬ообще. » покинем надежды, если у кого-нибудь они есть, что с какого-то момента Ё“ј власть »Ћ» —Ћ≈ƒ”ёўјя ¬Ћј—“№, наконец, даст нам свободный выход. Ќ» ќ√ƒј Ќ≈ ƒј—“. ѕросто потому, что власть неспособна творить народную жизнь. Е
... если уж говорить о пути, то путь, конечно, есть; это ƒ≈ћќ –ј“»я. Ќо демократи€, как говорит само слово, - это когда народ распор€жаетс€ своей судьбой. Е
... говор€т: ну, некого избирать... ƒа, конечно. ≈сли ¬ы избираете только из тех, кто уже топчетс€ на топталовке, может быть, ¬ам и некого из них избирать..."
- ќтветы участникам семинара "Ќаука и власть", —олженицын ј»
0 ћне нравитс€
ћаксим ѕр€ников
ѕодскажите, может кто знает. ¬вели ли компенсации за оплату спецоценки условий труда со стороны ‘—— наподобие компенсации за ј–ћ рабочих мест. ћес€ц назад узнавал в ‘——, говорили что нету, возможно позже введут, т.к. —ќ”“ пригла на смену ј–ћ
0 ћне нравитс€
—ергей “ункин
Ќигде нет информации кем подписаны эти разъ€снени€. я надеюсь что на оригинале стоит подпись министра, а не абы какого чиновника, наход€щегос€ в здании минтруда и пытающегос€ хоть как то прикрыть кос€ки в искусственно созданной ситуации.
ќфициально документ также нигде не был опубликован.
0 ћне нравитс€
–услан
ћне кажетс€, что ћинистерство труда в этом вопросе не совсем правильно примен€ет закон...
‘ормально государственный инспектор труда, выдающий предписание о проведении специальной оценки условий труда, прав. ѕотому что, работодатель, об€зан эту самую спецоценку провести - в соответствии со ст.212 “  –‘...

јналогична€ ситуаци€ была с сертификацией работ по охране труда. Ќормативный правовой акт, регулирующий проведение сертификации, был отменен. Ќо норма в ‘« (“  –‘) продолжала действовать...„то делать?

» с таким вопросом столкнулись многие работодатели  амчатского кра€, на которых органы прокуратуры массово подавали в 2010-2011 гг. исковые за€влени€ о возложении об€занности "провести ј–ћ с последующей сертификацией"...

„то делали работодатели?

ѕолучив судебное решение на руки (а ранее - согласившись с ним в судебном заседании), работодатели писали запрос в  √” " амчатский центр охраны труда" с просьбой о проведении сертификации работ по охране труда ( √” " амчатский центр охраны труда" - единственна€ организаци€ на  амчатке, котора€ имела право на проведение работ по сертификации). ¬ ответ работодатель, которого суд об€зал провести сертификацию, получал письмо, из которого следовало, что хот€ и норма в “  –‘ об этом есть, но нормативного правового акта - нет. ¬ св€зи с чем, провести сертификацию не представл€етс€ возможным...
0 ћне нравитс€
ƒмитрий  арпенко
ќчень кака€ то сложна€ система... ѕредписание, суд, переписка...  акой смысл выполн€ть столько телодвижений, отвлекать столько человек от работы, чтоб в итоге прийти, к тому что было заранее известно... ѕо-моему можно наложить мораторий на применение данной статьи “  –‘ до прин€ти€ соответствующих нормативных актов регламентирующих процедуру проведени€ —”ќ“..  ¬ конечном счете полгода ничего не решат в данной ситуации: у кого не была проведена ј–ћ - не факт что они брос€тс€ проводить еЄ в феврале 2014 года, а кто провел ј–ћ - можно руководствоватьс€ результатами ј–ћ и еще полгода... ј вот такими непон€тными полумерами ћинтруд дает возможность нечистым на руку должностным лицам государственной инспекции  труда и аттестующих организаций "наваритьс€" на не знании своих прав работодател€х... ѕри этом работникам, ради которых и затевалось это все, от таких действий будет ни холодно, ни жарко...
0 ћне нравитс€
ќлег  аримов
специальна€ оценка труда, аттестаци€ рабочих мест или как можно это назвать не даст тот эффект по выполнению требований на их выполнени€ пока не внесут соответствующие штрафные санкции к неродовым работодател€м, а про √»“ можно пока подумать т.к. в некоторых регионах инспектора хорошие и сто€т на защите рабочего, не говор€ про некоторые такие как в „увашской –еспублике о квалификации которых можно долго рассуждать.
0 ћне нравитс€
EvGen84
 «ачем спорить - все разъ€снено:

