Характеристика и маркировка моторных масел от А до Я - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Академия

Характеристика и маркировка моторных масел от А до Я

Характеристика и маркировка моторных масел от А до Я
10 июля 2022 | Обо всем

Для корректной работы любого двигателя внутреннего сгорания (ДВС) требуется использовать моторное масло. Оно предназначено для снижения трения между движущимися элементами мотора, профилактики коррозии, обеспечения равномерного распределения тепла в системе, а также герметизации и очищения. Для того чтобы правильно выбрать масло, необходимо уметь расшифровывать маркировки на его этикетках.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МОТОРНЫХ МАСЕЛ

Происхождение

По составу выделяют синтетические, полусинтетические и минеральные масла.

Синтетические масла имеют маркировку «Fully Synthetic» и производятся полностью искусственно, то есть синтезируются с помощью химических реакций. Этот вид масла обладает повышенными эксплуатационными характеристиками (лучше снижает трение и расход топлива, увеличивает срок службы двигателя и т. д.) и подходит для большинства современных машин с бензиновыми или дизельными моторами, в том числе турбированными. Синтетическое масло не совместимо с устаревшими ДВС.

Минеральные масла (маркировка «Mineral») являются продуктом переработки нефти. По сравнению с другими видами, такие масла имеют слабые эксплуатационные характеристики. В холодных условиях они быстро густеют. После выгорания минеральные компоненты оставляют отложения, что является губительным для современных моторов. Кроме того, неоднородность размеров молекул масла вызывает повышенное трение и изнашивание системы. Низкие смазывающие свойства также способствуют быстрому нагреву двигателя. Поэтому масло следует менять как можно чаще. Минеральное масло имеет низкую цену и подходит для старых автомобилей с большим пробегом. Для них требуются более густые смазки, образующие толстую защитную пленку на поверхности мотора.

Полусинтетические масла (маркировка «Semi-Synthetic») имеют минеральную основу, дополняемую синтетическими присадками. Присадки представляют собой искусственные химические соединения для повышения производительности двигателя. Полусинтетический состав универсален: его можно применять для бензиновых и дизельных двигателей, турбированных или атмосферных. Благодаря имеющимся в составе присадкам, удается добиться необходимой вязкости. Масло можно использовать для двигателей с большим пробегом, с тем условием, что оно соответствует требованиям его производителя. Такой состав оптимален для автомобилей, эксплуатируемых в городской среде.

Виды присадок:

  • Антикоррозийные присадки образуют на поверхности мотора специальную пленку, защищающую металл от разрушения.
  • Антиокислительные присадки замедляют процессы разрушения масла под действием кислорода и продлевают срок службы продукта.
  • Антинагарные, дисперсные и моющие типы присадок снижают количество образовавшегося нагара и отложений.
  • Вязкостные присадки контролируют консистенцию масла.
  • Депрессорные присадки снижают температуру застывания масла.
  • Герметизирующие присадки снижают вероятность появления протечек.

И мн. др.

Такие масла стоят дешевле, чем синтетические, но почти не уступают им в свойствах.

Особой популярностью на рынке пользуются китайские моторные масла. Вне зависимости от основы состава, китайское моторное масло обладает оптимальным соотношением цены и качества.

API классификация

В 1969 году Американский Нефтяной институт (API) разработал шифровую систему для регламентации области применения масла (дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т. д.).

Первой в шифре на этикетке стоит аббревиатура API, а далее индекс, указывающий на предназначение масла и его основные характеристики. Обозначение «S» (Service) соответствует бензиновому мотору, а «С» (Commercial) – дизельному. Следующие буквы на шкале располагаются в алфавитном порядке и указывают на год выпуска двигателя и его особенности.

Бензиновые моторы:

  • SC — до 1964г.
  • SD —1964-1968 гг.
  • SE —1969-1972 гг.
  • SF —1973-1988 гг.
  • SG —1989-1994 гг. (суровая эксплуатация)
  • SH —1995-1996 гг. (суровая эксплуатация)
  • SJ —1997-2000 гг. (энергосбережение)
  • SL —2001-2003 гг. (продолжительная эксплуатация);
  • Sl+ — (усиленная сопротивляемость окислению)
  • SM — с 2004 г. и по сей день

Дизельные моторы:

  • CB —1961 г. (высокое серосодержание);
  • CC — до 1983 г. (суровая эксплуатация);
  • CD —до 1990 г. (суровая эксплуатация);
  • CE —до 1990 г.  (турбина);
  • CF — с 1990 -1994 гг.  (турбина);
  • CG-4 — 1994 - 1998 гг.  (турбина);
  • CH-4 — с 1998 г. (высокая экологичность);
  • CI-4 — современные ДВС с турбиной и EGR;
  • CI-4 plus — соответствует предыдущему поколению, но менее токсичен.

