По мнению Минтруда Рф специальная оценка условий труда (СОУТ, не путать с СУОТ) призвана сменить на боевом посту всем известную процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда. Порядка двух месяцев назад появился рабочий вариант проекта федерального закона «О специальной оценке условий труда». На первый взгляд, кажется, что проект «слепили из того, что было», уж слишком много всего намешано в одном документе. Здесь и проведение инструментальных замеров, и оценка профессионального риска, и требования к экспертам организаций, оказывающих услуги по специальной оценке условий труда, тут же и экспертиза результатов СОУТ, выполняемая органами исполнительной власти субъекта РФ. С одной стороны, может это и положительный момент, что в одном документе собраны всё, что касается одной процедуры оценки условий труда, но с другой стороны, для того, что бы «запустить» такой закон нужно прилично поработать над существующим законодательством и, грубо говоря, реформировать всю систему охраны труда в России. К слову, по плану закон планируется ввести в действие с 1 января 2014 года. Пройдемся по основным моментам рабочего проекта федерального закона.
Если Вы знакомы с порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, то в отношении оценки условий труда принципиальных изменений не так уж и много. Организация, осуществляющая специальную оценку, как и аттестующие центры, должна будет иметь специальную аккредитацию на выполнение данных работ. Скорее всего, последуют изменения в порядке аккредитации аттестующих организаций. Отдельного внимания заслуживает часть проекта закона, регламентирующая требования к экспертам, проводящим оценку. Организация, выполняющая специальную оценку условий труда должна будет иметь не менее 5 штатных экспертов. В свою очередь, такой эксперт должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и квалификационную подготовку по спецоценке условий труда не менее 72 часов, опыт работы не менее 3 лет по идентификации опасностей и проведению измерений вредных факторов на рабочих местах, не иметь непогашенной или не снятой судимости (!) и проживающий постоянно на территории России. После этого эксперт сможет подать заявление на получение квалификационного аттестата на право проводить экспертную оценку и делать по ней заключения. Требования не шуточные. Только где взять не менее трех лет опыта по проведению замеров и идентификации опасности? То есть в разряд экспертов смогут перейти только специалисты нынешних аттестующих организаций, а остальные, получается, «пролетают»? Планируется также вести реестр экспертов, доступный для всеобщего обозрения в сети Интернет.
Нововведением является обязательное страхование гражданской ответственности экспертной организации, иначе деятельность ее будет незаконна. Ответственность, в следствие использование результатов оценки условий труда, должна быть застрахована не менее чем на миллион рублей. Получается, требуется разработка нового института страхования гражданской ответственности таких организаций. Стоимость подготовки экспертов плюс стоимость страховки даст немалую прибавку к стоимости проведения аттестации специальной оценки условий труда. Думается, что это не окончательные причины возможного удорожания процедуры.
Введение процедуры оценки профессионального риска напрашивалось уже давно, однако методических рекомендаций и порядка по его проведению нет до сих пор. Конечно, существует сложность в выборе верного подхода для проведения оценки риска, так как даже в развитых странах нет унифицированного варианта. Судя по проекту закона, оценку риска предполагается выполнять путем соотношения измеренных величин вредных факторов на рабочих местах с гигиеническими нормативами. Также законодатели хотят включить интегральную оценку профессионального риска, только вот как ее проводить пока не известно. Похоже, что на основе интегральной оценки и будет устанавливаться класс условий труда. Так же в процедуре специальной оценки условий труда предусмотрено определение уровня профессионального риска работодателя. Что же это такое? Не-по-нят-но. Определения как такового не имеется, и что под этой процедурой понимал законотворец, пока не ясно. Ясно только то, что процедура будет проводиться по особому стандарту, а пока можно только предполагать.
Пройдемся по непосредственному выполнению оценок условий труда и вредных факторов, присутствующих на них. Так проектом оговорено, что инструментальные замеры должны проводиться в том случае, если есть угроза здоровью работников. Если говорить конкретно, то замеры будут проводить в случае наличия оборудования-источника вредных и (или) опасных производственных факторов, которые входят в перечень оснований для медосмотра, имеются более ранние результаты оценки, по которым рабочее место признано вредным. Инструментальные замеры также должны проводиться в случае травмирования или выявления профессионального заболевания на рабочем месте или по предложению работников.
Следующий момент – это организация контроля качества проведения специальной оценки условий труда. Если обратить внимание на положения проекта закона, то невооруженным глазом заметно, что это не что иное, как экспертиза условий труда, которая на данный момент осталась без порядка проведения. Принципиальное отличие лишь в том, что эксперт органа исполнительной власти субъекта РФ сможет (при наличии удостоверения) беспрепятственно посещать организацию, контроль качества документации которой он проводит. Серьезный шаг.
Документ, конечно же, далек от идеала, но это всего лишь рабочий вариант. Можно надеяться, что Минтруд удивит нас чем-то стоящим.. стоящим очень и очень дорого. Не сложно выполнить в голове простейшие арифметические действия, что бы предположить размер удорожания стоимости проведения специальной оценки условий труда по отношению к той же (не дешевой) аттестации рабочих мест. Затраты на подготовку экспертов, страховку, увеличение объема выполняемого организацией функционала, несомненно скажется на стоимости и не в меньшую сторону. Почему бы не предусмотреть возможность самостоятельного выполнения организацией оценки риска, идентификации опасностей? Ни один эксперт не выявит опасность лучше, чем специалисты цеха, участка, да и инженеры по охране труда «не лыком шиты». Сейчас же остается только ждать, что же Минтруд предложит нам в итоге.
