ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - законопроект) подготовлен с целью повышения эффективности системы социального страхования и выработки мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда.
Особенности современного этапа совершенствования системы управления охраной труда требуют повышения роли аттестации рабочих мест по условиям труда при разработке мероприятий по их улучшению и снижению профессионального риска работников для их объективной оценки и вторичной дифференциации страховых тарифов при установлении скидок и надбавок.
Важным звеном в реализации государственной политики в области охраны труда также является проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров.
В связи с этим законопроектом вносятся изменения в подпункт 18 пункта 2 статьи 17, пункты 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон № 125-ФЗ).
Вносимые изменения касаются дополнения обязанностей страхователя требованием сообщать страховщику сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников.
Законопроектом также предусматривается, что размер скидки или надбавки к страховому тарифу рассчитывается по итогам работы страхователя за три года (в настоящее время для расчета используется лишь предшествующий год) и устанавливается с учетом состояния охраны труда, включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников.
Как показывает правоприменительная практика, использование данных за один предшествующий год не позволяет в полной мере оценить эффективность работы страхователя в вопросах охраны труда. Для выравнивания основных показателей, применяемых для установления надбавок и скидок, предлагается их расчет производить исходя из итоговых данных страхователя, усредненных по итогам его деятельности за три года.
Указанные изменения согласовываются с другими условиями действующих в настоящее время нормативных правовых актов, а именно, осуществление страхователем финансово - хозяйственной деятельности в течение не менее трех лет.
Законопроектом пункт 1 статьи 22 Федерального закона № 125-ФЗ дополняется положением о том, что при наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Согласно действующим правовым нормам скидка к страховому тарифу устанавливается также предприятиям, имеющим несчастные случаи со смертельным исходом, что ставит их в неравные (преимущественные) условия с предприятиями, у которых смертельные случаи отсутствуют.
Анализ расследований несчастных случаев на производстве со смертельным исходом с 2000 года показал, что ни по одному смертельному случаю комиссией по расследованию несчастного случая не установлено, что страхователем предприняты все исчерпывающие меры по предотвращению таких случаев. Таким образом, предлагаемая норма направлена на стимулирование страхователей к соблюдению требований безопасных условий и охраны труда и сохранения здоровья работающих.
В Федеральном законе № 125-ФЗ заложена концепция, предполагающая страховое обеспечение по всем учтенным на данном предприятии страховым случаям вне зависимости от вины страхователя в их наступлении.
В соответствии с положениями статьи 2301 Трудового кодекса Российской Федерации страховые случаи, произошедшие у страхователя, независимо от его вины подлежат учету на данном предприятии. Соответственно по каждому такому случаю, в том числе со смертельным исходом, должно производиться осуществление обеспечения по страхованию иждивенцам погибших работников. Указанные расходы на выплату обеспечения по страхованию иждивенцам погибшего работника страховщик несет (независимо от предпринятых страхователем в установленном порядке мер по предотвращению таких случаев) за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, формируемых за счет обязательных страховых взносов страхователей. При этом не поступление от страхователей, у которых произошли несчастные случаи со смертельным исходом, страховых взносов в полном объеме (в случае установления таким страхователям скидки к страховому тарифу) может привести к превышению расходов страховщика, понесенных по страховым случаям, учтенным у данных страхователей, над поступившими от таких страхователей страховыми взносами.
Порядок реализации предлагаемой нормы по предоставлению скидок страхователям будет урегулирован Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила), утверждаемыми постановлением Правительства Российской Федерации. Проектом постановления предполагается предусмотреть, что несчастные случаи со смертельным исходом, произошедшие у страхователя и не являющиеся страховыми случаями, не будут являться основанием для лишения права страхователя на получение скидки к страховому тарифу.
Вносимые изменения позволят более эффективно учитывать условия труда на предприятии и уравнять сумму скидок и надбавок к страховым тарифам, а также урегулировать организационные вопросы, связанные со сроками, установленными действующими Правилами для утверждения средних значений основных показателей по виду экономической деятельности.
Кроме того, законопроектом в Правила включается порядок представления сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах, который определит цели, сроки и формы представления соответствующей информации.
Статьей 2 законопроекта предусматривается вступление его в силу с 1 января 2012 года, начала очередного бюджетного года.
Предлагаемый срок вступления законопроекта в силу связан также с тем, что вносимые изменения предполагают корректировку Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2001 г. № 652, и Методику расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденную постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 5 февраля 2002 г. № 11, регулирующих в настоящее время механизм установления и расчета скидок и надбавок к страховым тарифам.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 17 и 22 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Проектом федерального закона предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", касающихся дополнения обязанностей страхователя требованием сообщать страховщику сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных медицинских осмотрах работников.
Законопроектом также предусматривается, что размер скидки или надбавки к страховому тарифу рассчитывается по итогам работы страхователя за три года (в настоящее время для расчета используется лишь предыдущий год) и устанавливается с учетом состояния охраны труда, включая результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, обязательных медицинских осмотров работников.
Законопроектом вносится положение о том, что при наступлении страхового случая со смертельным исходом скидка не устанавливается.
Кроме того, законопроектом в правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам включается порядок представления сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах.
Статьей 2 законопроекта предусматривается вступление его в силу с 1 января 2012 года, начала очередного бюджетного года.
Законопроект направлен на повышение эффективности системы социального страхования и выработки мер экономического стимулирования субъектов трудовых отношений к соблюдению требований охраны труда.
Принятие законопроекта не повлечет изменений размеров страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, действующих в течение шести лет.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.