Ќа главную
Ќа главную

‘едеральный закон Ђќ специальной оценке условий трудаї: миф или реальность?

‘едеральный закон Ђќ специальной оценке условий трудаї: миф или реальность?

ѕо мнению ћинтруда –ф специальна€ оценка условий труда (—ќ”“, не путать с —”ќ“) призвана сменить на боевом посту всем известную процедуру аттестации рабочих мест по услови€м труда. ѕор€дка двух мес€цев назад по€вилс€ рабочий вариант проекта федерального закона «ќ специальной оценке условий труда». Ќа первый взгл€д, кажетс€, что проект Ђслепили из того, что былої, уж слишком много всего намешано в одном документе. «десь и проведение инструментальных замеров, и оценка профессионального риска, и требовани€ к экспертам организаций, оказывающих услуги по специальной оценке условий труда, тут же и экспертиза результатов —ќ”“, выполн€ема€ органами исполнительной власти субъекта –‘. — одной стороны, может это и положительный момент, что в одном документе собраны всЄ, что касаетс€ одной процедуры оценки условий труда, но с другой стороны, дл€ того, что бы Ђзапуститьї такой закон нужно прилично поработать над существующим законодательством и, грубо говор€, реформировать всю систему охраны труда в –оссии.   слову, по плану закон планируетс€ ввести в действие с 1 €нвар€ 2014 года. ѕройдемс€ по основным моментам рабочего проекта федерального закона.

≈сли ¬ы знакомы с пор€дком проведени€ аттестации рабочих мест по услови€м труда, то в отношении оценки условий труда принципиальных изменений не так уж и много. ќрганизаци€, осуществл€юща€ специальную оценку, как и аттестующие центры, должна будет иметь специальную аккредитацию на выполнение данных работ. —корее всего, последуют изменени€ в пор€дке аккредитации аттестующих организаций. ќтдельного внимани€ заслуживает часть проекта закона, регламентирующа€ требовани€ к экспертам, провод€щим оценку. ќрганизаци€, выполн€юща€ специальную оценку условий труда должна будет иметь не менее 5 штатных экспертов. ¬ свою очередь, такой эксперт должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование и квалификационную подготовку по спецоценке условий труда не менее 72 часов, опыт работы не менее 3 лет по идентификации опасностей и проведению измерений вредных факторов на рабочих местах, не иметь непогашенной или не сн€той судимости (!) и проживающий посто€нно на территории –оссии. ѕосле этого эксперт сможет подать за€вление на получение квалификационного аттестата на право проводить экспертную оценку и делать по ней заключени€. “ребовани€ не шуточные. “олько где вз€ть не менее трех лет опыта по проведению замеров и идентификации опасности? “о есть в разр€д экспертов смогут перейти только специалисты нынешних аттестующих организаций, а остальные, получаетс€, Ђпролетаютї? ѕланируетс€ также вести реестр экспертов, доступный дл€ всеобщего обозрени€ в сети »нтернет.

Ќововведением €вл€етс€ об€зательное страхование гражданской ответственности экспертной организации, иначе де€тельность ее будет незаконна. ќтветственность, в следствие использование результатов оценки условий труда, должна быть застрахована не менее чем на миллион рублей. ѕолучаетс€, требуетс€ разработка нового института страховани€ гражданской ответственности таких организаций. —тоимость подготовки экспертов плюс стоимость страховки даст немалую прибавку к стоимости проведени€ аттестации специальной оценки условий труда. ƒумаетс€, что это не окончательные причины возможного удорожани€ процедуры.

¬ведение процедуры оценки профессионального риска напрашивалось уже давно, однако методических рекомендаций и пор€дка по его проведению нет до сих пор.  онечно, существует сложность в выборе верного подхода дл€ проведени€ оценки риска, так как даже в развитых странах нет унифицированного варианта. —уд€ по проекту закона, оценку риска предполагаетс€ выполн€ть путем соотношени€ измеренных величин вредных факторов на рабочих местах с гигиеническими нормативами. “акже законодатели хот€т включить интегральную оценку профессионального риска, только вот как ее проводить пока не известно. ѕохоже, что на основе интегральной оценки и будет устанавливатьс€ класс условий труда. “ак же в процедуре специальной оценки условий труда предусмотрено определение уровн€ профессионального риска работодател€. „то же это такое? Ќе-по-н€т-но. ќпределени€ как такового не имеетс€, и что под этой процедурой понимал законотворец, пока не €сно. ясно только то, что процедура будет проводитьс€ по особому стандарту, а пока можно только предполагать.

ѕройдемс€ по непосредственному выполнению оценок условий труда и вредных факторов, присутствующих на них. “ак проектом оговорено, что инструментальные замеры должны проводитьс€ в том случае, если есть угроза здоровью работников. ≈сли говорить конкретно, то замеры будут проводить в случае наличи€ оборудовани€-источника вредных и (или) опасных производственных факторов, которые вход€т в перечень оснований дл€ медосмотра, имеютс€ более ранние результаты оценки, по которым рабочее место признано вредным. »нструментальные замеры также должны проводитьс€ в случае травмировани€ или вы€влени€ профессионального заболевани€ на рабочем месте или по предложению работников.