јттестаци€ рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда
— 1 €нвар€ 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальна€ оценка условий труда, котора€ должна проводитьс€ в соответствии с ‘едеральным законом от 28.12.2013 N 426-‘«. Ќапомним, что в силу ч. 12 ст. 209 “  –‘ в старой редакции аттестаци€ проводилась в пор€дке, утвержденном ѕриказом ћинздравсоцразвити€ –оссии от 26.04.2011 N 342н (далее - ѕор€док аттестации). —пециальна€ оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 ‘едерального закона от 24.07.2009 N 212-‘« как основание освобождени€ от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. „. 4 ст. 58.3 ‘едерального закона от 24.07.2009 N 212-‘« утратила силу 1 €нвар€ 2014 г. (подп. "г" п. 4 ст. 13 ‘едерального закона от 28.12.2013 N 421-‘«).
ѕо аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда примен€ютс€, в частности, дл€ предоставлени€ работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных “рудовым кодексом –‘, а также дл€ установлени€ дополнительных тарифов страховых взносов в ѕ‘–, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на об€зательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обосновани€ финансировани€ меропри€тий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 ‘едерального закона от 28.12.2013 N 426-‘«).
—пециальна€ оценка проводитс€ в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые труд€тс€ у физлиц, не €вл€ющихс€ предпринимател€ми (ст. 3 ‘едерального закона от 28.12.2013 N 426-‘«). ќсобые положени€ предусмотрены дл€ государственных гражданских и муниципальных служащих. Ќапомним, что в п. 4 ѕор€дка аттестации были установлены иные исключени€ (в частности, аттестаци€ могла не проводитьс€ в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были зан€ты только работой на персональных компьютерах).
ѕо общему правилу оценка условий труда проводитс€ не реже чем один раз в п€ть лет, если нет оснований дл€ внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 ‘едерального закона от 28.12.2013 N 426-‘«). ќтметим, что в соответствии с п. 8 ѕор€дка аттестации в отношении тех рабочих мест, услови€ труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторна€ аттестаци€ могла не проводитьс€.
—ущественным нововведением €вл€етс€ установление в ст. 14 ‘едерального закона от 28.12.2013 N 426-‘« классификации условий труда. ѕо степени вредности и (или) опасности они подраздел€ютс€ на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). ¬ свою очередь, вредные услови€ могут быть четырех степеней (подклассов). —ледует отметить, что в названной статье разъ€сн€етс€, какие именно услови€ труда относ€тс€ к каждому классу (подклассу).
—огласно ч. 2 ст. 8 ‘едерального закона от 28.12.2013 N 426-‘« специальна€ оценка условий труда проводитс€ совместно работодателем и специализированной организацией, котора€ соответствует требовани€м, приведенным в ст. 19 данного «акона. „асть 2 ст. 4 ‘едерального закона от 28.12.2013 N 426-‘« устанавливает об€занности работодател€, в частности по обеспечению проведени€ такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.
ќбратим внимание на следующее. ≈сли в отношении рабочих мест была проведена аттестаци€, оценка условий труда может не проводитьс€ в течение п€ти лет с даты окончани€ аттестации, за исключением случаев назначени€ внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 ‘едерального закона от 28.12.2013 N 426-‘«). ѕредусмотрены и другие переходные положени€, касающиес€ юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 €нвар€ 2014 г. “ак, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечени€ срока действи€ имеющихс€ на день вступлени€ в силу ‘едерального закона от 28.12.2013 N 426-‘« аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабр€ 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 ‘едерального закона от 28.12.2013 N 426-‘«).
≈сли к специализированным организаци€м, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относ€тс€ испытательные лаборатории (центры), срок действи€ аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихс€ количества и состава экспертов (ч. 2 ст. 27 ‘едерального закона от 28.12.2013 N 426-‘«).
 одекс –‘ об административных правонарушени€х также дополнен новыми нормами. „асть 2 ст. 5.27.1  ојѕ –‘ предусматривает ответственность работодател€ за нарушение пор€дка проведени€ специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. ¬ этом случае примен€етс€ мера в виде предупреждени€ или штрафа (в частности, дл€ юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). ќтветственность специализированной организации за нарушение пор€дка проведени€ специальной оценки условий труда устанавливаетс€ ст. 14.54  ојѕ –‘. »зменени€, внесенные в  одекс –‘ об административных правонарушени€х, вступ€т в силу с 1 €нвар€ 2015 г. (ч. 2 ст. 15 ‘едерального закона от 28.12.2013 N 421-‘«).

 омментарии могут оставл€ть только зарегистрированные пользователи.

ѕожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.