С одной стороны, всем ясно, что Госэкспертиза условий труда как минимум последние 10 лет - это полная фикция. Основная масса чиновников госструктур, проводящих государственную экспертизу условий труда, не обладает соответствующими знаниями и образованием. Как правило, их специальное обучение ограничено стандартной 40 часовой программой обучения по охране труда в каком-нибудь столичном учебном заведении (типа ВЦОТа). Качество такого обучения сложно назвать высоким - значительная часть отзывов по нему оставляет желать лучшего. Кроме того, чтобы разобраться в тех или иных вопросах, касающихся условий труда, зачастую необходимы знания технологических процессов производства, устройства оборудования и еще массы других технических нюансов.
Хотя, следует заметить, что среди огромной «армии экспертов-чиновников» есть небольшой процент тех, кто наравне с экспертами по аттестации рабочих мест действительно прошел специальную подготовку, но и в этом случае возникает вопрос - разве это есть подготовка специалистов в области экспертизы условий труда? А вместе с тем необходимость такой специальной подготовки чиновников-экспертов более чем очевидна.
Еще одной проблемой госэкспертизы является отсутствие внятных документов, регламентирующих четкий порядок и технологию проведения экспертизы, регулирующих сам механизм определения условий труда в ходе экспертизы, нет четких требований к документам, предоставляемым на государственную экспертизу. Это снижает эффективность проведения экспертизы как таковой, а в ряде случаев даже создает возможность для злоупотреблений со стороны чиновников.
99% заключений экспертизы условий труда основываются на результатах аттестации рабочих мест, но выводы, указанные в аттестационных картах зачастую требуют дополнительной проверки. Хотя, казалось бы, как можно усомниться в выводах аттестации, выполненной аккредитованной в установленном порядке лабораторией – организацией, оказывающей услуги по проведению аттестации рабочих мест? Ведь не зря же эта организация была удостоена чести занесения ее в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда? У чиновников-экспертов условий труда зачастую возникают адекватные и в большей части справедливые сомнения, например, в том, что на некоторых (в действительности вредных) рабочих местах установлены допустимые условия труда и, наоборот, в том, что у служащего в своем комфортном кабинете, имеется установленная в ходе аттестации вредность с соответствующими компенсациями за вредные условия труда.
Но минтрудовская бумажка с печатью о внесении компании в реестр аккредитованных организаций, как правило, переубеждает здравый смысл эксперта и он соглашается с результатами сомнительной аттестации. Ведь доказать обратное госэкспертиза не в состоянии, исключением являются только формальные признаки допущенных в ходе аттестации нарушений (в комиссию кого-то не включили, приказ неправильно написали, сначала сделали замеры, а потом составили список мест и оборудования, ну или прибор какой вовремя не прошел поверку и т.д)
Практически всегда экспертиза проводится чиновником в своем кабинете - без выезда на место. Во-первых, работодатель не обязан пускать на свою территорию чиновника-эксперта, а если и пустит, то только по доброте душевной или из-за незнания законодательства. А во-вторых, что ему – чиновнику, там, собственно, и делать то? Приборов нет, да и необходимые знания и навыки работы с ними, чаще всего тоже отсутствуют.
Правда, в последние годы государство "освоило" достаточное количество миллионов на закупку таких лабораторий, но по какой цене их купили и где они - эти лаборатории, работают ли они и на кого - эта информация покрыта мраком.
Нужна ли государственная экспертиза условий труда в таком виде? - Конечно нет! Нужна ли она вообще? Скорее, да!
Планируемые изменения законодательства по охране труда, а именно: введение института специальной оценки труда и установление зависимости от ее результатов взносов на досрочное пенсионное обеспечение и социального страхования - вряд ли заставят работодателей улучшить условия труда, ведь проще и дешевле будет договориться с аккредитованной организацией. Работник просто будет брошен на произвол судьбы. Вот здесь-то экспертиза и должна бы стать опорой и поддержкой, гарантом объективного разрешения споров и защитником рабочего, потерявшего свое здоровье на производстве. Но для объективной оценки условий труда в спорных ситуациях госэкспертиза должна проводиться квалифицированными специалистами, обладающими соответствующими надзорными функциями с обязательным выездом на место и проведением необходимых исследований.
Кроме того, уничтожение экспертизы поставит под удар всю систему Государственного управления охраной труда на уровне субъектов. Ведь, как правило, в субъектах госэкспертиза условий труда и управление охраной труда – полномочия одной большой структуры, в которой именно экспертиза условий труда играет ведущую роль. Если исчезнет экспертиза, то что останется из реальной работы для органов госуправления охраной труда на уровне субъектов? А останутся, пожалуй, только безденежные региональные программы по улучшению условий труда, эффект от которых крайне сомнительный. Прогнозирование влияния такой программы при ее разработке скорее похоже на гадание на кофейной гуще. Основной показатель программ - снижение уровня травматизма. Да, травматизм снижается, но за счет чего? За счет эффективности программ или за счет того, что закрываются заводы, а рабочий человек становится вымирающим видом?
Жалко Государственную экспертизу условий труда. Так и не дали ей окрепнуть, встать на ноги, эволюционировать. Но жалко ее не в том виде, в котором она есть сейчас, а жалко само понятие, цели, средства, которые могли бы служить на благо простого работника. Не жалко той фикции, переливания из пустого в порожнее, чем занимается сейчас госэкспертиза. Ее работа - переписывание с одной бумажки в другую с гербом вверху и подписью эксперта внизу. Жалко месяца, который берет экспертиза на то, чтобы переписать результаты аттестации в свое заключение, жалко работников, которые надеются и верят, что им удастся отстоять свои права.
