Не успел приказ № 302, регламентирующий вредные производственные факторы и перечень работ, при которых проводятся периодические и предварительные медосмотры, а также порядок их проведения как следует «набрать обороты», Минздрав публикует на своем Интернет-портале изменения к данному приказу. Проект изменений был подготовлен к сентябрю 2012 года и состоял из 50 страниц печатного текста, где сам черт ногу сломит от обилия цифр, пунктов и изменений. Минздрав, по-видимому, решил разгуляться не на шутку и не оставил без пристального внимания практически ни одного пункта приказа № 302н. Но… а воз и ныне там. Собственно в ход данные изменения не пошли. Любопытно, что сентябрьский проект приказа исключал фразу в нашумевшем пункте вышеназванного приказа 3.2.2.4 «от ПЭВМ (работа по считыванию, вводу информации, работа в режиме диалога в сумме не менее 50% рабочего времени)» и еще много-много всего.
И вот 15 мая 2013 года, Минздрав, видимо решив, что в сентябрьском проекте действительно слишком все несуразно, и он просто неудобоваримый для чтения и понимания решил взять и сочинить новый проект приказа, призванный отменить действие приказа № 302 и внести ряд изменений, предусмотренных уже заявленным проектом.
Первым делом, бросается в глаза исключение обязательного прохождения врача-нарколога и врача-психиатра. Они останутся только там, где обследования данными специалистами являются необходимыми. Предусматриваются изменения в пункте 3.2.2.4 приложения № 1 к приказу № 302н. Как и в сентябрьском проекте приказа, Минздрав хочет оставить только общее понятие «электромагнитное поле широкополосного спектра частот». Связку данного пункта с ПЭВМ следовало убрать уже давно, так как для жидкокристаллических (так называемых, современных) мониторов не характерно генерирование ЭМП широкополосного спектра частот. Но, в тоже время, в проекте приказа появляется пункт 4.2.3 «Вынужденный зрительный контакт более 4 часов в течение одного рабочего дня (смены) со средствами визуального отображения информации (дисплей, видеомодуль, видеомонитор, видеодисплейный терминал)». Имеется ли в виду работа с ПЭВМ более 50 % рабочего времени, как и ранее? Скорее всего, да.
Изменения коснутся и порядка проведения медицинских осмотров. Так ранее приказом 302н закреплялось, что председателем врачебной комиссии является врач-профпатолог, теперь же руководить комиссией должен будет руководитель медицинской организации или его заместитель, имеющий соответствующий диплом или сертификат профпатолога. Ясное дело, что у руководителя медорганизации и его зама не всегда будет возможность присутствовать в комиссии, не получится ли фиктивного обследования работников?
Комиссиям по проведению медицинского осмотра добавят прав на принятие решения о невозможности предоставить заключение о пригодности работника без дополнительных исследований в объеме, не предусмотренном приказом. Причем медицинская организация не оформит заключения без проведения данных обследований. Что же получается? Врачи и необходимые лабораторные исследования, которые и без того стоят уйму денег, могут быть не способны определить является ли человек пригодным для выполнения вредной работы или нет?
Майский проект приказа предусматривает возможность предоставления представительному органу работников (проще говоря, профсоюзу) заключительного акта проведения периодического медицинского осмотра работников, составляемого медицинской организацией по итогам его проведения. Интересно, для какой цели?
Также работодатель, до момента проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, должен будет заключить договор гражданско-правового характера с медицинской организацией на проведение медосмотров, тем самым «прикрепив» себя к тому или иному медицинскому учреждению. К договору прилагается перечень рабочих мест работодателя, в котором указывается перечень структурных подразделений работодателя, перечень профессий (должностей) в данных подразделениях, а также вредные и опасные факторы, присутствующие на рабочих местах. В проекте уточняется, что медицинская организация должна иметь лицензию на проведение медицинских осмотров (предварительных и периодических), а не просто право на их проведение, хотя разницы, в принципе, никакой. В настоящее время, согласно сайту Минздрава РФ в соответствии с работой открытого правительства антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов.
Комментарии
В «перечне факторов» и «перечне работ» написано:
''Рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях;'' и ''цифровая или крупнокадровая флюорография или рентгенография органов грудной клетки в 2-х проекциях (прямая и боковая);''.
А какая именно — ''крупнокадровая''?
Нам на пыльной работе делали ~30*40 ММ, и никаких ''Изменений не было'', а после перехода на другую работу сделали ~30*40 СМ, и сразу диагноз поставили. Почему бы не написать конкретнее — в США точный размер снимка указан в государственном стандарте по охране труда.
Считаю, что а.р.м. для того и проводится, чтобы раз и навсегда определить контингент которому нужно проходить ПМО и кому не нужно! Но как быть в этой стыковке "законов" ( об образовании и ТК)? Ведь ТК стоит по значимости после Конституции вторым, а всякие там подзаконные акты и отраслевые документы, должны СОГЛАСОВЫВАТЬСЯ с ТК!!!