Очевидно, что благополучие предприятия или организации напрямую зависит от коллектива. Но даже самые талантливые и работоспособные сотрудники не принесут пользы, если не организовать их работу. А этим должен заняться руководитель.
Сегодня мы расскажем вам о том, что входит в понятие «управление персоналом», рассмотрим эффективные методики, а также затронем тему, где можно научиться управлять вверенными сотрудниками.
Значение термина «управление персоналом»
Управление персоналом – сложный процесс. Бесцельная раздача приказов и указаний приводит к хаосу и беспорядку на предприятии.
Руководитель должен выстроить особую стратегию. Только так он сможет заручиться поддержкой своего персонала. Сотрудники будут четко исполнять приказы и работать во благо компании.
Управление персонала – это трудоемкий процесс. Он включает в себя способы по поиску, обучению и администрированию сотрудников.
В крупных компаниях этими вопросами занимается специальный отдел - HR-менеджмент. Специалисты работают с персоналом и готовят высококвалифицированные кадры, которые готовы работать на благо организации.
Но если вы только заняли должность руководителя, а о существовании подобных специалистов слышите впервые или не можете их нанять, вам придется брать управление персоналом в свои руки.
Стили управления персоналом
Прежде всего, стоит выбрать стиль общения с коллективом. Выбор во многом определяется личными характеристиками директора, а также специфическими особенностями компании.
Выделяют 5 стилей управления. Представим их краткие характеристики:
- Авторитарный стиль. Практикуется слепое подчинение. Указы выполняются беспрекословно и без обсуждений. Работать с таким начальником тяжело. Остаются только устойчивые люди. Минус стиля – работники не проявляют инициативы, а руководитель лишает себя возможности получать дельные советы от персонала.
- Демократический стиль. Руководитель и коллектив – дружная команда. Инициативы приветствуются, вопросы обсуждаются совместно, мнение работников учитывается. Но высок риск формирования панибратских отношений с руководством. В этом случае говорить о дисциплине не приходиться.
- Либеральный стиль. Руководитель не принимает участия в жизни подчиненных. Он перепоручает управление компанией сотрудникам. Директор как бы выполняет роль наблюдателя. Такой стиль может применяться только в тех компаниях, где работают ответственные работники со стажем.
- Американский стиль. Обязанности четко распределяются. Каждый сотрудник знает о своей ответственности. Новые работники принимаются только в том случае, если они «вписываются» в сложившийся коллектив. Здесь нет случайных людей. Зарплата – результат труда. Каждый получает столько, сколько заработал. Персонал ориентирован на деятельность и развитие компании. Этот метод эффективен.
- Японский стиль. Руководитель способен заменить любого работника. Это – отличный специалист. В коллективе отмечается благоприятный психологический климат. Мнение сотрудников учитывается. Кроме того, каждый работник находится в непрерывном процессе обучения. Он постоянно повышает свой уровень. На таких предприятиях практикуют пожизненное трудоустройство. В результате: коллектив – одна семья.
В России используются все стили или их сочетания. Практика показывает: начинающие руководители обычно выбирают либо авторитарный, либо демократичный стиль или же пускают дело на самотек. Так поступать не стоит.
Как эффективно управлять персоналом?
Выстроить продуктивные отношения с персоналом помогут принципы HR-менеджмента. Их применяют уже на стадии набора сотрудников. Только так удается сформировать эффективную команду, в которой каждому участнику важно процветание и благополучие организации.
Практика показывает: начинающим руководителям и тем, кто хочет повысить свой уровень, необходимо специальные пройти курсы. Здесь рассматриваются основы эффективного управления персоналом. Именно поэтому так популярны курсы HR-менеджеров в Москве.
Слушателей обучают подбирать высококвалифицированный персонал, выстраивать с ним продуктивные отношения, соблюдать баланс контроля и самостоятельности.
Опытные руководители рекомендуют в работе с коллективом придерживаться следующих правил:
- Поручаете работникам только ту работу, которая отвечает их должностным обязанностям. Но обучайте специалистов. Каждый участник команды должен уметь заменять отсутствующего работника. Не злоупотребляйте умениями персонала.
- Относитесь к каждому работнику ровно, не выделяйте любимчиков. В противном случае психологический климат будет желать лучшего. Конфликты неизбежны.
- Замещайте работников, ушедших в отпуск, людьми из своего коллектива. Так, вам гарантированно не придется столкнуться с завалами, если нужный сотрудник уволится. У вас будут подготовленные кадры.
- Следите за дисциплиной. Используйте методы поощрения и наказания. Рабочий график должен соблюдаться неукоснительно.
- Применяйте систему ключевых показателей. Это значит, что вы должны организовывать мониторинги, которые позволят выявить эффективность и продуктивность своего персонала. Этим действиям также обучают на курсах по управлению персоналом.
- Обеспечьте взаимодействие структур организации. Организовывайте совместные мероприятия, например, тренинги или корпоративы. Такие действия обеспечат общность и сплоченность команды. Персонал в кризисной ситуации будет работать слаженно и дружно.
- Позаботьтесь о культуре доверия. Доказывайте делом, что каждый сотрудник – ценность. Его мнение и инициатива важны. Психологический климат значительно повышается, если персонал доверяет руководителю и осознает личную ответственность за процветание компании.
Научиться управлять персоналом невозможно за минуты. Руководитель также должен повышать свой уровень и квалификацию. Запишитесь на курсы, посещайте вебинары и тренинги, не отказывайтесь от предложений, которые направлены на помощь руководству. Используйте современные методы управления персоналом, и ваша компания будет процветать.