На главную
На главную

Вагоны-хопперы

Вагоны-хопперы
20 февраля 2021 | Обо всем

Вагон-хоппер – саморазгружаемый вагон в виде бункера. Торцевые стенки установлены под углом, что необходимо для выгрузки сыпучих грузов под действием силы тяжести (самотеком). В нижней части предусмотрены разгрузочные люки, которые с английского называются «хопперами». От них и произошло название самого вагона.

Классификация хопперов

Грузовые вагоны бывают открытого и закрытого типа. Открытые применяются для перевозки сыпучих товаров, не боящихся воздействия дождя и других осадков. Закрытые – обеспечивают защиту груза от внешних воздействий.

Также вагоны-хопперы классифицируются по типу выгрузных люков. Они могут ссыпать груз в междупутье или в боковые стороны от путей. Управление люками осуществляется автоматически или механически.

Кузовная часть конструкции фиксируется на четырехосные типовые тележки с автоматической тормозной системой и автосцепкой.

Модели открытого подтипа

В вагонах без верхней крыши можно транспортировать торф, горячий агломерат, кокс, руду, уголь и окатыши. Для последних предусмотрен отдельный тип подвижного состава. А для транспортировки горячих грузов внутренняя обшивка изготавливается с небольшим зазором между стенками корпуса, что обеспечивает прочность и защищенность от температурных воздействий.

Закрытые хопперы

Цемент транспортируют четырехосные цементовозы. Выгрузка производится при помощи пневматических систем. Зерновые культуры перевозят в зерновозах, которые также имеют четыре оси и особую систему выгрузки.

Технический углерод или сажу транспортируют в хопперах закрытого типа, в них же отправляют гранулированную сажу, минеральные удобрения. Выгрузка в таких моделях чаще всего производится на междупутье. Люки открываются вручную.

Для удобства перевозки минеральных удобрений выбирают хопперы с боковой пневматической выгрузкой. Потоки сжатого воздуха гарантируют быструю и полную разгрузку вагонов без потери большого количества груза.

Дозаторы

Отдельный вид вагонов-хопперов, появившийся в России в 50-х годах XX века. Их применяют в путевом хозяйстве РЖД. Среди моделей особой популярностью пользуются ЦНИИ-ДВЗ, ЦНИИ-ДВЗМ и полувагоны ВПМ-770. Все они подходят для доставки и порционной выгрузки балласта в местах путевых работ. Благодаря дозаторам проще укладывать путь, выравнивать покрытие и проводить другие работы с балластом.

Устройство вагонов-дозаторов

Вагоны состоят из следующих компонентов:

  • Металлический кузов, имеющий 4 отсека с отдельными крышками
  • Разгрузочные люки с секторными (ВПМ-770) или поворотными крышками
  • Усиленная и ходовая рама
  • Типовая тележка с 4 или 8 осями
  • Автосцепка для присоединения вагона
  • Автоматическая тормозная система
  • Рабочая и тормозная пневмосистема

Исправность каждого элемента проверяется до отправки дозатора на маршрут. Обязательно контролируется работоспособность выгрузных люков и тормозной системы.

Технические параметры вагонов-дозаторов

Средняя грузоподъемность одного вагона – 60 тонн. Полезный объем кузова – 33,4 кубометра. Скорость – до 5 км/ч. Общая масса пустого хоппера – 23 тонны.

Как работают хопперы-дозаторы

Вагоны-хопперы не относятся к самоходному транспорту. Их присоединяют к локомотиву, от компрессора которого питается пневматическая система вагонов дозаторного типа. Технология выгрузки балласта определяется типом путевых работ. Он может сгружаться на середину пути, в междупутье, на обочину или по всей ширине ж/д полотна.

В процессе движения балласт поступает из нижних бункерных отсеков люков в дозирующие устройства. Из них он высыпается на железнодорожное полотно с заданной толщиной. Слой высыпанного материала подпирает рамку дозатора. За счет такой конструкции исключается бесконтрольное высыпание балластного материала.

Количество высыпаемого балласта дозируется высотой рамки и пневматической системой, через которую от компрессора локомотива поступает сжатый воздух.

В дорожных работах участвуют составы из 20-25 вагонов, чтобы количество балласта хватило на весь ремонтируемый участок. Такие составы называются дозаторными вертушками. Загрузка балластным материалом производится на заводах, выпускающих щебенку, или на карьерах.

Вертушки подвижного состава по маршруту движения поочередно выгружают балласт. Пока первый вагон не разгрузится полностью, следующий не начнет выгрузку. Вагоны серии ЦНИИ-ДВЗ, ЦНИИ-ДВЗМ с поворотными крышками не способны прерывать процесс отгрузки щебня.

Когда ремонт железнодорожного полотна проходит через мост, где нельзя проводить выгрузку балласта, целесообразнее применять полувагоны ВПМ-770. За счет секторных затворов они могут прервать выгрузку в любой момент движения.

Модели вагонов для узкоколейных путей

Ремонтом узких железнодорожных путей занимаются маленькие дозаторы. Их грузоподъемность до 12,5 тонн. Отсыпка и дозирование балласта осуществляется специальными штурвалами, находящимися сбоку вагона или на его торце. Остальные функции аналогичны большим вагонам хопперам-дозаторам.


123
Мне нравится
Комментировать Добавить в закладки