Конвенция о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя (Конвенция № 173) принята в г. Женеве 23 июня 1992 года на 79-й сессии Генеральной конференции МОТ. Конвенция вступила в силу 8 июня 1995 года. В настоящее время конвенция ратифицирована 19 странами.
В соответствии с Конвенцией № 173 термин «неплатежеспособность» относится к ситуациям, при которых в соответствии с национальным законодательством и практикой открывается процедура, касающаяся активов предпринимателя, с целью удовлетворения претензий кредиторов на коллективной основе.
В соответствии со статьей 3 Конвенции № 173 каждое государство-член МОТ, ратифицирующее Конвенцию, принимает обязательства, вытекающие из раздела II, которые предусматривают защиту требований трудящихся посредством привилегии, либо обязательства, вытекающие из раздела III, предусматривающие защиту требований трудящихся с помощью гарантийных учреждений, или обязательства, вытекающие из обоих разделов. Выбор указывается в заявлении, сопровождающем ратификацию.
В этой связи в проект федерального закона о ратификации включен текст заявления о том, что Российская Федерация в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Конвенции № 173 принимает на себя обязательства, вытекающие из раздела II Конвенции, предусматривающего защиту требований трудящихся посредством привилегии.
Действующее законодательство Российской Федерации уже предусматривает один из предусмотренных конвенцией механизмов защиты трудовых прав работников – привилегия при удовлетворении требований кредиторов.Так, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что требования по оплате труда и выплате выходных пособий подлежат удовлетворению во вторую очередь после завершения расчетов с гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, тем самым подтверждается привилегированность работников перед требованиями конкурсных кредиторов. Это отражает высокий уровень защиты требований трудящихся в части предоставления им привилегий в соответствии с Конвенцией № 173.
Проведенный сравнительный анализ соответствия законодательства Российской Федерации положениям Конвенции № 173 показывает, что в законодательстве Российской Федерации в основном реализуются положения и требования Международной организации труда. Принятие положений Конвенции возможно без внесения изменений в действующее законодательство.