—ледующий момент – это организаци€ контрол€ качества проведени€ специальной оценки условий труда. ≈сли обратить внимание на положени€ проекта закона, то невооруженным глазом заметно, что это не что иное, как экспертиза условий труда, котора€ на данный момент осталась без пор€дка проведени€. ѕринципиальное отличие лишь в том, что эксперт органа исполнительной власти субъекта –‘ сможет (при наличии удостоверени€) беспреп€тственно посещать организацию, контроль качества документации которой он проводит. —ерьезный шаг.

ƒокумент, конечно же, далек от идеала, но это всего лишь рабочий вариант. ћожно наде€тьс€, что ћинтруд удивит нас чем-то сто€щим.. сто€щим очень и очень дорого. Ќе сложно выполнить в голове простейшие арифметические действи€, что бы предположить размер удорожани€ стоимости проведени€ специальной оценки условий труда по отношению к той же (не дешевой) аттестации рабочих мест. «атраты на подготовку экспертов, страховку, увеличение объема выполн€емого организацией функционала, несомненно скажетс€ на стоимости и не в меньшую сторону. ѕочему бы не предусмотреть возможность самосто€тельного выполнени€ организацией оценки риска, идентификации опасностей? Ќи один эксперт не вы€вит опасность лучше, чем специалисты цеха, участка, да и инженеры по охране труда Ђне лыком шитыї. —ейчас же остаетс€ только ждать, что же ћинтруд предложит нам в итоге.

–абочий проект ‘едерального закона "ќ специальной оценке условий труда"

ќльга »ванова
10 212 12 8
ћне нравитс€
 омментировать ƒобавить в закладки

 омментарии

0 ћне нравитс€
ƒобрый день, на основании данной статьи можно сделать вывод что кто-то оп€ть решил сделать монополию по оценки рисков, а также цену задрать на это до небес, ј–ћ и так не дешева€ ,а ее как не делали большинство работодателей так и риски не кто делать не будет, лучше бы документы которые противоречащие  друг другу пересмотрели, да и разобрались с документами 70-90 годов которые устарели (как выдача молока, которое только вредит люд€м).
1 ћне нравитс€
«акон мутный, непон€тный, логики никакой. —качивала и изучала уже такой рабочий проект, желтым цветом выделены моменты самим ћинтрудом, то есть над ними еще пока видимо думают.


÷итата
јнатолий ћоскавчук пишет:
лучше бы документы которые противоречащие друг другу пересмотрели
Ёто придетс€ сделать, если они хот€т запустить такой закон, да только до 1 €нвар€ времени не так много, а до 1 августа тем более. ќчень сомнительно, что все это как-то реализуетс€, по крайней мере в ближайший год. »ли же выдадут недоработанным и будут латать дыры по ходу. —амое интересно, что работник-то чего с этой оценки поимеет? есть еще вариант ув€зки этого закона с досрочным пенсионным обеспечением, типа если плохие услови€ - держи пенсию, нет - не будет тебе ничего, соответственно хот€т стимулировать работодателей на соблюдение ќ“, но скорее всего это дополнительный коррупциогенный фактор.
1 ћне нравитс€
 сю Vitogenesis
что то подсказывает, что цена —ќ”“ будет неподъемной...
насколько € пон€ла речь еще идет о "гармонизации нормативов с нормативами сопоставимых  по уровню промышленного и экономического развити€ стран, например государств Ц членов ќрганизации экономического сотрудничества и развити€ (ќЁ—–). ". ѕо крайней мере  здесь - http://www.rosmintrud.ru/labour/safety/106 это прозвучало.
ћасштабы работы, которую необходимо проделать дл€ реализации этого проекта, колоссальные.
≈сли п.2 870 постановлени€ уже 5 лет как минтруд не может осилить, то на реализацию “ј ќ√ќ проекта страшно представить сколько нужно лет.
”важаемое ћинтруд...мы ждем, надеемс€ и верим!  :flag:
0 ћне нравитс€
÷итата
 сю Vitogenesis пишет:
≈сли п.2 870 постановлени€ уже 5 лет как минтруд не может осилить, то на реализацию “ј ќ√ќ проекта страшно представить сколько нужно лет.
100 %


÷итата
 сю Vitogenesis пишет:
о "гармонизации нормативов с нормативами сопоставимых по уровню промышленного и экономического развити€ стран
да, тоже читала этот док, достаточно объемный и в принципе хорошо написанный, но насколько он осуществимый? сложно сказать)
0 ћне нравитс€
Ќаписанное ниже не имеет никакого отношени€ к автору статьи.

"процедуры оценки профессионального риска "
 акие ещЄ профессиональные риски?
Ќ≈“”, Ќ≈“” никаких профессиональных рисков - уже лет семьдес€т профзаболевани€ регистрируютс€ не по факту, а по плану, и их в дес€тки раз меньше, чем развитых странах, где услови€ труда в целом значительно лучше.
ј раз рисков нет - о чЄм в министерстве думают? » аттестаци€ в подавл€ющем большинстве случаев не проводитс€ (ќхрана труда и соц. страхование), а если и проводитс€, то как ... «ато - сколько разговоров, разговоров, разговоров ....

