Безопасность современных автомобилей
На главную
На главную

Безопасность современных автомобилей

Безопасность современных автомобилей
20 июля 2022 | Обо всем

Первый автомобиль в истории был представлен Карлом Бенцем в 1886 году, а привычные нам трехточечные ремни безопасности появились только 1956 году на автомобилях шведского концерна Volvo. Целых 70 лет потребовалось человеку, чтобы понять важность безопасности водителя и пассажиров.

Современный автомобиль готов похвастаться увесистым рекламным буклетом, в котором половину будет занимать описание систем активной и пассивной безопасности. За красивыми названиями могут скрываться как последние разработки из мира автономного вождения, так и системы, придуманные полвека назад. Разберем системы безопасности современных автомобилей по полочкам, чтобы не попасть в сети хитрых маркетологов.

Кто и как определяет безопасность автомобилей?

Ответ на этот вопрос приходит мгновенно, даже если вы далеки от мира авто: проводят краш-тест и всё. Но это только на первый взгляд просто, на практике есть целые национальные системы проведения краш-тестов NCAP – программа оценки новых автомобилей. Каждая система состоит из различных «упражнений», которые должен выполнить тестируемый автомобиль.

Америка – NHTSA

Национальная ассоциация безопасности дорожного движения (NHTSA) является головным подразделением по разработке и совершенствованию мер дорожной безопасности на территории США. Свой первый краш-тест организация провела 1979 году и в настоящий момент проверяют автомобили в двух основных упражнениях:

  • Фронтальный удар с полным перекрытием в бетонное препятствие на скорости 56 и 39 км/ч. В салоне водитель и передний пассажир, оба пристегнуты ремнями.
  • Боковой удар в стоящее авто при помощи специальной тележки весом 1368 кг, двигающейся на скорости 62 км/ч. В салоне водитель и пассажир за водителем, оба пристегнуты ремнями.

Все отчеты хранятся на сайте в свободном доступе, включая фото/видео материалы. Есть возможность посмотреть отчет экспертов в формате PDF.

Европа - Euro NCAP

Считать данный стандарт общеевропейским будет ошибкой. По состоянию на 2022 год в него входит всего 7 европейских государств:

  • Великобритания (родоначальник европейской NCAP);
  • Германия;
  • Австрия;
  • Нидерланды;
  • Швеция;
  • Каталония (не путать с Испанией);
  • Франция.

Ни в одной стране из списка выше плохие результаты не являются основанием для запрета на выпуск модели на рынок. Известны единичные случаи, когда автопроизводитель исправлял проблемы с безопасностью до выхода модели на рынок.

Euro NCAP известен своими высокими требованиями и разнообразием моделируемых ситуаций. В краш-тестах отдельно проверяют безопасность взрослых и детей, а также какой потенциальный ущерб будет нанесен пешеходу в случае ДТП.

Россия

По состоянию на 2022 год на территории РФ нет ни одной системы NCAP. Единственные требования о безопасности автомобиля указаны в Техническом регламенте таможенного союза, а проведение краш-тестов является добровольным, как и публикация результатов.

Условия для проведения испытаний есть только у завода АвтоВАЗ и на базе института НАМИ. Издание «Авторевю» проводит в частном порядке испытания по системе ARCAP, которая полностью копирует Euro NCAP за исключением публикуемой отчетности. Журналисты не публикуют подробный разбор деформаций кузова и качество работы систем безопасности.

Активные системы безопасности – электронный ошейник современного авто

С развитием технологий на дороги общего пользования массово вышли недорогие автомобили с турбированными двигателями мощностью более 200 л.с. С таким двигателем Skoda Octavia в СПб совершила прыжок через разводной мост. Чтобы поездка на таком болиде была не только захватывающей, но и безопасной производители разработали системы, которые помогают удержать контроль над автомобилем как при разгоне, так и при торможении.

ABS (Anti-block Braking System)

Антиблокировочная система или АБС является неотъемлемой частью новых автомобилей в Европе и Америке. Машины без данной системы не допускаются к продаже. Работа АБС заключается в предотвращении блокирования колес во время торможения, чтобы сократить тормозной путь и исключить сход автомобиля с траектории движения.

Первая гидравлическая система появилась на гоночных Ягуарах 1958 года при непосредственном участии фирмы Dunlop. Современные системы ABS контролируют автомобиль при помощи электромагнитных клапанов, растормаживая колеса до 12 раз в секунду. На данный момент — это самая примитивная система активной безопасности, которая в чистом виде осталась только на самых бюджетных автомобилях (Renault Logan, Lada Granta).

