Правильный выбор моторного масла - новости информационного портала по охране труда в России
Меню
Сфера
Новатика - обучение для СОТ

Правильный выбор моторного масла

Правильный выбор моторного масла
18 ноября 2020 | Обо всем

При замене моторного масла в двигателе или механической коробке передач опытные механики не рекомендуют доверять советам автолюбителей. Для каждого силового агрегата существует собственное смазывающее средство, которое было успешно протестировано фирмой-производителем. Чаще всего название и соответствие допускам заменяемой смазки вы найдете в книге по эксплуатации движка вашего транспортного средства.

Но, что делать, если инструкция потеряна или Вы решили найти объективную информацию. Давайте разберемся, какое масло подойдет для двигателя вашего автомобиля.

Виды моторных масел

Разработано три вида смазывающих средств для двигателей:

  • минеральные, созданные путем перегонки мазута, получаемого из нефти. Содержит щелочные и циклические парафины, циклановые углеводороды – до 80 процентов, частично ненасыщенные алкановые углеводороды. Стоимость подобного продукта ниже, чем у синтетики (вот цены на синтетическое масло Кастрол), благодаря не ресурсо-затратному производству. Используется в двигателях, изготовленных до 2000 года, редко в современных машинах, либо для движков с высоким пробегом и для эксплуатации только в летний период. Так как из-за неоднородности молекул происходит большое трение. Оно способствует повышению температуры в двигателе. А из-за высокой температуры смазка разжижается и теряет свои свойства. Автовладельцу приходится чаще менять его;
  • полусинтетические масла. Продукт содержит до 60 процентов базовой смазки и 40 процентов дополнительных присадок. Получают полусинтетическую смазку путем гидрокрекинга. Легкие фракции выделяют из сырой нефти и очищают путем использования HC и VHVI технологий. Присадки делят на три типа: модифицирующие (которые изменяют свойства), защитные, антикоррозийные. Такие смазки тоже быстро теряют свои свойства во время эксплуатации, особенно при тяжелых условиях;
  • синтетические. Этот продукт полученный полностью из полиальфаолефинов. Эти смазки более дорогие (посмотрите, на цены синтетического масла Liqui Moly), но эффективнее, чем минеральные и полусинтетические. Базовая основа состоит из однородных молекул, поэтому такая смазка надежно защищает механические части двигателя от перегрева и повреждений.

Из масел еще есть эстеры, изготовленные путем нейтрализации карбоновых кислот спиртами, и смазки на базе полигликоля. Последние считаются более эффективными. Запрещается подвергать их смешиванию с другими смазывающими средствами во время замены.

Маркировка

На канистрах вы часто можете видеть сокращения по SAE, API. Это все называется маркировкой моторных масел.

SAE определяет класс вязкости. Указывается в виде цифрового значения, буквенного и снова числового обозначения. Например, 20W40, где:

  • 20W – минимальная температура воздуха при которой возможен пуск мотора;
  • 40 – высокотемпературная вязкость. Максимальная температура, при которой смазка не теряет свойств. Обычно это сборный показатель минимума и максимума показателей при рабочей температуре движка.

Для движков, которые эксплуатируют в суровых зимних условиях, следует заливать смазывающие средства не выше класса 0W, 5W, для летних – 15W, 20W и выше. Сейчас масла чаще всего маркируются сдвоенным числом: 5W30 – это всесезонные смазывающие средства.

Классификация по API показывает в какой мотор можно заливать смазку: бензиновый или дизельный. Например, API SJ или API CF – 4.

  • S – смазка используется в бензиновых моторах;
  • С – в дизельных;
  • S../C.. – эксплуатируется в обоих.

Внимание! Для силовых агрегатов, выпущенных после 2000 года, масло маркируется литерами SJ, SL, SM, SN.

Узнать класс по API и купить моторное масло Тойота можно здесь.

Подобным образом обозначаются масла для старых движков в американской классификации. Новые обозначения, которые являются европейским аналогом предыдущих, но зашифрованы под аббревиатурой ACEA. Теперь бензиновые смазки обозначаются буквой А, дизельные – B. Категория С – для двигателей с жесткими требованиями к экологическим нормам – Евро 4 и выше. Категория Е – для дизелей грузовых автомобилей.

Маркировка для двухтактных моторов

Масла для двухтактных моторов маркируются по стандарту JASO M 345: JASO FА (базовые требования к моющим способностям), JASO FD (с высокими требования к моющим способностям).