Универсальное масло, подходящее для обоих типов моторов, имеет сразу две комбинации, например: SF/CC или SG/CD.

При желании выбрать более современное масло, можно подняться лишь на один класс выше. Это обусловлено тем, что следующее поколение масла имеет те же, присадки, что и предыдущее. Резкий и необоснованный переход с масла низкого класса на значительно высокий может привести к повышенному износу деталей двигателя и вывести его из строя.

В шифре масла для дизельных моторов присутствует еще один показатель - цифра 2 или 3, указывающая на тип двигателя (двух или четырехтактный соответственно).

Принципиальное отличие этих двух видов ДВС заключается в способе подачи масла. В двухтактном моторе масло предварительно смешивается с топливом, впрыскивается и выгорает вместе с ним в процессе работы. В четырехтактном двигателе используется принудительная система смазки, предполагающая подачу масла изолированно от топлива.

Двухтактное масло для техники малой мощности

Американский Нефтяной институт также разработал отдельную классификацию двухтактных моторных масел для техники малой мощности:

  • API TA (устаревший стандарт) - для двигателей с объемом до 50см3 с воздушным охлаждением (мопеды, триммеры и т. д);
  • API TB (устаревший стандарт) - для двигателей с объемом 50-200 см3 с большой нагрузкой (бензопилы, мотоциклы и т. д);
  • API TC (действующий стандарт) – для высоконагруженных моторов с объемом 200-500 см3 с воздушным охлаждением (мотоциклы, снегоходы);
  • API TD (устаревший стандарт) – для подвесных двигателей моторных лодок с водяным охлаждением.

Ряд стандартов в классификации являются устаревшими, но дают нам информацию о том, что не существует универсального двухтактного масла. Это связано с тем, что условия эксплуатации разных моторов отличаются.

Так двухтактный лодочный мотор эксплуатируется в условиях высоких нагрузок и повышенной влажности, что требует наличия в составе масла эмульгирующей присадки. Второй отличительной особенностью лодочных моторов является температура эксплуатации: в водной среде она значительно ниже, потому требуется масло, обладающее более низкой вязкостью.

Актуальным для масел водного транспорта является стандарт, разработанный американской Национальной Ассоциацией Судостроителей (англ. National Marine Manufacturers association - NMMA) TC - W3. Масло данного типа является альтернативой API TD.

Классификация SAE

Немаловажным фактором при выборе масла является температура внешней среды, которая влияет на вязкость продукта. Для ориентации в маслах Общество Автомобильных Инженеров США (SAE) разработало классификацию масел по вязкостно-температурным свойствам.

Согласно классификации масла, делятся на три категории: зимние, летние и всесезонные.

Выделяют 6 категорий зимнего масла:

  • 0W — макс. t -35 °C
  • 5W — макс. t -30 °C
  • 10W — макс. t -25 °C
  • 15W — макс. t -20 °C
  • 20W — макс. t -15 °C
  • 25W — макс. t -10 °C

Цифры в данном случае являются индексом вязкости, а буква «W» (Winter) указывает на зимнее время года. Чем меньше числовое значение, тем ниже максимальная температура использования. В агрессивно холодных условиях требуется меньшая вязкость масла, для легкого запуска двигателя.

5 категорий летних масел (20, 30, 40, 50, 60) обозначаются сдвоенными цифрами, соответствующими максимальной температуре эксплуатации. Чем выше их значение, тем большей вязкость обладает масло при высоких температурах.

Не рекомендуется выходить за диапазон заявленной температуры.

Маркировка всесезонных масел комбинирует два значения, например: 10W30.

Следует помнить, что классификация SAE распространяется только на вязкостно-температурные свойства моторных масел и не сообщает никакой информации об их эксплуатационных качествах.

Рекомендуемая периодизация замены масла и его тип указаны в мануале двигателя.