EBD (Electronic Brake Force Distribution)

Эволюцией системы ABS стала - Система распределения тормозных усилий (EBD). В отличие от предка, EBD способна раздельно тормозить машину по осям, а последние версии контролируют каждое колесо в отдельности.

Так для сокращения тормозного пути электронный охранник снижает тормозное усилие на заднюю ось, при этом сохраняя давление на передней оси.

ASR (Automatic Slip Regulation)

Антипробуксовочная система (ASR) призвана помочь избежать длительной пробуксовки, что особенно актуально для мощных переднеприводных автомобилей. Делается это за счет управления дроссельной заслонкой и подтормаживания колес, которые начали пробуксовку.

ASR частично использует возможности антиблокировочной системы, только не для сброса давления в тормозах, а наоборот для повышения. Одновременно учитываются скорости вращения всех колес относительно друг друга (так выявляется буксующее колесо), а также разница в угловых скоростях колес, тем самым определяется момент потери сцепления (пробуксовки).

Наиболее современные комплексы ASR способны управлять тормозами, системой подачи топлива и даже автоматической коробкой, чтобы обеспечить минимальную пробуксовку на любом типе дорожного покрытия.

Система курсовой стабилизации (Electronic Stability Program)

ESP объединяет в себе все указанные выше системы активной безопасности и заставляет их работать слаженно и в нужное время. Курсовая стабилизация непрерывно собирает данные с множества датчиков, чтобы понять пора включаться или нет.

ESP самостоятельно задействует и ABS, EBD и ASR, а также определяет степень вмешательства в поведение авто.

Пассивные системы безопасности – когда надо исправлять неотвратимое

Пассивные системы безопасности призваны защитить людей внутри автомобиля и минимизировать негативные последствия в случае столкновения с любым объектом и на любой скорости. Для этого используются следующие устройства:

  • Подушки безопасности (водителя, пассажира, шторки, коленные и т.д.)
  • Ремни безопасности с преднатяжителями;
  • Система вызова экстренных служб (ЭРА-Глонасс);
  • Активные подголовники;
  • Заранее запрограммированные зоны деформации кузова при столкновении и т.д.

У нового поколения популярного в России кроссовера Mitsubishi Outlander 11 подушек безопасности и полный комплект активных помощников. Премиальный автомобили (Mercedes S-klasse, BMW 7-series, Audi A8) оснащены 16 подушками, которые защищают пассажиров от какого-либо контакта с кузовом автомобиля.

Лучшие автомобили по системе Euro NCAP на российском рынке

Для выбора машины с точки зрения безопасности разумно выбирать методику Euro NCAP, так как версии автомобилей для Европы гораздо ближе к версиям для России, чем их американские аналоги.

Бюджетный автомобиль – Citroen C4

Французский седан получил итоговую оценку 4 звезды. Особенно хорошо Ситроен зарекомендовал себя в плане защиты водителя и пассажира (80%), а также детей (83%). Отличные показатели для семейного автомобиля.

Семейный кроссовер – KIA Sorento 2020-2022

Корейский внедорожник удивил оценкой в 5 звезд. Защита пассажиров 82%, а для детей уровень безопасности 85%! При этом за технологии обеспечения безопасности (активные и пассивные системы) целых 87%. Комфортно и безопасно – то что надо для дальней поездки всей семьей.

Средний класс – Mazda 6 2022

Японский седан показал привычный результат в 5 звезд, который повторяется с 2018 года. Безопасность пассажиров на высочайшем уровне – 95%, а защита маленьких пассажиров 91%. Немного подвели системы автопилота, такие как удержание в полосе. Уж если на европейских дорогах электронный глаз терялся, то на российских данная система скорее всего будет бесполезна, всего 73%.

Будущее автомобильной безопасности

Мировые автоконцерны активно развивают технологии автономного движения автомобилей. Первопроходцем и лидером является американская Tesla, но и другие производители не отстают.

Инженеры пытаются научить машины «общаться» друг с другом, создать нейронную сеть из потока машин, чтобы на основе анализа общих данных автомобиль сам строил маршруты, выбирал скорость движения и мог предупреждать опасные ситуации на дороге.

Не стоит забывать, что не так давно ABS было уделом самых дорогих автомобилей мира, а сейчас является обязательным даже для дешевых малолитражек. А значит при дальнейшем развитии идеи нейронной автосети каждый из нас сможет получить машину с автопилотом.

255
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки
Это окно автоматически закроется через сек