Рабочий проект Федерального закона "О специальной оценке условий труда"
Комментарии
лучше бы документы которые противоречащие друг другу пересмотрели
насколько я поняла речь еще идет о "гармонизации нормативов с нормативами сопоставимых по уровню промышленного и экономического развития стран, например государств – членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). ". По крайней мере здесь -
Масштабы работы, которую необходимо проделать для реализации этого проекта, колоссальные.
Если п.2 870 постановления уже 5 лет как минтруд не может осилить, то на реализацию ТАКОГО проекта страшно представить сколько нужно лет.
Уважаемое Минтруд...мы ждем, надеемся и верим!
Если п.2 870 постановления уже 5 лет как минтруд не может осилить, то на реализацию ТАКОГО проекта страшно представить сколько нужно лет.
о "гармонизации нормативов с нормативами сопоставимых по уровню промышленного и экономического развития стран
"процедуры оценки профессионального риска "
Какие ещё профессиональные риски?
НЕТУ, НЕТУ никаких профессиональных рисков - уже лет семьдесят профзаболевания регистрируются не по факту, а по плану, и их в десятки раз меньше, чем развитых странах, где условия труда в целом значительно лучше.
А раз рисков нет - о чём в министерстве думают? И аттестация в подавляющем большинстве случаев не проводится (Охрана труда и соц. страхование), а если и проводится, то как ... Зато - сколько разговоров, разговоров, разговоров ....
А в чём причина? Отчасти в том, что условия такие:
- При повреждении здоровья отвественности у работодателя практически никакой нет;
- При попытке рабочих возмутиться (порой просто скотскими условиями труда) им моментально укажут на дверь (за которой уже стоит 2-3 аула или кишлака граждан СНГ, готовых на всё);
- Ф(Н)ПР следовало бы слегка откорректировать название, убрав лишнюю вторую букву - а то недобросовестная реклама получается;
То есть, у тех кто работает, практически нет никаких возможностей влиять на ситуацию, а тех, кто прихватизировал предприятия, это - как минимум - не волнует. Например, значительная часть угля идёт на экспорт, а запылённость на рабочих местах достигает сотен ПДК (~1.5 грамм/м3), что при использовании малоэффективных полумасок гарантирует повреждение здоровья - и ничего !!! А современный уровень техники позволяет снизить её почти до ПДК. Но "работодателям" это не интересно - они по привычке молоком рабочих поят (иногда - и алкогольными напитками прямо на территории шахты торгуют).
Ирина пишет: Насколько он осуществим?
А давайте разок-другой пересмотрим итоги прихватизации в каком-то совершенно вопиющем случае - и посмотрим, что получится, а ?
(И сразу выяснится, что нет современных учебных пособий по вентиляции, СИЗ органов дыхания и т.п. ...)
Пресловутая аттестация началась еще с "застойных" времен (не помню точно то ли с 1980, то ли с 1990). Я уже и стал забывать когда государство озаботившись ОТ ввели а.р.м. И вот какое десятилетие жуем все туже жвачку. А если посмотреть статистику, то а.р.м. провели дай бог половина организаций. Почему? Потому, что РАБотодатели отлично знают, что не надо спешить брать под козырек. Все потянется десятилетиями, а там и власть сменится и все повернется не известно в какую сторону. Я уж не говорю про несбыточную в своей основе сертификацию...Вот уже и власть в ОТ поменяластьна наших глазах: МЗСР отстранили и вернули ранее отстраненный Минтруд.
И что нового, революционного вводят? Ничего. Меняют некоторые слова местами и все. Шило на мыло менять, видимо любимое занятие законодателей. Какието "риски" втюхивают. Сто лет жили без них и на тебе. Риски. Трескотни вокруг них...А пользы нет ни на йоту. Многие так и не поняли, что же за "риски" такие. А что, раньше их НЕ было? Но ведь как-то обходились. Были другие понятия. Ах да, я же забыл. Мы же все "застойное" отвергли как НЕправильное и строим новое общество на "П-равильных" принципах.
А почему, кроме декларации в ст.210 ТК дело с ОТ не идет? И не пойдет никогда. Это лично мое мнение. Потому, что во-первых за результат как всегда по большому счету никто НЕ отвечает. Не спешите улюлюкать. Если возьмете статистику и увидите, что (сколько?) возбуждено уголовных дел, (сколько?) дисквалифицировано РАБотодателей за не соблюдение требований ОТ, (сколько?) закрыто предприятий. Как говорят в математике: за малозначительностью величины, ею можно пренебречь! Вот она БЕЗНАКАЗАННОСТЬ! Показуху в расчет не берем. В любимом журнале ОТиСС приведена поразившая цифра, в Китае ЗАКРЫЛИ около 30 000 организаций, как не соответствующих требованиям их ОТ!
Во-вторых. Заметили, что законодатели стали охотно брать поборы в виде повышенных штрафов с РАБотодателей, вместо выше перечисленных мною действенных мер. Так "казна" пополняется, организуются неучтенные средства и количество миллиардеров год от года увеличивается...
А если пойти дальше, и заглянуть в "корень", то теория №золотого миллиарда" вам обо всем скажет!!! Остальное - ПРОФАНАЦИЯ.
Че то непонятно основное: кого он касается ? Или опять обязателен для всех или тем кто хочет ?