ј в чЄм причина? ќтчасти в том, что услови€ такие:
- ѕри повреждении здоровь€ отвественности у работодател€ практически никакой нет;
- ѕри попытке рабочих возмутитьс€ (порой просто скотскими услови€ми труда) им моментально укажут на дверь (за которой уже стоит 2-3 аула или кишлака граждан —Ќ√, готовых на всЄ);
- ‘(Ќ)ѕ– следовало бы слегка откорректировать название, убрав лишнюю вторую букву - а то недобросовестна€ реклама получаетс€;

“о есть, у тех кто работает, практически нет никаких возможностей вли€ть на ситуацию, а тех, кто прихватизировал предпри€ти€, это - как минимум - не волнует. Ќапример, значительна€ часть угл€ идЄт на экспорт, а запылЄнность на рабочих местах достигает сотен ѕƒ  (~1.5 грамм/м3), что при использовании малоэффективных полумасок гарантирует повреждение здоровь€ - и ничего !!! ј современный уровень техники позвол€ет снизить еЄ почти до ѕƒ . Ќо "работодател€м" это не интересно - они по привычке молоком рабочих по€т (иногда - и алкогольными напитками пр€мо на территории шахты торгуют).

»рина пишет: Ќасколько он осуществим?
ј давайте разок-другой пересмотрим итоги прихватизации в каком-то совершенно вопиющем случае - и посмотрим, что получитс€, а ?
(» сразу вы€снитс€, что нет современных учебных пособий по вентил€ции, —»« органов дыхани€ и т.п. ...)
1 ћне нравитс€
Ѕорис Ћебедев
 ак же мы любим сотр€сать небеса словесами...
ѕресловута€ аттестаци€ началась еще с "застойных" времен (не помню точно то ли с 1980, то ли с 1990). я уже и стал забывать когда государство озаботившись ќ“ ввели а.р.м. » вот какое дес€тилетие жуем все туже жвачку. ј если посмотреть статистику, то а.р.м. провели дай бог половина организаций. ѕочему? ѕотому, что –јЅотодатели отлично знают, что не надо спешить брать под козырек. ¬се пот€нетс€ дес€тилети€ми, а там и власть сменитс€ и все повернетс€ не известно в какую сторону. я уж не говорю про несбыточную в своей основе сертификацию...¬от уже и власть в ќ“ помен€ластьна наших глазах: ћ«—– отстранили и вернули ранее отстраненный ћинтруд.
» что нового, революционного ввод€т? Ќичего. ћен€ют некоторые слова местами и все. Ўило на мыло мен€ть, видимо любимое зан€тие законодателей.  акието "риски" втюхивают. —то лет жили без них и на тебе. –иски. “рескотни вокруг них...ј пользы нет ни на йоту. ћногие так и не пон€ли, что же за "риски" такие. ј что, раньше их Ќ≈ было? Ќо ведь как-то обходились. Ѕыли другие пон€ти€. јх да, € же забыл. ћы же все "застойное" отвергли как Ќ≈правильное и строим новое общество на "ѕ-равильных" принципах.  
ј почему, кроме декларации в ст.210 “  дело с ќ“ не идет? » не пойдет никогда. Ёто лично мое мнение. ѕотому, что во-первых за результат как всегда по большому счету никто Ќ≈ отвечает. Ќе спешите улюлюкать. ≈сли возьмете статистику и увидите, что (сколько?) возбуждено уголовных дел, (сколько?) дисквалифицировано –јЅотодателей за не соблюдение требований ќ“, (сколько?) закрыто предпри€тий.  ак говор€т в математике: за малозначительностью величины, ею можно пренебречь! ¬от она Ѕ≈«Ќј ј«јЌЌќ—“№! ѕоказуху в расчет не берем. ¬ любимом журнале ќ“и—— приведена поразивша€ цифра, в  итае «ј –џЋ» около 30 000 организаций, как не соответствующих требовани€м их ќ“!
¬о-вторых. «аметили, что законодатели стали охотно брать поборы в виде повышенных штрафов с –јЅотодателей, вместо выше перечисленных мною действенных мер. “ак "казна" пополн€етс€, организуютс€ неучтенные средства и количество миллиардеров год от года увеличиваетс€...
ј если пойти дальше, и загл€нуть в "корень", то теори€ єзолотого миллиарда" вам обо всем скажет!!! ќстальное - ѕ–ќ‘јЌј÷»я.
0 ћне нравитс€
—јЎј тихонов
„е то непон€тно основное: кого он касаетс€ ? »ли оп€ть об€зателен дл€ всех или тем кто хочет ?
0 ћне нравитс€
÷итата
—јЎј тихонов пишет:
„е то непон€тно основное: кого он касаетс€ ? »ли оп€ть об€зателен дл€ всех или тем кто хочет ?
дл€ всех об€зателен, по сути вместо ј–ћ будет —ќ”“

 омментарии могут оставл€ть только зарегистрированные пользователи.

ѕожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.