Проект изменений в Трудовой кодекс уже подготовлен, понятие государственной экспертизы условий труда собираются стереть с лица охраны труда. Стереть безвозвратно? Скорее всего нет. Уничтожить полностью было бы кощунством. Министерство труда предлагает отдать ее на откуп сторонам социального партнерства, т.е. профсоюзам, и госинспекциям труда, в том числе в виде внеплановых проверок. Но может быть Минтруд не в курсе, что технических инспекций в органах профсоюза практически не осталось, технические инспектора работают в одиночку, а госинспекция труда и так до предела завалена работой.
Желая упразднить госэскпертизу сейчас Минтруд совершает большую ошибку. И может быть не стоит торопиться, а надо просто подумать, и сделать из уже существующей процедуры экспертизы условий труда эффективный рабочий механизм: обучить специалистов, обеспечить их элементарными приборами, расширить полномочия - вот тогда госэкспертиза условий труда действительно могла бы стать эффективной и полезной.
*прим.: Видимо упразднить государственную экспертизу условий труда решили отчасти из-за ее несоответствующего ПОВЕДЕНИЯ. Может причина кроется в том, что "неподвластные Минтруду" региональные чиновники порой излишне критиковали не совсем понятную работу и политику Минтруда (Минздрава) России в сфере охраны труда? Если так - ситуация вскоре исправится :(
Комментарии
Но в таком виде, в каком она существовала и "работала" - лучше не надо. Она просто числилась. Автор статьи все правильно расписал. Но есть еще подводные камни, как мне кажется.
Вспоминаю нашумевшую эпопею с введением гос знака качества. Ужесточение работы ОТК и ее реформирование. Помню слабо (забывается), по телевизору трескотня шла дай бог. Что-то решалось на самых высоких верхах. Даже начальники предприятий, некоторые, перешли в ОТК. Такие им обещали головокружительные возможности и полномочия. И что? Где эта ОТК и знак какчества? Нет их. Потому, что когда трескотня поутихла и с трезвой головой порассуждали, выяснилось, что если ОТК заработает на 100% без булды, то надо будет ЗАКРЫТЬ многие производства, не то что отдельные линии или станки. Государи наши - ИСПУГАЛИСЬ.
Вот и сейчас, трескотня вокруг рисков, СОУТ. "Новая" госструктура под именем Минтруд должна доказывать свою нужность. Вот и выдумывают. Чем плоха была отлаженная и уже всем понятная а.р.м.? Нет, надо заменить название, поменять словосочетания и придать "научности". А цели те же и методы (разница не существенная).
Не помню в каком № журнала ОТиСС писалось, что Китай из-за неудовлетворительных условий труда ЗАКРЫЛ 30 000 организаций. Вот это я понимаю, это кардинальное решение проблем. А у нас решили поиграть в ИБДэшников (имитаторы бурной деятельности).
Нужно всего лишь, чтобы госэкспертиза ЗАРАБОТАЛА!!!
Кому как не их специалистам должно быть яснее ясного, где аттестующая организация схитрила, а где работодатель. Я пришел в организацию, в которой перед приходом провели а.р.м. Я возрадовался, вот молодцы! А когда стал просматривать документы, у меня вопросов возникло на целый лист. Так я же не экспертиза, я не имею лаборатории. Госэкспертиза должна быть грозой для аттестующих организаций и для работодателей! Все должны изначально понимать, что там сидят не дураки, их на мякине не проведешь. А работники должны быть уверены, что обратись в эту структуру и лучше нее никто другой не разберется с УТ.
Будем надеяться, что к нашим постам возможно прислушаются, что их читают...
может быть там наверху перестанут борщ на брюки лить
... как можно усомниться в выводах аттестации, выполненной аккредитованной в установленном порядке лабораторией – организацией, оказывающей услуги по проведению аттестации рабочих мест?
Чем плоха была отлаженная и уже всем понятная а.р.м.?
Пока профзаболевания не станут регистрироваться - вряд ли что-то измениться. ОТВЕТСТВЕННОСТИ - никакой нет
- Чем плоха была отлаженная и уже всем понятная а.р.м.?
Разве это ее вина, что государственные структуры надзора и контроля НЕ исполняют свои обязанности, но все время жалуются на маленькую зарплату?!
По поводу плачевного состояния дел с ОТ я как-то писал на одном из сайтов: у нас уйма всевозможнейших "законов", а беда лишь в том, что их в большинстве своем работодатели стараются НЕ исполнять. И привел сентенцию: "...каждый действует ТАК, как ему - ДАЮТ!!!".
Я вот в феврале пришел в организацию, в которой как я думал - о счастье, а.р.м. провели. Когда познакомился с документами, понял, что тут было не паханое поле для навешивания лапши. В результате из 54 р.м. для 100 работников, все р.м. признаны аттестованными с классом УТ - 2 (допустимые)...И одновременно по классу травмоопасности - 3. Потому, что не был назначен ответственный за электробезопасность в учреждении, коэффициент пульсации люминисцентных ламп превысил норму, не проводилось присвоение 1-й группы допуска по электробезопасности.